Презентация на тему «Общение детей дошкольного возраста с родителями.»
Выполнила: Мельникова Ксения 42 дошк
Преподаватель: Харитонова Ирина Васильевна
Каждый возраст ребенка уникален, и изменения, происходящие с ним, значительны: меняются тело, психика, знания, характер и устремления. Восприятие мира годовалым и пятилетним ребенком сильно отличается, поэтому важно учитывать возраст малыша в общении. Методы взаимодействия также должны адаптироваться, так как вчерашние подходы могут оказаться неэффективными. Родители часто не замечают изменений и продолжают использовать устаревшие методы или требуют от ребенка невозможного. Игнорирование возрастных этапов может привести к упущению настоящих проблем и необходимости обращения к специалисту.
При общении с детьми необходимо учитывать различия в мышлении между взрослыми и детьми. Родители часто общаются с детьми, представляя их маленькими взрослыми, и проецируют свое понимание реальности на них. Например, взрослые могут думать: «Он понимает, что так нельзя, но продолжает делать», не осознавая, что понимание ребенка и взрослого отличается. Важно помнить, что интеллектуально взрослый и ребенок не равны, и все объяснения должны строиться с учетом этого факта. Недостаточное понимание различий в мышлении может привести к тому, что взрослые переоценивают значение своих объяснений. Для ребенка слово «опасно» может иметь совсем другой смысл, чем для взрослого, поэтому родителям следует учитывать уровень развития ребенка и его особенности в общении.
Правила эффективного общения родителей с детьми дошкольного возраста: берегите чувства ребенка
Эмоционально ребенок равен взрослому, но родители часто переоценивают его интеллектуальное развитие и недооценивать силу его чувств.. Игнорирование эмоций может причинить непоправимую боль. Родители часто используют негативные чувства, такие как гнев, стыд и страх, пытаясь контролировать ребенка, что может быть разрушительно для его психики. Такие действия, как публичное пристыжение или насмешки, могут оставить глубокие психологические раны, которые проявятся во взрослой жизни. Чтобы избежать этого, родителям следует помнить, что чувства ребенка аналогичны их собственным, и управлять им через негативные переживания — недопустимо.
Как нужно общаться взрослому с маленьким ребенком: учитывайте влияние стресса
Ребенок постоянно испытывает изменения в психике, характере общения и образе жизни, что заставляет его адаптироваться к меняющейся среде и соотносится со стрессом. Процесс взросления связан с непрерывным приспособлением и трудностями, которые не стоит преуменьшать. Современный образ жизни усиливает этот стресс, поэтому общение родителей с детьми должно быть основано на поддержке и помощи. Воспитание включает в себя обучение правильным способам преодоления стрессовых ситуаций. Важно общаться с детьми бережно, понимая, что каждый день им предстоит учиться и адаптироваться к новой реальности
Организация общения детей с взрослыми: будьте честными
С самого детства взрослые подрывают доверие детей двумя способами: прямой неправдой и пустыми угрозами . В результате дети перестают воспринимать слова родителей всерьез, что ведет к утрате доверия, особенно когда речь идет о безопасности. Также подрывается доверие, когда требования родителей меняются в зависимости от ситуации. Например, дома можно есть руками, а в гостях это строго запрещено. Частые контрасты в поведении родителей создают у детей ощущение нестабильности, и они начинают сомневаться в надежности взрослых.
! Для установления доверительных отношений с детьми взрослым следует избегать обмана, пустых угроз и преувеличений. Чем меньше неправды они скажут, тем проще будет строить доверительные отношения.
Особенности общения между родителями и детьми
Существует несколько отличных способов показать ребенку, что вы его принимаете.
Выделяйте время, когда вы полностью, на 100%, принадлежите ребенку.
Поддерживайте с ребенком контакт глаз.
Поддерживайте с ребенком тактильный контакт.
Родители, испытывая разные чувства, часто вмешиваются в деятельность ребенка, что может возникать из-за страха, желания порядка, тщеславия или стремления что-то научить. Такое вмешательство приводит к тому, что ребенок получает сигнал о неправильности своих действий. Важно минимально вмешиваться в его активность и не предлагать помощи, если ребенок её не запрашивает. Кроме того, родители могут посылать смешанные послания, когда их внешнее спокойствие противоречит внутренним негативным эмоциям. Дети быстро улавливают такие противоречия, что может вызывать у них тревогу и неуверенность. Частые ситуации «ложного принятия» могут негативно сказаться на формировании личности малыша. Важно, чтобы родители умели корректно выражать свои чувства и понимали, как это влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Стиль и характер общения родителей с детьми: принятие чувств ребенка
Принятие чувств ребенка является важным стилем общения родителей, демонстрирующим хорошее отношение. Это подтверждает, что малыш имеет право на свои эмоции и закладывает основу для его самопринятия. Взрослые должны обладать «эмоциональной компетентностью», чтобы распознавать и учитывать чувства ребенка, а также различать свои и чужие эмоции. Простой способ принятия чувств — это называние и эмпатическое отражение эмоций ребенка, сообщая ему, что вы видите и понимаете его чувства, даже если считаете их неуместными.
Особенности общения взрослых с детьми дошкольного возраста: принципы установки правил
Помимо принятия, существуют правила общения, которые устанавливаются для детей дошкольного возраста. От того, насколько понятны и уместно установлены эти правила, будет зависеть, как они станут выполняться.
Принципы установки правил :
Требования взрослых должны быть одинаковы
Желательно, чтобы требования были едины для всех членов семьи.
Для того чтобы принять правила, ребенку требуется время .
Как правильно общаться с детьми: психология запретов
При общении с детьми важно учитывать психологию запретов. Запрещая что-то, необходимо помнить о возрасте ребенка и говорить дружелюбным тоном.
Проведите ревизию запретов. Определите, какие запреты можно снять, чтобы избежать путаницы и неразберихи. Если иногда разрешаете одно и то же, ребенок не поймет настоящего запрета.
Запреты должны быть подкреплены действиями. Для детей до трех лет слова не всегда понятны. Запрет должен сопровождаться жестом: удерживайте малыша от нежелательных действий .
Учитывайте возраст ребенка. Необходимо понимать, способен ли малыш выполнить запрет. Ограничения могут тормозить его активность и негативно сказываться на развитии. Запретов должно быть немного
Говорите дружелюбным тоном. Запрет не должен сопровождаться негативными эмоциями, так как дети воспринимают это как личное отношение к себе. Используйте мягкий, но твердый тон.
- Тест на определение микроклимата в семье (ya-roditel.ru)
- доверие в детско родтельских отношениях - VK Видео
Вопросы по презентации
1. Какое значение имеет возраст ребенка в общении с ним?
A) Возраст не имеет значения, все дети одинаковы.
B) Восприятие и методы взаимодействия должны адаптироваться в зависимости от возраста.
C) Важно только учитывать возраст, но не нужно менять подходы.
D) Все методы общения эффективны вне зависимости от возраста.
2.Почему важно учитывать различия в мышлении между взрослыми и детьми при общении?
А) Потому что дети всегда понимают все, что говорят взрослые.
В) Потому что восприятие мира и понимание слов у детей и взрослых значительно различаются.
С) Потому что взрослые не могут объяснить что-либо детям.
D) Потому что дети должны всегда слушаться взрослых.
3. Какой из следующих подходов родителей считается наиболее разрушительным для эмоционального состояния ребенка?
- Поддержка и понимание его чувств
B) Использование негативных эмоций, таких как гнев и стыд, для контроля
C) Объяснение правил поведения с учётом возраста ребенка
D) Проявление любви и заботы
4. Какое из следующих утверждений наиболее точно отражает суть отношений между родителями и детьми в процессе взросления, согласно тексту?
- Родители должны игнорировать стрессовые ситуации в жизни ребенка, так как они не так важны.
B) Общение между родителями и детьми должно основываться на критике и контроле поведения ребенка.
C) Родители должны поддерживать и помогать детям адаптироваться к меняющейся среде и обучать их преодолению стрессовых ситуаций.
D) Воспитание не связано с эмоциями и общением, а основано только на правилах и запретах.
5. Как взрослые подрывают доверие детей в процессе воспитания?
А) Поддерживая их в трудных ситуациях
Б) Случайными изменениями в требованиях
В) Предлагая развлечения и игры
Г) Обеспечивая последовательность в общении
6. Какой из следующих подходов к общению с ребенком способствует принятию его чувств и формированию доверительных отношений?
- Игнорировать эмоции ребенка и не реагировать на них
B) Называть и эмпатически отражать эмоции ребенка, показывая, что вы понимаете его чувства
C) Применять строгие наказания за выражение негативных эмоций
D) Установить жёсткие правила и требования, не учитывая эмоциональное состояние ребенка.
7. Назовите три главных принципа установки правил родителей для детей.
Для того чтобы принять правила, ребенку требуется время .
Требования взрослых должны быть одинаковы
Желательно, чтобы требования были едины для всех членов семьи.
Ситуативные задачи
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!» Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая? Дима: Воспитательница сказала, что очень старался. Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею! Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром. Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться. Вопрос: В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение: гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных.
Ситуативные задачи
Решение: Бабушка не права. При таком подходе желание трудиться у ребенка может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Таню конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность оказывает большое влияние на психическое развитие детей. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.
Таня (4 года) Бабушка, я хочу помочь тебе помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда очень дорогая и легко бьется. Иди лучше поиграй со своей куклой. Вопросы: Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?
Ситуативные задачи
У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.
Попробовать пойти от противного - начать хвалить родителей, как много времени они уделяют малышу, добавляя каждый раз - как жаль только, что он не высыпается - на занятии лепкой все время зевал; - что-то у него часто стало внимание рассеиваться; - встретили тут бывшего воспитанника, с которым тоже много занимались, ему в школе очень не нравится. В первом классе скучно, перевели во второй, а там ребята старше и не играют с ним, но у вас, надеемся все будет по-другому; - мы замечаем, что он не умеет играть со сверстниками. Вы, наверное, с ним в другие игры играете? В какие? Ведь ведущая деятельность - игра. Нам очень интересно КАК вы слушаете классическую музыку, что малыш представляет в это время? А что он рисует? Покажите позитивное отношение к родителям. Тогда будет легче "достучаться" до них. А ребенку действительно тяжело выполнять все амбициозные родительские планы? Может, ему нравится? И сил на все хватает - и заниматься, и гулять, и с друзьями играть?
Вопрос: Как помочь малышу обрести детство?
Ситуативные задачи
В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.
Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.
Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.
Комментарий психолога. Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка.
Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.
Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!