Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша.
Презентация на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у детей младших дошкольников с использованием традиционных методик»
«Умелые ручки»
Подготовила:
Воспитатель
О.В.Букина
2018- 2019г
Оглавление
Введение............................................................................................................ Актуальность..................................................................................................... Методы и приемы............................................................................................. Подготовительный этап................................................................................... Заключение........................................................................................................ Вывод................................................................................................................. Список литературы........................................................................................... Приложение....................................................................................................... | 2 4 5 6 8 10 11 12 |
Введение
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки - ладушки», «Сорока - белобока», «Мальчик - пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Актуальность
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием традиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Целью моей работы стало: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приёмы художественно-эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования.
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–3 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют.
Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Подготовительный этап
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
- зона изодеятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).
- зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
- театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, дергунчики, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
В нашей группе оснащено пространство предметно-развивающей среды пособиями для развития мелкой моторики рук. Это шнуровки, бизиборд.
Материалы и инструменты для рисования:
краски,
карандаши,
восковые мелки,
наборы бумаги,
листы ватмана,
кисти разного размера.
Материалы и инструменты для лепки:
пластилин,
глина,
пластичная масса,
пластмассовые доски для раскатывания.
Материалы и инструменты для аппликации:
бумага цветная, бархатная, гофрированная,
картон,
клей.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям. Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 2 до 3лет).
В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики рук. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика рук развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики рук.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в группе где я работаю были расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через «жилую комнату». В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются.
Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Вывод
Для определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика на момент поступления в ДОУ. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики рук, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Начало года: Конец года:
Начало года: Конец года:
Лепка 37% Лепка:39%
Аппликация 32% Аппликация:35%
Рисование 30% Рисование:38%
Список литературы
1. Белая А.Я., Мирясова В.И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999.
2. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.
3. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург, 1997.
4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1999.
5. Кольцова М. Ребёнок учится говорить., М., 1998.
6. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
7. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
8. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
10. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
11. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования. М., 2010.
Приложение 1



Приложение 2


Приложение 3



Приложение4

