Инновационные формы организации деятельности учащихся начальной школы как средство мотивации к успешному обучению .
Использование групповой работы на уроках в начальной школе.
«Умение учиться – это новообразование,
которое, в первую очередь,
связано с освоением формы
учебного сотрудничества».
Г.А. Цукерман
Презентацию подготовила:
Балнова Елена Михайловна ,
учитель начальной школы
МБОУ «СОШ №103» г. Воронежа,
2019 г.
Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков,а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности .
Реализация стандарта меняет представление на уроке:
- ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
- на уроке применяются разнообразные источники знаний;
- изменяется структура урока;
- преобладает индивидуальная и коллективная деятельность;
- отдается приоритет деятельности ученика;
- применяются новые критерии оценивания деятельности учащихся.
Цель групповой работы –
активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного
материала.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения.
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
Базовые компетентности:
- информационная,
- коммуникативная,
- рефлексивная.
Достоинства групповой работы:
- реализуется принцип деятельности;
- формируется и повышается учебная мотивация;
- процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате;
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
- снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач;
- ученики с низкой учебной мотивацией в группах имеют возможность высказываться чаще, чем обычно, они не бояться говорить и спрашивать. Именно это активизирует их работу и вызывает успех;
- улучшается психологический климат в классе.
Важно учитывать:
- особенности материала для изучения;
- количество учащихся в классе;
- временные границы урока;
- возрастные особенности учащихся
Группа из 4-5 человек – наиболее удобная группа для учебных целей.
Технология организации групповой работы:
- выбрать способ формирования групп;
- сформировать группы;
- разработать задания, выбрать способ предъявления заданий группам;
- организовать работу в группе в соответствии с выбранной технологией;
- организовать проверку готовности групп;
- продумать, что будет результатом (продуктом) групповой работы;
- организовать рефлексию.
Алгоритм работы в группе:
1.Повторение задания для осознанного понимания.
2.Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.
Правила работы в группе
- работать дружно, быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
- работать по алгоритму (плану);
- своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца;
- качественно выполнять работу: аккуратно, без ошибок, соблюдать технику безопасности, экономить материалы;
- каждый из группы должен уметь защищать общее дело, и свое в частности.
Разделение класса на группы
Виды групповой работы
- Работа в парах
- Мозговой штурм
- Игра «Продолжи»
- Охота за сокровищами
- Снежный ком
- Прием «Зигзаг»
- Метод «6 шляп»
Работа в парах
Виды:
(по А.С. Границкой)
- Статистическая.
- Динамическая.
- Вариационная.
Мозговой штурм
- эффективная технология коллективного обсуждения, в которой поиск решения проблемы осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.
Игра «Продолжи»
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Охота за сокровищами
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком
Приём «Зигзаг»
- Работа организовывается следующим образом:
- 1 шаг:
- 2 шаг:
Метод шести шляп
Функции учителя во время проведения групповой работы :
- контроль, управление и передача знаний в соответствии с запросами конкретной группы;
- помощь в диалогическом взаимодействии учащихся в группе;
- эмоциональная поддержка групп.
Учителю на заметку
1. Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы с учетом интересов учеников, сложности
2. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
3. Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один.
4. Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах.
5. Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума
6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
7. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически.
Спасибо за внимание!