Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дзержинский педагогический колледж»
«Методы обучения чтению»
Тема:
Выполнила: студентка группы ПНК-3Б Печкурова Елена Проверил: преподаватель по МДК 01.03 Политова Марина Валерьевна
Дзержинск 2021.
Методы обучения чтению
Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению.
Метод целых слов
Фонологический метод
Дети испытывали трудности в чтении тех слов, где буквы были переставлены или заменены на похожие.
Дети делают такие типичные ошибки как, например, читая подпись под картинкой, заменяют слова, близкие по смыслу.
Методы обучения чтению
- Фонетический метод
- Лингвистический метод
- Метод целых слов
- Метод целого текста
- Метод Зайцева
- Метод Мура
- Метод Монтессори
Фонетический метод
Фонетический подход основан на алфавитном принципе.
В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
Изучение алфавита
Чтение буквосочетаний
Чтение отдельных слов
Лингвистический метод
Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению.
Суть метода:
- начинать обучение на тех словах, которые часто используются
- на тех, которые читаются так, как пишутся.
Метод целых слов
Единица чтения с самого начала – слово
Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков.
Ребёнку показывают слово и произносят его.
После того как выучено 50-100 слов, ребёнку дают текст, в котором эти слова часто встречаются
Метод целого текста
- Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным.
- Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются.
Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем.
Согласно этому методу, чтение— естественный процесс, и дети способны освоить все его тонкости самостоятельно.
Метод Зайцева
Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка.
Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква.
Кубики Н.А. Зайцева - уникальное пособие для обучения чтению как детей, так и взрослых, приступающих к изучению русского языка.
В основу методики положен не звуковой, не буквенный, не слоговой даже, а складовой принцип.
Метод Мура
Суть метода: Ребёнка вводят в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке.
Особенность - направленность на самостоятельную работу ребенка с обучающей машиной (компьютером, алфавитом).
Метод Монтессори
Процесс условно делится на три этапа:
- Знакомство с буквой как символом. Ребенок учится писать буквы с помощью специальных рамок, раскрашивает их, изучает и рассматривает различные варианты исполнения букв (из ткани, бумаги, пластмассы, разнообразных текстур и цветов).
- Изучение звуков и соотнесение их со знакомым символами. Ребенок на слух воспринимает звуки и обводит контур названной буквы пальцем.
- Собственно обучение чтению и письму. Дети учатся складывать из знакомых букв и соответствующих им звуков слова, фразы и предложения.
Список использованных источников
- Методики обучения чтению [электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные.-Режим доступа: https://hvatalkin.ru/deti/chtenie-metodiki , свободный.
- Методы обучения чтению [электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные.-Режим доступа: https :// otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00359210_0.html , свободный.