Опросы как эффективный инструмент проектирования
Одним из эффективных инструментов реализации некоторых проектов является социологический опрос.
Опрос считается наиболее надёжным методом социологического исследования прежде всего потому, что в нём, как правило, участвует большое количество незнакомых людей.
Они ничем не связаны друг с другом и высказывают исключительно собственное мнение.
В результате выстраивается общая картина отношения в обществе к событиям и фактам, которая рассматривается как объективная.
Опрос проводится на основе генеральной совокупности, под которой понимают, к примеру, взрослое население той местности, где предстоит реализовать проект. Скажем, речь идёт о строительстве мусоросжигательного завода. С одной стороны, на такой завод будут свозить мусор из близлежащих районов, что вряд ли кому-нибудь понравится, с другой — это дополнительные рабочие места и доход в местный бюджет. Опрашиваемых делят по возрастным категориям, уровню доходов, занятости. Итог подводится как по отдельным группам, так и в целом.
Методы опроса
Прежде всего различают
интервью (устный опрос) и
анкетирование (письменный опрос).
Интервью может быть индивидуальное — с глазу на глаз — или телефонное, а также групповое, в том числе с участием фокус-групп (небольших групп заинтересованных респондентов).
Анкетирование делится на очное и заочное.
Очное бывает индивидуальным и групповым,
заочное - по почте, в СМИ, методом онлайн-опроса.
На первый план выходят возможности интернет-опроса.
Такие опросы проводятся по интерактивной анкете. В числе преимуществ интернет-опроса — его быстрота, широта охвата, высокий уровень доверия (обусловлен анонимностью онлайн-среды), возможность изучать закрытые для публичного обсуждения темы.
При подготовке соцопроса методом анкетирования важно грамотно составить анкету. Она состоит из вводной части, «паспортички» (вопросы, касающиеся данных респондента) и основной части. Вопросы бывают открытыми (предполагают ответ в свободной форме) и закрытыми (ответами на них могут быть «да» или «нет» либо на выбор из меню). Вопросы должны быть подобраны строго по теме исследования, быть простыми по формулировкам и понятными по содержанию.
Респонденты могут дать новые идеи, полезные в вашем начинании.
Задания:
Предлагаем потренироваться в разработке и проведении опроса.
1. Подумайте и представьте тему собственного социологического исследования, она должна быть интересной для изучения лично вам и быть социально значимой. После того как определите тему, подумайте над проблемой исследования. Постановка проблемы социологического исследования очень важна, она является выражением необходимости изучения какой-либо области жизни в целях оказания активного воздействия на ситуацию для разрешения тех или иных социальных противоречий.
2. Составьте анкету. Анкета включает вводную часть (приветствие), основные вопросы по теме исследования (могут быть открытыми или закрытыми) и вопросы, по которым вы конструировали генеральную совокупность (обычно включают социально-демографические показатели: пол, возраст, место проживания, занятость и уровень материального обеспечения — и ставятся в конце анкеты).
3. Проведите исследование (в нём могут принимать участие до 30 человек) с помощью составленной анкеты. Проанализируйте данные, полученные в ходе исследования, а также подтвердите или опровергните гипотезы, которые вы выдвинули в начале исследования.