СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему " Речевой аппарат"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему " Речевой аппарат"»

Логопедия  Речевой аппарат  Гасанлы Ляман ИСМ 401

Логопедия Речевой аппарат

Гасанлы Ляман ИСМ 401

Речевой аппарат 1 Строение речевого аппарата Центральный отдел речевого аппарата 2 Периферический отдел речевого аппарата 3

Речевой аппарат

1

Строение речевого аппарата

Центральный отдел речевого аппарата

2

Периферический отдел речевого аппарата

3

Строение речевого аппарата человека:  Мозг Носоглотка Твёрдое небо и мягкое небо. Губы. Язык. Резцы. Область глотки. Гортань, надгортанник. Трахея. Бронх с правой стороны и легкое. Диафрагма. Позвоночник. Пищевод. Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический .
  • Строение речевого аппарата человека:

  • Мозг
  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.
  • Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический .
Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.  Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.  Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.  Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.
  • Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

  • Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

  • Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

  • Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

 Центральный отдел

Центральный отдел

Корковый центр Вернике   Центр Вернике находится на заднем участке височной извилины, на стыке первичной слуховой и двигательной коры головного мозга я, с его функцией связывают восприятие речи.  Корковый центр Брока  В самой нижней части премоторной извилины левого полушария (главным образом, у правшей) расположена височная область, в центре которой находится центр Брока, функцией которого является реализация двигательной стороны речи (образование собственной устной речи).
  • Корковый центр Вернике

  • Центр Вернике находится на заднем участке височной извилины, на стыке первичной слуховой и двигательной коры головного мозга я, с его функцией связывают восприятие речи.

  • Корковый центр Брока

  • В самой нижней части премоторной извилины левого полушария (главным образом, у правшей) расположена височная область, в центре которой находится центр Брока, функцией которого является реализация двигательной стороны речи (образование собственной устной речи).
Переднелобные и теменно-затылочные отделы коры головного мозга  Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).  Подкорковые ядра  Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.  Лимбико-ретикулярный комплекс  Под данным термином понимают целый комплекс тесно взаимосвязанных структур мозга, который играет важную роль в регуляции эмоций и висцеро-соматических реакций организма. Данный комплекс обеспечивает эмоционально-адаптивные поведенческие реакции, мотивационные формы поведения. В лимбико-ретикулярном комплексе важное значение имеет таламус, который принимает участие, в активизации процесса внимания и в организации эмоций. Именно на уровне таламуса происходит формирование вегетативных и некоторых психических компонентов эмоций. По данным некоторых авторов, таламус принимает участие в контроле за спонтанной речью.
  • Переднелобные и теменно-затылочные отделы коры головного мозга

  • Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

  • Подкорковые ядра

  • Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

  • Лимбико-ретикулярный комплекс

  • Под данным термином понимают целый комплекс тесно взаимосвязанных структур мозга, который играет важную роль в регуляции эмоций и висцеро-соматических реакций организма. Данный комплекс обеспечивает эмоционально-адаптивные поведенческие реакции, мотивационные формы поведения. В лимбико-ретикулярном комплексе важное значение имеет таламус, который принимает участие, в активизации процесса внимания и в организации эмоций. Именно на уровне таламуса происходит формирование вегетативных и некоторых психических компонентов эмоций. По данным некоторых авторов, таламус принимает участие в контроле за спонтанной речью.
  • Тесная связь таламуса со стриопаллидарной системой проявляется в обеспечении им сенсорного компонента автоматизированных движений.

  • Область, находящаяся непосредственно под таламусом, – гипоталамус, является сложным рефлекторным аппаратом, благодаря которому происходит поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз). Гипоталамус контролирует деятельность всех эндокринных желез. Эта часть мозга является центром, регулирующим состояние: сон-

  • бодрствование. Гипоталамус обеспечивает вегетативные реакции, сопровождающие эмоции (частота сердечных сокращений, дыхание, потоотделение и т.д.). Ретикулярная формация ствола мозга играет

  • основополагающую роль корково-подкорковых взаимоотношений. Она состоит из нервных клеток и густой сети нервных волокон, идущих в различных направлениях и связывающих разные части мозга.

  • Экстрапирамидная система

  • Отвечает за регуляцию мышечного тонуса в комплексе с другими структурами. А также за регуляцию темпа, ритма и пластики любого произвольного двигательного акта. Обеспечение двигательного компонента в регуляции безусловных рефлексов (половой, оборонительный, старт-рефлекс и др.), последовательности двигательного акта, моторного компонента эмоциональной сферы. Регуляция высокоспециализированных движений человека, которые достигли уровня автоматизмов .
  • Подкорково-мозжечковые ядра
  • Подкорково-мозжечковые ядра и их проводящие пути, осуществляющие обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи:
  • темп, плавность, громкость, индивидуальный тембр, эмоциональную выразительность.
  • Мозжечок
  • Мозжечок обеспечивает очень важную функцию – координацию движений, регуляцию мышечного тонуса и равновесие. Благодаря его деятельности обеспечивается точность, целенаправленность движений. Мозжечок имеет тесные связи со многими отделами нервной системы. У человека под влиянием социальной среды в процессе онтогенеза формируются особые структуры коры больших полушарий мозга, функция которых обеспечивает речевой праксис. Собственно, речевые движения являются одним из видов произвольных движений. Возбуждение, возникая в двигательных областях коры, передается мышцам речевых органов. Пирамидный путь (кортико-нуклеарный) проводит импульсы от коры мозга в первую очередь к ядрам черепно-
  • мозговых нервов, располагающихся в продолговатом и спинном мозге, и к другим структурам нижележащих функциональных уровней.
  • Ретикулярная формация

  • Ретикулярная формация ствола мозга рассматривается как один из важных интегративных аппаратов мозга, объединяет различные участки ствола мозга (ретикулярную формацию продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга).
  • К собственно интегративных функций ретикулярной формации относятся: контроль над состояниями сна и бодрствования; мышечный (фазный и тонический) контроль; обработка информационных сигналов окружающей и внутренней среды организма, которые поступают по разным каналам.

  • Ядра и проводящие пути черепно-мозговых нервов ствола головного мозга
  • В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

  • Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

  • Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

  • От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

  • Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

  • Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

  • Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.
Периферический  отдел

Периферический отдел

Артикуляционный аппарат и его роль   Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов: Область губ; Составляющие языка; Мягкое и твердое небо; Челюстной отдел; Гортанная область; Голосовые складки; Носоглотку; Резонаторы. Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.  Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи. В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

Артикуляционный аппарат и его роль

  • Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:
  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.
  • Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.
  • В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!