| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
| | ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Педагогический совет:
«Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Абдрашитова Карина
Ейск, 2022г.
Цель проекта: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении;
сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи проекта:
1. Организация работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся.
2. Создание условий для здоровьесбережения и личностного развития обучающихся.
3. Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;
4. Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности.
5. Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях.
6. Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.
Ход работы:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать педсовет хочется словами Этьена Рейя. Он сказал, здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. Я считаю, что он совершенно прав. И педагогический совет начнем с определения здоровья.
Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
В уставе Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Как говорил В.А Сухомлинский: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции - физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%). Такое же это значение и для нашего села.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично. Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Обратиться к теме «школьного» здоровья заставляет сама жизнь: ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы.
Большой проблемой образовательного процесса является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность.
Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью? Нас, учителей, это ориентирует, прежде всего, на постоянный поиск ответа на вопрос, как вызвать у учеников желание быть здоровым, как стимулировать интерес обучающихся к здоровому образу жизни. Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья школьников? Какие есть способы профилактики утомляемости у учащихся в условиях современного урока? Ответ на этот вопрос нам нужно попытаться найти. В нашей школе учатся 184 человека.
Результаты мониторинга здоровья свидетельствует о том, что 1/3 часть учеников страдает хроническими заболеваниями, большая часть заболеваний связана с нарушением зрения, пищеварительного тракта, органов дыхания и болезни костно-мышечной системы.
Заболевание 2019-2020 2021-2022
Органы дыхания 15% 12%
Эндокринная система 22% 22%
Нервные заболевания 8% 13%
Глазные болезни 20% 29%
ЛОР 1% 2%
Пищеварительный тракт 24% 24%
Мочеполовая система 2% 1%
Болезни кожи 1% 2%
Болезни костно-мышечной системы 17% 15%
Группы здоровья 2020-2021 уч. год
Группа здор Классы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Всего
1 7 6 9 7 6 15 6 11 3 3 7 80/44%
2 9 10 3 11 9 7 5 3 11 9 2 79/43%
3 1 1 3 2 1 2 4 8 23/13%
4 2 1 3/1%
Решение проблемы:
Таким образом, стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
Согласно требованиям, СанПиН 2.4.2.2821-10 все пед. учреждения должны выполнять следующие требования:
– рациональная организация учебного процесса;
– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;
– организация качественного питания;
– организация качественного медицинского сопровождения.
В соответствии с данным документом в нашем ОУ применяются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся.
Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.
Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.
Организация безопасной образовательной среды.
Система профилактики вредных привычек.
Содержание и система мониторинга здоровья учащихся.
Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.
Учебно-воспитательный процесс в нашей школе проводится в соответствии с результатами регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, осуществляемого педагогами, медицинскими работниками в образовательном учреждении.
Большое внимание школа уделяет здоровью и здоровому образу жизни школьников. При выполнении учебного плана не допускаются перегрузки учащихся, ориентируясь на предельно допустимую нагрузку, строго отслеживается дозировка домашнего задания. С целью сохранения здоровья учащихся, учитель физкультуры используют индивидуальный и дифференцированный подход на уроках. Мы можем сделать вывод о том, что здоровье играет большую роль в нашей жизни.
Верно, здоровье играет очень большую роль в жизни человека, и конечно в жизни младшего школьника, поэтому, мы с вами должны обеспечить то, чтобы наши дети всегда были здоровы!
У Вас на столах, лежат рекомендации, ознакомьтесь с ними пожалуйста.
Мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья:
I. Учет состояния здоровья детей:
1. Анализ медицинских карт учащихся.
2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
II. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
4. Динамические паузы для учащихся 1-х классов
5. Индивидуальные занятия.
8. Дни здоровья.
10. Физкультминутки для учащихся.
11. Организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Организация работы по укреплению здоровья младших школьников:
№ | Содержание | сроки |
1 | Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ | регулярно |
2 | Экскурсия «С семьей на природе» | ежегодно |
3 | Проведение физкультминуток на уроках | регулярно |
4 | Беседа «Соблюдение режима дня» | ежегодно |
5 | Классный час «Отношение к себе и своему здоровью» | ежегодно |
6 | Эстафета «Бегаем, прыгаем, побеждаем!» | ежегодно |
7 | Беседа «Основные способы закаливания» | ежегодно |
8 | Беседа «Я и спорт» | ежегодно |
9 | Классный час «Как ты относишься к вредным привычкам?» | ежегодно |
10 | Беседа «Я за здоровое питание» | ежегодно |
11 | День здоровья | ежегодно |
12 | Классный час «Мой труд каждый день дома» | ежегодно |
13 | Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья» | ежегодно |
14 | Классный час «На завтрак, обед и ужин ем витамины» | ежегодно |
15 | Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков» | ежегодно |
Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю в своей работе:
1. Гимнастика до учебных занятий.
2. Подвижные перемены.
Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:
повышение работоспособности;
организацию активного отдыха;
содействие физическому развитию;
повышению уровня физической подготовленности.
3. Дни здоровья и спорта.
4. Профилактические мероприятия.
5. Просветительская и консультационная работа с родителями.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Наш педсовет подходит к концу. И в его завершении нам подвести итог нашего педсовета, вынести и принять решение. С этой целью на столах лежат стикеры красного, зеленого и желтого цвета. Если вы считаете, что цели и задачи нашего педсовета выполнены полностью, а вы получили нужную информацию для своей дальнейшей педагогической деятельности, то возьмите зелёный стикер и прикрепите его на ватман перед своим уходом. Если же цели и задачи педсовета выполнены не полностью, а материал педсовета показался вам не особенно нужным и интересным для его использования в своей деятельности – прикрепите желтый стикер. Если же «потерянное время» - это единственное ощущение, оставшееся у вас после педсовета, то прикрепите стикер красного цвета.
Ситуация:
«Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам вынужден поменять школу (например, в связи с переездом в другой район) .
Каким вашим требованиям должна соответствовать новая школа, чтобы вы поверили, что она работает в здоровьесберегающем режиме? »
Решение педсовета:
• Скоординировать работу педагогического коллектива в соответствии с программой развития школы «Модернизация образовательного пространства в соответствии с современными требованиями. «Здоровый ребёнок – здоровая нация». (Заместители директора по УВР и ВР Елистратова Н. А., Николаева С. В., руководители МО)
• Руководителям предметных МО планировать проведение открытых уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
• Начать работу по созданию банка методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием здоровьесберегающих приёмов и методов. (Клуб «Сторонники ЗОЖ». Жедунов Н. М., Дудкина О. А.)
• В рамках деятельности НОУ «Эрудит» организовать работу по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по изучению вопросов здоровьесбережения. (Смолина Т. В., руководитель НОУ)
• Классным руководителям систематически проводить мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики. (до 1.05.11 г)
• Разработать положения и провести общешкольные конкурсы: «Самый здоровый класс», «Лучший спортсмен года». (Николаева С. В., до 1, 06.11 г) .
• Провести родительское собрание «Растим здорового ребёнка» с приглашением специалистов. (Николаева С. В., заместитель директора по ВР)
• Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива. (Кривова Т. В., председатель ПК) .
Дидактические подвижные игры
«Правила гигиены»
Дидактическая задача: закрепить знание правил личной гигиены.
Содержание. Все дети становятся в круг; ведущий по очереди называет каждого, определяя ему задание:
• Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
- Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (игрок выполняет движения, и все повторяют за ним).
Следующий игрок выполняет следующее задание ведущего:
• Что мы делаем перед едой?
- Моем руки ... и т. д.
«Комплименты»
Дидактические задачи: преодоление внутренних комплексов, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.
Содержание. Дети выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу, и говорят друг другу комплименты; на каждый комплимент игрок делает один шаг вперед.
1-й ученик. Я очень рад учиться в одном классе с такой аккуратной девочкой.
2-й ученик. Мне приятно просить у тебя учебник.
1-й ученик. Ты очень жизнерадостный человек.
2-й ученик. Ты никогда никого не обижаешь. ... И т. д.
Побеждает та пара, члены которой ближе подошли друг к другу.
«Построимся»
Дидактическая задача: выработка умения сотрудничать с помощью невербальных средств общения.
Содержание. Во время игры можно общаться только посредством мимики и жестов. Под музыку дети гуляют по залу, ведущий выключает музыку, дети все замирают на месте. Звучит команда ведущего:
• Построились в шеренгу по росту! Все выполняют команду под счет до 10. Далее игра продолжается:
1) построение по алфавиту;
2) по длине волос;
3) по длине рукава одежды, по длине брюк;
4) по цвету одежды от светлого до темного;
5) по цвету глаз от темного до светлого и т. д.
«Пишущая машинка»
Дидактическая задача: формирование умения совместно действовать; закрепление знаний о ЗОЖ.
Содержание: каждый игрок получает название буквы алфавита; все дети двигаются под музыку по залу; когда заканчивается музыка, водящий называет фразу: «Береги здоровье смолоду». Дети начинают «печатать»: первая «буква» называет себя и хлопает в ладоши, к ней присоединяется следующая и т. д.
Когда фраза составлена, оставшиеся буквы прочитывают ее и все хлопают в ладоши три раза.
«Времена года»
Дидактическая задача: формирование умения согласовывать действия в группе.
Содержание. Класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет указано время года. После непродолжительного обсуждения (1-2 минуты), группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима - катание на лыжах, коньках; лето - плавание, велосипед, футбол; весна - бег, прыжки, волейбол, футбол; осень - бег, прыжки через скакалку, футбол и т. д.).
«Три слова»
Дидактическая задача: творческое взаимодействие с другими детьми.
Содержание. Дети стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то останавливается, говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать ему три слова из этой темы.
Например: тема «Режим дня». Ответ: подъем, прогулка, сои.
«Рассказ по цепочке»
Дидактическая задача: формирование умений общения, развитие внимания, памяти.
Содержание. Дети становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: «Мальчик проснулся в 7 часов утра и ...» Следующий игрок повторяет предложение ведущего и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до него. В конце игры хором все повторяют вместе фразу и все движения по очереди.
«Наша безопасность»
Дидактическая задача: умение определить степень опасности конкретных случаев в быту и находить способы устранения опасных ситуаций.
Содержание. На полу чертится прямая линия, разделенная на три части (красная часть - опасность, желтая - средний уровень опасности, зеленая - нет опасности).
Красный жёлтый зелёный
Дети получают карточки с заданием, но чтобы добраться к финишу игры - черте и положить карточку на нужный цвет, надо пройти препятствия:
1 - гусиным шагом дойти до гимнастической скамейки;
2 - перелезть через скамейку, не выпрямляясь;
3 - выполнить на матах кувырок вперед;
4 - гусиным шагом дойти до финиша и только тогда положить карточку на линию и встать рядом.
Ведущий зачитывает задания на карточках вслух и при необходимости просит подтвердить правильность ответа у игроков.
Например, задания:
- я пользуюсь чужим носовым платком;
-я пользуюсь чужой зубной щеткой;
- я выхожу из автобуса через переднюю дверь;
- я перехожу дорогу по «пешеходной зебре»;
- я нечаянно засыпал царапину песком;
- я съел незнакомую красивую красную ягоду с кустарника;
- я открыл дверь незнакомому сантехнику;
- я пошел в школу и положил ключ под коврик и т. д.