СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Музыкальная драматургия"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока музыки в 5классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Музыкальная драматургия"»

«Музыкальная драматургия»

«Музыкальная драматургия»

Музыкальную драматургию применяют к музыкально – сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперрете, мюзиклу, музыкальному кинофильму . Главное в музыке – развитие. Подобно тому как меняется мир вокруг нас так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Самый распространённый способ развития музыки является повторение, или повтор

Музыкальную драматургию применяют к музыкально – сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперрете, мюзиклу, музыкальному кинофильму .

  • Главное в музыке – развитие.
  • Подобно тому как меняется мир вокруг нас так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
  • Самый распространённый способ развития музыки является повторение, или повтор
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении. Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.  Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР. В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни.  Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ.

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала. Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР.

В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ.

ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910) ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.  Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.

ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910)

ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.

Музыкальные формы Самая простая форма - из 16 тактов (период); Форма, в которой есть устойчивый повторяющийся элемент- рондо Форма с устойчивым повторяющимся элемент – рефрен Форма, которая основана на изменении главной темы, варьировании -вариации. Формы- двух и трёхчастная.

Музыкальные формы

Самая простая форма - из 16 тактов (период);

Форма, в которой есть устойчивый повторяющийся элемент- рондо

Форма с устойчивым повторяющимся элемент – рефрен

Форма, которая основана на изменении главной темы, варьировании -вариации.

Формы- двух и трёхчастная.

Музыкальное произведение всегда представляет собой не застывшую форму, а живой звучащий процесс, движение во времени. Вот это движение и есть драматургия. «Музыкальная драматургия»

Музыкальное произведение всегда представляет собой не застывшую форму, а живой звучащий процесс, движение во времени. Вот это движение и есть драматургия.

«Музыкальная драматургия»

Как вы думаете, почему здесь изображена именно река?

Как вы думаете, почему здесь изображена именно река?

Мы видим главную тему картины – река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения.   Вот так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река – это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры . Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть  музыкальная драматургия.

Мы видим главную тему картины – река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения.

  Вот так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река – это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры . Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть  музыкальная драматургия.

Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности. Сейчас мы прослушаем пьесу М.П. Мусоргского «Старый замок».

Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

Сейчас мы прослушаем пьесу М.П. Мусоргского «Старый замок».

Что он вам напоминает? Какое здесь настроение? К какому образу в данном произведении обратился композитор?

Что он вам напоминает?

Какое здесь настроение?

К какому образу в данном произведении обратился композитор?

«Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность. Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

«Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность. Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». - О чем поет свою песню трубадур? - В этой музыке кроется какая-то тайна. - Как она звучит?

К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

- О чем поет свою песню трубадур?

- В этой музыке кроется какая-то тайна.

- Как она звучит?

Мессир Ивен могуч и силен,

Его древний замок рвом окружен,

Крепкие стены из гладких камней.

Башня с дозорной вышкой над ней,

Щели бойниц, парапеты, зубцы,

И всюду готовые к битве бойцы.

Старинное фаблио

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой -- подобьем минарета,

Аркады гулкие с игрой теней и света;

Мне любы их дворы, поросшие травой,

Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,

Описывая круг над флюгером ажурным,

И над порталом герб,-- на нем изображен

Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывая мне...

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск средневековья

Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи: Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

- Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

- Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм-     ♪♪♪♪ , однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?   -Мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании-  статичности  мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему.  - Что же может нам показать музыка? Д. - Движение. - Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание? Д. – Принцип повторности.

В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм-     ♪♪♪♪ , однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?

-Мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании-  статичности  мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему.

- Что же может нам показать музыка?

Д. - Движение.

- Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?

Д. – Принцип повторности.

СООТНЕСИТЕ! П.И. Чайковский «Ленинградская симфония» М. Мусоргский опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков Балет «Лебединое озеро» Д. Шостакович «Старый замок»

СООТНЕСИТЕ!

П.И. Чайковский

«Ленинградская симфония»

М. Мусоргский

опера «Снегурочка»

Н.А. Римский-Корсаков

Балет «Лебединое озеро»

Д. Шостакович

«Старый замок»