СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Научный стиль ", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Научный стиль ", 6 класс»

Двенадцатое октября Классная работа Научный стиль  (повторение, практикум)

Двенадцатое октября

Классная работа

Научный стиль (повторение, практикум)

План урока 1. Языковой диктант 2. Повторение темы «Научный стиль». 3. Тренировочные задания. 4. Самостоятельная работа с текстом. 4. Подведение итогов.

План урока

  • 1. Языковой диктант
  • 2. Повторение темы «Научный стиль».
  • 3. Тренировочные задания.
  • 4. Самостоятельная работа с текстом.
  • 4. Подведение итогов.
Речевая ситуация

Речевая ситуация

   Научный стиль речи относится к книжной  речи и противостоит разговорной.  Он используется в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений.     Деловой Научный  В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.  Цель – расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность.  Сведения имеют познавательную ценность.  Содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению).

Научный стиль речи относится к книжной речи и противостоит разговорной. Он используется в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений.

Деловой

Научный

В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.

Цель – расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность.

Сведения имеют познавательную ценность.

Содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению).

Определите речевую ситуацию каждого текста. Что общего у текстов? Подумайте, чем они различаются  Пропала коза по кличке Машка. Животное мелкое, шерсть белая, прямая, длинная. Особая примета: на лбу тёмно-коричневое пятно. Видевших просим сообщить по телефону 20-05 -05.     Домашняя коза — домашнее животное из семейства полорогих. У большинства самцов и самок есть борода, а тело покрыто прямой шерстью. Ее длина и качество зависят от породы. Коза очень неприхотлива, она может переносить сильные морозы и жару, но плохо приспособлена к сырому климату. Продолжительность жизни 9—10 лет, максимально 17 лет. Деловой стиль (1 – много; о\о; сообщение сведений с практической целью - помочь человеку в конкретной жизненной ситуации). Научный стиль (1 – много; о\о; сообщение сведений с познавательной целью)

Определите речевую ситуацию каждого текста. Что общего у текстов? Подумайте, чем они различаются

Пропала коза по кличке Машка. Животное мелкое, шерсть белая, прямая, длинная. Особая примета: на лбу тёмно-коричневое пятно. Видевших просим сообщить по телефону 20-05 -05.

Домашняя коза — домашнее животное из семейства полорогих. У большинства самцов и самок есть борода, а тело покрыто прямой шерстью. Ее длина и качество зависят от породы. Коза очень неприхотлива, она может переносить сильные морозы и жару, но плохо приспособлена к сырому климату. Продолжительность жизни 9—10 лет, максимально 17 лет.

Деловой стиль (1 – много; о\о; сообщение сведений с практической целью - помочь человеку в конкретной жизненной ситуации).

Научный стиль (1 – много; о\о; сообщение сведений с познавательной целью)

Характеристика научного стиля  Определение научного понятия   Задача – сообщить сведения, имеющие познавательный характер

Характеристика научного стиля Определение научного понятия Задача – сообщить сведения, имеющие познавательный характер

Отличительные признаки научного стиля речи 1. Точность (тщательный подбор слов; использование слов в их прямом значении. Повторение ключевых слов – норма) 2. Доказательность (наличие аргументов, примеров) 3. Логичность (все части связаны по смыслу и располагаются строго последовательно) 4. Объективность (недопустимо личное, субъективное мнение. Отношение автора не передаётся) 5. Отвлеченность, обобщенность ( говорится, например, не об одной домашней козе, а обо всех сразу, о целом виде)

Отличительные признаки научного стиля речи

1. Точность (тщательный подбор слов; использование слов в их прямом значении. Повторение ключевых слов – норма)

2. Доказательность (наличие аргументов, примеров)

3. Логичность (все части связаны по смыслу и располагаются строго последовательно)

4. Объективность (недопустимо личное, субъективное мнение. Отношение автора не передаётся)

5. Отвлеченность, обобщенность ( говорится, например, не об одной домашней козе, а обо всех сразу, о целом виде)

Сфера применения (где?)  Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)   Жанры  Статья, отзыв, монография, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Сфера применения (где?) Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)

Жанры

Статья, отзыв, монография, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Устная научная речь Соединяет в себе черты письменной научной и разговорной речи. Основные жанры – доклад и лекция.

Устная научная речь

  • Соединяет в себе черты письменной научной и разговорной речи.
  • Основные жанры – доклад и лекция.

Сравните четыре текста, объединенных одной темой и выявите различия между ними

1. «На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней» (по К. Паустовскому).

2. «Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой» (по К. Паустовскому).

3. «Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением когтей и с наличием подкожных воздушных мешков».

4. «Семейство пеликанов включает очень крупных птиц с громадным уплощенным клювом, между нижними ветвями которого расположен большой, сильно растяжимый кожистый горловой мешок. Верхняя часть клюва оканчивается загнутым вниз крючком. Тело массивное, шея длинная, относительно тонкая; ноги и хвост короткие, широкие. Пеликаны превосходно плавают, но нырять не могут. Питаются рыбой, которую ловят в мелких местах водоемов». (Из учебника по зоологии).

 

Сравните тексты: определите стиль и тип речи; аргументируйте свой ответ   1. «Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый дождь – крупнокапельный, кратковременный, выпадающий из кучевых облаков, и обложной дождь – с менее крупными каплями, продолжительный, выпадающий из слоистых облаков».  2. «Дождь… Он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, заставит низко пригнуться ветки кустарника, прибьет к земле траву. А потом, пошумев и побуянив, стремительно двинется дальше. Бывает дождь и совсем иной. Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо».

Сравните тексты: определите стиль и тип речи; аргументируйте свой ответ

1. «Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый дождь – крупнокапельный, кратковременный, выпадающий из кучевых облаков, и обложной дождь – с менее крупными каплями, продолжительный, выпадающий из слоистых облаков».

2. «Дождь… Он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, заставит низко пригнуться ветки кустарника, прибьет к земле траву. А потом, пошумев и побуянив, стремительно двинется дальше. Бывает дождь и совсем иной. Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо».

 Поч…ва это особое пр..родное тело. Она обр…зует..ся на поверхности (З/з)емли в результате взаим..действия ж…вой (органической) и неж…вой (неорганической) пр..роды. В...жнейшим свойством поч…вы являет..ся пл…дородность.

Поч…ва это особое пр..родное тело. Она обр…зует..ся на поверхности (З/з)емли в результате взаим..действия ж…вой (органической) и неж…вой (неорганической) пр..роды. В...жнейшим свойством поч…вы являет..ся пл…дородность.

Подведём итоги … От чего зависит стиль речи? Какова речевая ситуация научного стиля? Какова задача научного стиля? Отличительные признаки научного стиля? Сфера применения научного стиля? Основные жанры научного стиля? Что такое устная научная речь? Правила «перевода» письменной научной речи в устную научную речь

Подведём итоги …

  • От чего зависит стиль речи?
  • Какова речевая ситуация научного стиля?
  • Какова задача научного стиля?
  • Отличительные признаки научного стиля?
  • Сфера применения научного стиля?
  • Основные жанры научного стиля?
  • Что такое устная научная речь?
  • Правила «перевода» письменной научной речи в устную научную речь
Домашнее задание  Повторите материалы презентации.  Подготовьте устное сообщение о публицистическом стиле русского языка.
  • Домашнее задание Повторите материалы презентации. Подготовьте устное сообщение о публицистическом стиле русского языка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!