Актуальность темы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что она позволяет:
сформировать координацию движений пальцев рук;
развить речевую деятельность;
подготовить ребёнка к школе.
Развитие мелкой моторики способствует:
освоению графических умений;
подготовке руки ребёнка к письму;
развитию пространственной ориентировки, чувства ритма;
развитию ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12 с.Ногир «Ромашка»
Выступление на педагогическом совете
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: ЧЕХОЕВА М.Ч.
Актуальность темы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что она позволяет:
- сформировать координацию движений пальцев рук;
- развить речевую деятельность;
- подготовить ребёнка к школе.
- Развитие мелкой моторики способствует:
- освоению графических умений;
- подготовке руки ребёнка к письму;
- развитию пространственной ориентировки, чувства ритма;
- развитию ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания.
Что такое мелкая моторика?
- Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
- Она достигается совместным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, как правило, зрительной системой.
- К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
- Развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии речи ребёнка и в быту, например, при застёгивании пуговиц, манипулировании мелкими предметами, письме, рисовании и т. д.
Значение развития мелкой моторики
- Повышает тонус коры головного мозга.
- Развивает речевые центры коры головного мозга.
- Стимулирует развитие речи ребенка.
- Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
- Способствует улучшению артикуляционной моторики.
- Развивает чувство ритма и координацию движений.
- Подготавливает руку к письму.
Цель и задачи
Цель: формирование речи детей посредством развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с помощью дидактических игр, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
- развивать тактильную чувствительность рук
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
- развивать память, внимание, терпение и связную речь.
- развивать навыки ручной умелости.
- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Формы работы
- Совместная деятельность родителей с ребенком.
- Совместная деятельность педагогов с ребенком.
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Игры со счетными палочками
- В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки или спички (без серы).
- «Сложи колодец»
- «Выложи картинку»
- «Выложи геометрическую фигуру»
Игры с крупой
- Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Иногда делаем это на время.
- Берем поднос и рассыпаем немного мелкой крупы (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.
- Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, меняя большой и средний пальцы, большой и безымянный, большим и мизинчиком.
- Насыпаем горох на блюдечко. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее, а другими пальцами набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.
Игры с прищепками
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
Наряду с главной целью использования прищепок – развитие тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.
Игры - шнуровки
- Игры – шнуровки развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук.
- Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху, «внизу», «слева», «справа».
- Способствуют развитию речи
- Развивают творческие способности.
- Развивают усидчивость, внимание, терпение.
- Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.
Рисование
- Рисование – любимое занятие. Не обязательно рисовать на бумажном листке бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте.
- Можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, тычком, уголком надутого целлофанового пакета и т.д.
- Еще есть много разных способов развивать детское восприятие…
Игры спластилином
- В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Ребенок придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина , происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.
Игры с бумагой
Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами.
Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.
Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами, нетрадиционные аппликации животных и т.д.
Пазлы и мозайки
- Пазлы с английского языка – «головоломка», «затруднение».
- Кроме мелкой моторики эта игра формирует еще и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
- Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Работа с ножницами
- В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Массаж кистей рук и пальцев
- Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
- Массажные шарики и мячи незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.
Вывод
- Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у многих современных детей, особенно, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Спасибо за внимание