Развитие познавательной активности младших дошкольников средствами многофункциональных дидактических пособий
Е.П. Виноградова
воспитатель
МБДОУ № 49 г. Майкоп, Республика Адыгея
Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенком мира.
Для оптимизации процесса развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста, необходимо создание и насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей. В настоящее время появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды. Первым и важнейшим требованием является ее содержательность и насыщенность, полифункциональность, вариативность, трансформированность, безопасность.
В детских учреждениях мы, воспитатели, стараемся создать условия для того, чтобы дети могли удовлетворить свое любопытство, чтобы они были заинтересованы в исследовании, были самостоятельны в своих познаниях и проявляли инициативу. В поисках новых форм организации образовательной деятельности, находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом тематической недели, проектной и самостоятельной деятельности.
Мною был разработан и создан целый ряд тематических папок. Этот вид пособий дети воспринимают с большим интересом. Во-первых, потому что он красочный, привлекательный внешне. Во-вторых, в нем собранно большое многообразие интересного материала для детей. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находится разнообразный тематический дидактический материал. Это пособие помогает проявить себя каждому ребенку, лучше понять и запомнить информацию, особенно, если ребенок способен воспринимать только визуально. Также оно удобно и тем, что позволяет сохранить собранный материал. Вот несколько многофункциональных пособий, которые я использую для развития познавательной активности у младших дошкольников.
Лэпбук «Детям знать положено» предназначен для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Знакомство с правилами дорожного движения происходит с раннего возраста. Мы все знаем, что переходим дорогу только на огонек «Зеленый человечек», а на «Красный человечек» мы стоим. Вроде все просто и легко, но как сделать так чтобы нашим детям было всегда интересно не только узнавать новое, а также закреплять все знания, полученные ранее. С большим интересом дети восприняли этот вид пособия. Лэпбук представляет собой папку с шестью кармашками, в которых собран разнообразный дидактический материал: дидактическая игра «Собери светофор», иллюстрации с текстом «Правила движения», дорожные знаки, подборка коротких стихов для заучивания, иллюстрации «Транспорт» и загадки по теме. Дети с удовольствием занимаются с лэпбуком. Хочется надеяться, что полученные знания пригодятся им в жизни.
Создавая лэпбук на тему: «Весна», были поставлены следующие задачи: систематизировать знания детей о весне; развивать у детей познавательную активность; воспитывать у детей умение работать в коллективе, доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками. В папке также собран разнообразный дидактический материал: дидактическая игра «Что сначала, что потом»; дидактическая игра и загадки по лексической теме «Весна»; иллюстрации «Первоцветы», «Птицы» и «Труд весной», а также раскраски.
Лэпбук «Сказки» был изготовлен в преддверии реализации проекта на тему: «Волшебный мир народных сказок», который позволит выполнить следующие задачи: закрепление накопленных детьми знаний о русских народных сказках; обогащение словарного запаса детей; развитие мышления, воображения, внимания, мелкой моторики; развитие желания выполнять совместные игровые задания; воспитание устойчивого интереса к художественной литературе. Лэпбук представлен также в виде папки с множеством кармашков в виде окошек и дверей, в которых располагаются: карточки с героями сказки «Теремок» (их нужно разложить от самого первого жильца теремка, до последнего); мнемотаблицы для подсказки детям при составлении рассказа по сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка» и «Бобовое зернышко»; книжка-малышка «Курочка Ряба»; карточки по сказке «Репка», которые необходимо разложить по порядку; раскраски по сказкам.
В своей работе я также активно использую такие многофункциональные пособия, как «Сухой бассейн» и «Математический планшет», которые тоже были сделаны своими руками.
«Сухой бассейн» – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков, которое очень нравится детям.
Для изготовления пособия нужна коробка, в не помещаются любые семена: фасоль, горох, пшеница и др. Бассейн служит для релаксации и в то же время решаются образовательные задачи, развивается мелкая моторика. В этот бассейн прячутся различные предметы, в зависимости от игры. Можно использовать следующие игры:
∙ «Найди только домашних животных», «Найди диких животных», «Только овощи», «Только фрукты» и т.д.
∙ «Спрячь только домашних животных», «Только диких» и т.д.
∙ «Найди игрушки на заданный звук»
∙ «Выбери камушки из зерна», «Выбери фасоль из зерна» (бобы)- любые игры на сортировку предметов.
Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
∙ нормализации мышечного тонуса;
∙ стимуляции тактильных ощущений;
∙ увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
∙ формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Возможности «Математического планшета» (деревянная доска с множеством силовых кнопок с набором разноцветных резиночек), также разнообразные:
∙ Развитие мелких мышц рук, а это тесно связано с развитием речи;
∙ развитие памяти, внимания, воображения;
∙ знакомство с начальными математическими представлениями.
Ребенок может изображать с помощью резинок разнообразные рисунки: разные снежинки, разные ёлочки, домики, геометрические фигуры и т.д. А также помогает стимулировать ребёнка придумывать свои изображения.
«Рисуя» резинкой на планшете, дети сделают много открытий:
∙ предмет и его изображение,
∙ действие и результат,
∙ «Я могу сам!»! – и много других.
Эффективность использования многофункциональных дидактических пособий в работе с детьми заключается в следующем:
∙ имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение;
∙ у детей вырабатывается устойчивый интерес к занятиям, быстрее достигается положительный результат восприятия учебного материала, быстрее развиваются все компоненты устной речи;
∙ у детей происходит активизация деятельности, есть возможность индивидуального обучения и воспитания;
∙ у детей развиваются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, которые очень важны для всестороннего развития дошкольников.
На основании проведенной исследовательской работы по изучению влияния многофункциональных дидактических пособий на развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста можно с уверенностью сказать, что новые виды пособий дают возможность эффективно и качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, обогатить предметно-развивающую среду, дают новые возможности образования не только для дошкольников, но и для педагогов. Содержание предложенного детям материала, является более функциональным по сравнению с традиционными дидактическими пособиями, что делает образовательный процесс эмоционально насыщенным. Необычность многофункциональных дидактических пособий способствует повышению познавательной мотивации дошкольников, позволяет повысить объем знаний и умений.
Но следует отметить, что положительные результаты могут быть получены только при комплексном применения данных обучающих пособий с традиционными методами и средствами обучения, постоянном общении педагога с детьми, с обязательным учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей при организации воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод: использование данного вида пособий как средства развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста эффективно для применения в образовательном процессе.
Литература
Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. -Тула, 2002.
Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» / Блохина, Е. Лиханова, Т.// Обруч – 2015. № 4 – С.2325
Филиппова В.А., Руденко И.В., Макарова О.Б. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно-методическое пособие: Изд-во ТГУ, 2013. – 212 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»