СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: Формы и методы работы с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: Формы и методы работы с родителями

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Формы и методы работы с родителями»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Подготовила: Костырина К. Ст. гр. Ш - 32

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Подготовила: Костырина К.

Ст. гр. Ш - 32

 «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей, и для общественности»  В.А. Сухомлинский .

«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей, и для общественности»

В.А. Сухомлинский .

Задачи по организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: взаимоотношений с семьями воспитанников; обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни школы; изучение отношения родителей (законных представителей) и педагогов к различным вопросам обучения, развития и воспитания детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; установление и развитие отношений партнёрства в сотрудничестве «родитель-ребенок»; обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе  «родитель-ребёнок»; повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка; помощь родителям (законным представителям) в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребёнка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий, организуемых в посёлке.

Задачи по организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

  • взаимоотношений с семьями воспитанников;
  • обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни школы;
  • изучение отношения родителей (законных представителей) и педагогов к различным вопросам обучения, развития и воспитания детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • установление и развитие отношений партнёрства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
  • обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе

«родитель-ребёнок»;

  • повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка;
  • помощь родителям (законным представителям) в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребёнка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий, организуемых в посёлке.
Принципы организации работы с родителями Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психолого-педагогическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины. Это открытость педагога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что педагог осознаёт и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и даёт им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении педагога различные чувства. Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом различными способами.

Принципы организации работы с родителями

  • Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.

Психолого-педагогическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх

неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть

организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается

от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины.

  • Это открытость педагога, умение избежать негативного переноса в отношении

родителей. Это означает, что педагог осознаёт и принимает свои истинные чувства, поэтому

может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды,

раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса

взаимодействия. Поэтому он и даёт им право скептически относиться к советам, право

иметь и проявлять в отношении педагога различные чувства.

  • Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом

различными способами.

Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей

Наименование

группы методов

Цель, назначение использования

Информационно-

Наглядно-

Формы

аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях школьного учреждения и построение грамотного общения с родителями.

Ознакомление родителей с работой учреждения образования, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли школы, оказывают практическую помощь семье.

информационные:

Проведение

социологических срезов, опросов «Почтовый

информационно-

Информационные

ящик», Индивидуальные

ознакомительные,

проспекты.

блокноты», анкетирование, тесты-опросники.

информационно-

Открытые просмотры

просветительские

образовательной

деятельности с детьми.

Фотографии, выставки

детских работ, стенды,

папки-передвижки

Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей Наименование группы методов Цель, назначение использования Досуговые Познавательные Формы Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей Совместные праздники, мероприятия, экскурсии. практических навыков воспитания детей. Семинары- практикумы. Тренинги. Форум-театр. Проведение собраний, Выставки детско-взрослых работ. консультаций в нетрадиционной форме. Кружки, секции, клубы. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей

Наименование

группы методов

Цель, назначение использования

Досуговые

Познавательные

Формы

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей

Совместные праздники,

мероприятия, экскурсии.

практических навыков воспитания детей.

Семинары- практикумы. Тренинги. Форум-театр. Проведение собраний,

Выставки детско-взрослых работ.

консультаций в нетрадиционной форме.

Кружки, секции, клубы.

Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием.

Педагогический брифинг.

Устные педагогические

журналы.

Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Общешкольные родительские собрания.

Классные родительские собрания.

На таких собраниях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования образовательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся.

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Разговор на собрании ведём не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию  готовим 

Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др.

выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Индивидуальные консультации  

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Индивидуальное общение, как правило, результативно.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих

Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

1) Особенности здоровья ребёнка;

2) Его увлечения, интересы;

3) Предпочтения в общении в семье;

4) Поведенческие реакции;

5) Особенности характера;

6) Мотивация учения;

7) Моральные ценности семьи.

Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Тематические консультации  

Родительские чтения  

  • Родительские чтения– очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

  • Ребёнок не хочет учиться.
  • Как развить плохую память ребёнка.
  • Единственный ребёнок в семье.
  • К чему может привести тревожность детей.
  • Талантливый ребёнок в семье.
Информационные методы. Проблемные методы.  1) Информационные тексты.  1)Проблемные лекции.  2)Устные информационные сообщения.  2) «Круглый стол».  3)Информационные лекции.  3)Детско-родительские мероприятия.  4)Тренинги.

Информационные методы.

Проблемные методы.

1) Информационные тексты.

1)Проблемные лекции.

2)Устные информационные сообщения.

2) «Круглый стол».

3)Информационные лекции.

3)Детско-родительские мероприятия.

4)Тренинги.

Информационные тексты

Устные информационные сообщения

Устные информационные сообщения представляют собой достаточно короткие выступления педагога в процессе родительского собрания – знакомого и безопасного для родителей мероприятия. Они, так же как информационные тексты, дают возможность родителям не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Помимо этого, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию в их жизни воспитателя как значимого лица.

Информационные тексты представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезной родителям. Они дают им возможность не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Полезно в качестве информационных текстов представлять родителям информацию о возрастных особенностях детей или же наиболее общие рекомендации по помощи детям в разрешении возрастных задач развития. В названиях родителям встретятся такие знакомые слова, как особенности, рекомендации, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении их.

Информационные лекции.

Проблемные лекции.

Информационные лекции содержат более подробную, чем сообщение на родительском собрании, информацию о возрастных особенностях ребёнка, возможных трудностях на пути развития, оптимальных и недопустимых действиях. Они не только расширяют информационное поле родителей, но и активно побуждают их к рефлексии собственной родительской позиции.

Проблемные лекции которые посвящены определённым вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. В отличие от рассмотренных ранее письменных и устных информационных сообщений, они полезны и педагогам, которые могут получить некоторую обратную связь – мнение родителей по тем или иным значимым темам. Они проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определённого предметного содержания и постановки по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей.

Для проведения лекции необходимо специально приглашать родителей и в этом их принципиальное отличие от сообщений на родительских собраниях, поэтому повышается ответственность педагога за её проведение. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз.

Лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребёнком. Обычно для родителей значимыми являются здоровье детей, их успешность в подготовке к школе, поэтому при мотивировании родителей нужно опираться на трудности именно в этих или аналогичных сферах.

Советы педагогам и родителям  Если: ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть ребёнка высмеивают, он становится замкнутым ребёнка хвалят, он учится быть благородным ребёнка поддерживают, он учится ценить себя ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Советы педагогам и родителям

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!