СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности младших дошкольников средствами многофункциональных дидактических пособий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенком мира. Для оптимизации процесса развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста, необходимо создание и насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей. В поисках новых форм организации образовательной деятельности, находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стали многофункциональные дидактические пособия. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности младших дошкольников средствами многофункциональных дидактических пособий»

Развитие познавательной активности младших дошкольников средствами многофункциональных дидактических пособий


Е.П. Виноградова

воспитатель

МБДОУ № 49 г. Майкоп, Республика Адыгея


Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенком мира.

Для оптимизации процесса развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста, необходимо создание и насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей. В настоящее время появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды. Первым и важнейшим требованием является ее содержательность и насыщенность, полифункциональность, вариативность, трансформированность, безопасность.

В детских учреждениях мы, воспитатели, стараемся создать условия для того, чтобы дети могли удовлетворить свое любопытство, чтобы они были заинтересованы в исследовании, были самостоятельны в своих познаниях и проявляли инициативу. В поисках новых форм организации образовательной деятельности, находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом тематической недели, проектной и самостоятельной деятельности.

Мною был разработан и создан целый ряд тематических папок. Этот вид пособий дети воспринимают с большим интересом. Во-первых, потому что он красочный, привлекательный внешне. Во-вторых, в нем собранно большое многообразие интересного материала для детей. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находится разнообразный тематический дидактический материал. Это пособие помогает проявить себя каждому ребенку, лучше понять и запомнить информацию, особенно, если ребенок способен воспринимать только визуально. Также оно удобно и тем, что позволяет сохранить собранный материал. Вот несколько многофункциональных пособий, которые я использую для развития познавательной активности у младших дошкольников.

Лэпбук «Детям знать положено» предназначен для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Знакомство с правилами дорожного движения происходит с раннего возраста. Мы все знаем, что переходим дорогу только на огонек «Зеленый человечек», а на «Красный человечек» мы стоим. Вроде все просто и легко, но как сделать так чтобы нашим детям было всегда интересно не только узнавать новое, а также закреплять все знания, полученные ранее. С большим интересом дети восприняли этот вид пособия. Лэпбук представляет собой папку с шестью кармашками, в которых собран разнообразный дидактический материал: дидактическая игра «Собери светофор», иллюстрации с текстом «Правила движения», дорожные знаки, подборка коротких стихов для заучивания, иллюстрации «Транспорт» и загадки по теме. Дети с удовольствием занимаются с лэпбуком. Хочется надеяться, что полученные знания пригодятся им в жизни.

Создавая лэпбук на тему: «Весна», были поставлены следующие задачи: систематизировать знания детей о весне; развивать у детей познавательную активность; воспитывать у детей умение работать в коллективе, доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками. В папке также собран разнообразный дидактический материал: дидактическая игра «Что сначала, что потом»; дидактическая игра и загадки по лексической теме «Весна»; иллюстрации «Первоцветы», «Птицы» и «Труд весной», а также раскраски.

Лэпбук «Сказки» был изготовлен в преддверии реализации проекта на тему: «Волшебный мир народных сказок», который позволит выполнить следующие задачи: закрепление накопленных детьми знаний о русских народных сказках; обогащение словарного запаса детей; развитие мышления, воображения, внимания, мелкой моторики; развитие желания выполнять совместные игровые задания; воспитание устойчивого интереса к художественной литературе. Лэпбук представлен также в виде папки с множеством кармашков в виде окошек и дверей, в которых располагаются: карточки с героями сказки «Теремок» (их нужно разложить от самого первого жильца теремка, до последнего); мнемотаблицы для подсказки детям при составлении рассказа по сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка» и «Бобовое зернышко»; книжка-малышка «Курочка Ряба»; карточки по сказке «Репка», которые необходимо разложить по порядку; раскраски по сказкам.

В своей работе я также активно использую такие многофункциональные пособия, как «Сухой бассейн» и «Математический планшет», которые тоже были сделаны своими руками.

«Сухой бассейн» – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков, которое очень нравится детям.

Для изготовления пособия нужна коробка, в не помещаются любые семена: фасоль, горох, пшеница и др. Бассейн служит для релаксации и в то же время решаются образовательные задачи, развивается мелкая моторика. В этот бассейн прячутся различные предметы, в зависимости от игры. Можно использовать следующие игры:

∙ «Найди только домашних животных», «Найди диких животных», «Только овощи», «Только фрукты» и т.д.

∙ «Спрячь только домашних животных», «Только диких» и т.д.

∙ «Найди игрушки на заданный звук»

∙ «Выбери камушки из зерна», «Выбери фасоль из зерна» (бобы)- любые игры на сортировку предметов.

Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

∙ нормализации мышечного тонуса;

∙ стимуляции тактильных ощущений;

∙ увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

∙ формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Возможности «Математического планшета» (деревянная доска с множеством силовых кнопок с набором разноцветных резиночек), также разнообразные:

∙ Развитие мелких мышц рук, а это тесно связано с развитием речи;

∙ развитие памяти, внимания, воображения;

∙ знакомство с начальными математическими представлениями.

Ребенок может изображать с помощью резинок разнообразные рисунки: разные снежинки, разные ёлочки, домики, геометрические фигуры и т.д. А также помогает стимулировать ребёнка придумывать свои изображения.

«Рисуя» резинкой на планшете, дети сделают много открытий:

∙ предмет и его изображение,

∙ действие и результат,

∙ «Я могу сам!»! – и много других.

Эффективность использования многофункциональных дидактических пособий в работе с детьми заключается в следующем:

∙ имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение;

∙ у детей вырабатывается устойчивый интерес к занятиям, быстрее достигается положительный результат восприятия учебного материала, быстрее развиваются все компоненты устной речи;

∙ у детей происходит активизация деятельности, есть возможность индивидуального обучения и воспитания;

∙ у детей развиваются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, которые очень важны для всестороннего развития дошкольников.

На основании проведенной исследовательской работы по изучению влияния многофункциональных дидактических пособий на развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста можно с уверенностью сказать, что новые виды пособий дают возможность эффективно и качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, обогатить предметно-развивающую среду, дают новые возможности образования не только для дошкольников, но и для педагогов. Содержание предложенного детям материала, является более функциональным по сравнению с традиционными дидактическими пособиями, что делает образовательный процесс эмоционально насыщенным. Необычность многофункциональных дидактических пособий способствует повышению познавательной мотивации дошкольников, позволяет повысить объем знаний и умений.

Но следует отметить, что положительные результаты могут быть получены только при комплексном применения данных обучающих пособий с традиционными методами и средствами обучения, постоянном общении педагога с детьми, с обязательным учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей при организации воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод: использование данного вида пособий как средства развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста эффективно для применения в образовательном процессе.


Литература

  1. Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. -Тула, 2002.

  2. Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» / Блохина, Е. Лиханова, Т.// Обруч – 2015. № 4 – С.23­25

  3. Филиппова В.А., Руденко И.В., Макарова О.Б. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно-методическое пособие: Изд-во ТГУ, 2013. – 212 с.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»