СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Причастие и деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Причастие и деепричастие"»

Причастие  и Деепричастие. Обобщение по теме.   Учитель русского языка и литературы: Мусаева А. Н.

Причастие

и

Деепричастие.

Обобщение по теме.

Учитель русского языка и литературы: Мусаева А. Н.

Обобщение теоретических сведений о причастии и деепричастии  Практическая часть
  • Обобщение теоретических сведений о причастии и деепричастии
  • Практическая часть
Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу. М.В.Ломоносов. Несомненное их (деепричастий) преимущество заключено в их краткости и динамичности.  Д.Э.Розенталь.

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе

ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу.

М.В.Ломоносов.

Несомненное их (деепричастий) преимущество заключено в их краткости

и динамичности.

Д.Э.Розенталь.

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу. М.В.Ломоносов. Несомненное их (деепричастий) преимущество заключено в их краткости и динамичности.  Д.Э.Розенталь.

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе

ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу.

М.В.Ломоносов.

Несомненное их (деепричастий) преимущество заключено в их краткости

и динамичности.

Д.Э.Розенталь.

 Причастие Деепричастие имеет признаки глагола, прилагательного глагола, наречия обозначает признак предмета по действию добавочное действие отвечает на вопросы какой? каков? что делая? что сделав? как? имеет следующие признаки: вид, возвратность  действительное – страдательное, возвратность, вид, время, род, число, падеж синтаксическая роль обстоятельство сказуемое или определение

Причастие Деепричастие

имеет признаки

глагола, прилагательного

глагола, наречия

обозначает

признак предмета

по действию

добавочное действие

отвечает на вопросы

какой? каков?

что делая? что сделав? как?

имеет следующие признаки:

вид,

возвратность

действительное – страдательное,

возвратность, вид, время,

род, число, падеж

синтаксическая роль

обстоятельство

сказуемое или определение

 Причастие Деепричастие имеет признаки глагола, прилагательного глагола, наречия обозначает признак предмета по действию добавочное действие отвечает на вопросы какой? каков? что делая? что сделав? как? имеет следующие признаки: вид, возвратность  действительное – страдательное, возвратность, вид, время, род, число, падеж синтаксическая роль обстоятельство сказуемое или определение

Причастие Деепричастие

имеет признаки

глагола, прилагательного

глагола, наречия

обозначает

признак предмета

по действию

добавочное действие

отвечает на вопросы

какой? каков?

что делая? что сделав? как?

имеет следующие признаки:

вид,

возвратность

действительное – страдательное,

возвратность, вид, время,

род, число, падеж

синтаксическая роль

обстоятельство

сказуемое или определение

Золотой, мощёный, поведав,  взгляд, (не)освещ(ё,о)нный, омытый, имевший, стел(я,ю)щийся,(не)видимая в телескоп, (не)одевшись, посещая, колебл(е,и)мый, длинный, именовавшийся, предотвращавший.

Золотой, мощёный, поведав,

взгляд, (не)освещ(ё,о)нный, омытый, имевший, стел(я,ю)щийся,(не)видимая в телескоп, (не)одевшись, посещая, колебл(е,и)мый, длинный, именовавшийся, предотвращавший.

Золотой, мощёный, поведав,  взгляд, (не)освещ(ё,о)нный, омытый, имевший, стел(я,ю)щийся,(не)видимая в телескоп, (не)одевшись, посещая, колебл(е,и)мый, длинный, именовавшийся, предотвращавший.

Золотой, мощёный, поведав,

взгляд, (не)освещ(ё,о)нный, омытый, имевший, стел(я,ю)щийся,(не)видимая в телескоп, (не)одевшись, посещая, колебл(е,и)мый, длинный, именовавшийся, предотвращавший.

Причастия Деепричастия поведав неосвещённый омытый не одевшись имевший посещая стелющийся невидимая в телескоп колеблемый именовавшийся предотвращавший

Причастия Деепричастия

поведав

неосвещённый

омытый

не одевшись

имевший

посещая

стелющийся

невидимая в телескоп

колеблемый

именовавшийся

предотвращавший

Причастия Деепричастия неосвещённый поведав омытый не одевшись имевший посещая стелющийся невидимая в телескоп колеблемый именовавшийся предотвращавший

Причастия Деепричастия

неосвещённый

поведав

омытый

не одевшись

имевший

посещая

стелющийся

невидимая в телескоп

колеблемый

именовавшийся

предотвращавший

В современной лингвистике несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными,  наречиями, предлогами и т.д. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия –это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Эти точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как особые формы глагола, а в других учебниках  эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

В современной лингвистике несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.д.

Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия –это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

Эти точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как особые формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

Задание1. Образуйте причастия. 1. Закопать (прош. вр.) 2. Засорить (прош. вр.) 3. Хранить (страдат, наст. вр.) 4. Скакать (наст. вр.) 5. Сделать (прош. вр.) 6. Срастись (прош. вр.) 7. Спрятать (прош. вр.) 8. Нестись (прош. вр.) 9. Делать (страдат., наст. вр.)

Задание1. Образуйте причастия.

  • 1. Закопать (прош. вр.)
  • 2. Засорить (прош. вр.)
  • 3. Хранить (страдат, наст. вр.)
  • 4. Скакать (наст. вр.)
  • 5. Сделать (прош. вр.)
  • 6. Срастись (прош. вр.)
  • 7. Спрятать (прош. вр.)
  • 8. Нестись (прош. вр.)
  • 9. Делать (страдат., наст. вр.)
Задание 2. Образуйте деепричастия. Сверкать ( несов. вид) Уметь (несов. вид) Купить (сов. вид) Прочитать (сов. вид) Увидеть (сов. вид) Назначить (сов. вид) Оторваться (сов. вид) Освободить (сов. вид) Стучать (несов. вид) Играть (несов. вид) Ехать (несов. вид) Оглядываться ( несов. вид)

Задание 2. Образуйте деепричастия.

  • Сверкать ( несов. вид)
  • Уметь (несов. вид)
  • Купить (сов. вид)
  • Прочитать (сов. вид)
  • Увидеть (сов. вид)
  • Назначить (сов. вид)
  • Оторваться (сов. вид)
  • Освободить (сов. вид)
  • Стучать (несов. вид)
  • Играть (несов. вид)
  • Ехать (несов. вид)
  • Оглядываться ( несов. вид)
Задание 3. Слитно или раздельно ? (не)брежный (не)покорённый (не)застроен (не)вспаханный (не)виданный (не)навидя (не)спеша (не)просмотренный мною (не)сверкая (не)стуча

Задание 3. Слитно или раздельно ?

  • (не)брежный
  • (не)покорённый
  • (не)застроен
  • (не)вспаханный
  • (не)виданный
  • (не)навидя
  • (не)спеша
  • (не)просмотренный мною
  • (не)сверкая
  • (не)стуча
Задание 4. Выписать причастия. Много видевший, много знавший, Знавший ненависть и любовь, Всё имевший, всё потерявший, И опять всё нашедший вновь. Вкус узнавший всего земного, И до жизни жадный опять, Обладающий всем и снова Всё боящийся потерять. Много видевший, много знавший, Знавший ненависть и любовь, Всё имевший, всё потерявший, И опять всё нашедший вновь. Вкус узнавший всего земного, И до жизни жадный опять, Обладающий всем и снова Всё боящийся потерять.

Задание 4. Выписать причастия.

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший,

И опять всё нашедший вновь.

Вкус узнавший всего земного,

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

  • Много видевший, много знавший, Знавший ненависть и любовь, Всё имевший, всё потерявший, И опять всё нашедший вновь. Вкус узнавший всего земного, И до жизни жадный опять, Обладающий всем и снова Всё боящийся потерять.
Задание 5. Правильно или нет расставлены знаки препинания? Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг. 2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану, и не раздеваясь, лёг. 3. Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

Задание 5. Правильно или нет расставлены знаки препинания?

  • Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану, и не раздеваясь, лёг.

3. Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги. 5. Марья Павловна стояла подле него, прислонясь к берёзе и заложив назад руки.

4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.

5. Марья Павловна стояла подле него, прислонясь к берёзе и заложив назад руки.

Задание 6. Готовимся к ЕГЭ.  Укажите грамматически правильное продолжение предложения Возвратившись из поездки, произошёл несчастный случай. мы поделились яркими впечатлениями с друзьями. мне не спалось. надолго запомнились интересные случаи в пути.

Задание 6. Готовимся к ЕГЭ. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Возвратившись из поездки,

  • произошёл несчастный случай.
  • мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.
  • мне не спалось.
  • надолго запомнились интересные случаи в пути.
Задание 7. Готовимся к ЕГЭ.  В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? В.А. Серов – величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа. Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак. Шопен – один из немногих польских композиторов, которые сочиняли для фортепиано. Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

Задание 7. Готовимся к ЕГЭ. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  • В.А. Серов – величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.
  • Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.
  • Шопен – один из немногих польских композиторов, которые сочиняли для фортепиано.
  • Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.