Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития на организационном этапе урока
Осипенко Наталья Александровна
МАОУ гимназия №49
Г.Тюмень.
2024 год
- В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». К сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В последнее время наблюдается, что ученики становятся мало заинтересованными в получении знаний, поэтому возникает проблема в повышении мотивации учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. Занятость в международных, всероссийских олимпиадах, интернет проектах – это решение мотивации во внеурочное время. А мотивацию на уроках повышаю внедрением различных приемов на разных этапах урока.
Этап 1. Организационный
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».
Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
· «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
· «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
· «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы:
Психологический настрой
1. Давайте улыбнемся друг другу . Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Психологические настрои под музыку:
https://youtu.be/PeNNO4gPuVg Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
4 . Вводно -психологический настрой для урока математики:
И прекрасна, и сильна – Математики страна. Уравненья и задачи, Устный счет здесь всякий раз. Пожелаю вам удачи! За работу! В добрый час!.
*********************
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа
5. Вводно -психологический настрой для урока русского языка: Я тетрадь свою открою
И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь!
*********************************** Сколько правил, сколько правил. С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только, Будь внимательным и только, Всё запомнишь, всё поймёшь.
6. Девиз.
Будем учиться,
Будем трудиться!
В жизни нам это -
Все пригодиться!
– Пусть эти слова будут девизом нашего урока
7. Погружение в урок.
Математика Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес. (Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу) *** Далеко, далеко На лугу пасутся ко.... Далеко, далеко На лугу пасутся ко... Далеко, далеко На лугу пасутся ко... Как, одним словом можно назвать этих животных? (Решение задач про домашних животных в деревне)
8. Эпиграф к уроку
Пословицы, поговорки. - Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский. - Делу время, потехе час. - Больше знай, меньше болтай. - Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
12. «Мешок настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.
13. Аутотренинг:
• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
• Я радуюсь этому.
• Внимание моё растёт.
• Я как разведчик всё замечу.
• Память моя крепка.
• Голова мыслит ясно.
• Я хочу учиться.
• Я готов (ва) к работе.
• Работаю!