СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Дыхание человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю в подготовке и проведению уроков биологии по теме "Дыхание человека"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Дыхание человека"»

О чем мы поговорим сегодня? Дыхание

О чем мы поговорим сегодня?

Дыхание

Система органов дыхания   состоит из  воздухоносных путей  и  лёгких . К  верхним  воздухоносным путям относятся:  носовая полость носоглотка К нижним: гортань трахея бронхи

Система органов дыхания   состоит из  воздухоносных путей  и  лёгких .

К  верхним  воздухоносным путям относятся: 

  • носовая полость
  • носоглотка

К нижним:

  • гортань
  • трахея
  • бронхи
Строение

Строение

Воздух попадает в  полость носа  через ноздри. Эпителий носовой полости выделяет слизь, которая склеивает пылинки и уничтожает микроорганизмы. Слизистая оболочка носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Его реснички удаляют частицы пыли вместе со слизью. Слизистая хорошо снабжается кровью, что способствует согреванию и увлажнению воздуха. В носовой полости расположены также обонятельные рецепторы.

Воздух попадает в  полость носа  через ноздри.

Эпителий носовой полости выделяет слизь, которая склеивает пылинки и уничтожает микроорганизмы.

Слизистая оболочка носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Его реснички удаляют частицы пыли вместе со слизью.

Слизистая хорошо снабжается кровью, что способствует согреванию и увлажнению воздуха. В носовой полости расположены также обонятельные рецепторы.

Из носовой полости очищенный, согретый и увлажнённый воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Гортань  образована хрящами, самый крупный из которых —  щитовидный . Важную роль выполняет  надгортанник  — хрящевая пластинка, расположенная над входом в гортань.  Надгортанник закрывает вход в гортань при глотании и препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути.

Из носовой полости очищенный, согретый и увлажнённый воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань.

Гортань  образована хрящами, самый крупный из которых —  щитовидный .

Важную роль выполняет  надгортанник  — хрящевая пластинка, расположенная над входом в гортань. 

Надгортанник закрывает вход в гортань при глотании и препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути.

В полости гортани расположены  голосовые связки . Между ними имеется голосовая щель. Звук появляется, когда воздух проходит сквозь сомкнутую голосовую щель. Края связок при этом вибрируют, и возникают звуковые колебания. У женщин и детей голосовые связки короткие и тонкие, поэтому у них голос высокий. У мужчин связки всегда более длинные, и мужской голос более низкий. В гортани возникает только звук. Формирование членораздельной речи происходит с участием языка, губ, зубов, щёк.    

В полости гортани расположены  голосовые связки .

Между ними имеется голосовая щель. Звук появляется, когда воздух проходит сквозь сомкнутую голосовую щель. Края связок при этом вибрируют, и возникают звуковые колебания.

У женщин и детей голосовые связки короткие и тонкие, поэтому у них голос высокий.

У мужчин связки всегда более длинные, и мужской голос более низкий.

В гортани возникает только звук. Формирование членораздельной речи происходит с участием языка, губ, зубов, щёк.

   

От нижнего края гортани отходит  трахея . Это трубка, образованная 16–20 хрящевыми полукольцами, выстланная внутри мерцательным эпителием. Мягкой частью (без хряща) трахея прилегает к пищеводу.   Трахея делится на два  бронха .

От нижнего края гортани отходит  трахея .

Это трубка, образованная 16–20 хрящевыми полукольцами, выстланная внутри мерцательным эпителием. Мягкой частью (без хряща) трахея прилегает к пищеводу.

 

Трахея делится на два  бронха .

Бронхи входят в  лёгкие  и образуют всё более мелкие веточки, на концах которых расположены  альвеолы . Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальной ткани и оплетены густой сетью кровеносных капилляров. Такое строение альвеол обеспечивает газообмен между воздухом, находящимся в лёгких, и кровью. Лёгкие — парные органы. Они располагаются в грудной полости и плотно прилегают к её стенкам.

Бронхи входят в  лёгкие  и образуют всё более мелкие веточки, на концах которых расположены  альвеолы .

Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальной ткани и оплетены густой сетью кровеносных капилляров.

Такое строение альвеол обеспечивает газообмен между воздухом, находящимся в лёгких, и кровью.

Лёгкие — парные органы. Они располагаются в грудной полости и плотно прилегают к её стенкам.

Дыхание регулируется  нервным  и  гуморальным  путём. Нервная регуляция  дыхательных движений осуществляется  дыхательным центром , который расположен в  продолговатом мозге . Продолговатый мозг обеспечивает также защитные дыхательные рефлексы —  чихание  и  кашель  — которые представляют собой резкие выдохи через рот или нос при попадании в них раздражающих частиц.

Дыхание регулируется  нервным  и  гуморальным  путём.

Нервная регуляция  дыхательных движений осуществляется  дыхательным центром , который расположен в  продолговатом мозге .

Продолговатый мозг обеспечивает также защитные дыхательные рефлексы —  чихание  и  кашель  — которые представляют собой резкие выдохи через рот или нос при попадании в них раздражающих частиц.

Влияние углекислого газа на дыхательный центр Что делали Время Задержка дыхания Что наблюдали 2. Усиленные вдох и выдох Вывод:

Влияние углекислого газа на дыхательный центр

Что делали

Время

  • Задержка дыхания

Что наблюдали

2. Усиленные вдох и выдох

Вывод:

ОПЫТ 1. Задержка дыхания В положении стоя сделайте спокойный вдох Включите секундомер и задержите дыхание, насколько сможете. Зафиксируйте время задержки дыхания и свои наблюдения в таблице. !!! ОТДОХНИТЕ НЕ МЕНЕЕ 3 МИНУТ !!! ОПЫТ 2. Усиленные вдох и выдох Сделайте 3 усиленных вдоха и 3 усиленных выдоха Включите секундомер и задержите дыхание, насколько сможете. Зафиксируйте время задержки дыхания и свои наблюдения в таблице.

ОПЫТ 1. Задержка дыхания

  • В положении стоя сделайте спокойный вдох
  • Включите секундомер и задержите дыхание, насколько сможете.
  • Зафиксируйте время задержки дыхания и свои наблюдения в таблице.

!!! ОТДОХНИТЕ НЕ МЕНЕЕ 3 МИНУТ !!!

ОПЫТ 2. Усиленные вдох и выдох

  • Сделайте 3 усиленных вдоха и 3 усиленных выдоха
  • Включите секундомер и задержите дыхание, насколько сможете.
  • Зафиксируйте время задержки дыхания и свои наблюдения в таблице.
Домашнее задание: заполните таблицу ОРГАН ДЫХАНИЯ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ 1. Носовая полость ФУНКЦИИ 2. Гортань 3. Трахея 4. Бронхи 5. Легкие

Домашнее задание: заполните таблицу

ОРГАН ДЫХАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

1. Носовая полость

ФУНКЦИИ

2. Гортань

3. Трахея

4. Бронхи

5. Легкие

Спасибо за урок)

Спасибо за урок)