СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Решение логических задач"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются три способа решения логических задач: табличный, метод рассуждения и средствами алгебры логики. На каждый способ дан разбор одной задачи, так же есть задания для самостоятельного разбора.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Решение логических задач"»

Алгебра логики Решение текстовых задач

Алгебра логики

Решение текстовых задач

Логические задачи очень разнообразны. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач:  • табличный;  • с помощью рассуждений;  • средствами алгебры логики;
  • Логические задачи очень разнообразны. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач: • табличный; • с помощью рассуждений; • средствами алгебры логики;
При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.
  • При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.
 Барсук позвал к себе гостей:  Медведя, рысь и белку.  И подарили барсуку  Подсвечник и тарелку.  Когда же он позвал к себе  Рысь, белку, мышку, волка,  То он в подарок получил  Подсвечник и иголку.  Им были вновь приглашены  Волк, мышка и овечка.  И получил в подарок он  Иголку и колечко.  Он снова пригласил овцу,  Медведя, волка, белку.  И подарили барсуку  Колечко и тарелку.  Нам срочно нужен ваш совет.  (На миг дела отбросьте.)  Хотим понять, какой предмет  Каким дарился гостем.  И кто из шестерых гостей  Явился без подарка?  Не можем мы сообразить,  Сидим... Мудрим... Запарка...
  • Барсук позвал к себе гостей:

Медведя, рысь и белку.

И подарили барсуку

Подсвечник и тарелку.

Когда же он позвал к себе

Рысь, белку, мышку, волка,

То он в подарок получил

Подсвечник и иголку.

Им были вновь приглашены

Волк, мышка и овечка.

И получил в подарок он

Иголку и колечко.

Он снова пригласил овцу,

Медведя, волка, белку.

И подарили барсуку

Колечко и тарелку.

Нам срочно нужен ваш совет.

(На миг дела отбросьте.)

Хотим понять, какой предмет

Каким дарился гостем.

И кто из шестерых гостей

Явился без подарка?

Не можем мы сообразить,

Сидим... Мудрим... Запарка...

Составим таблицу 6 x 4 и из первого четверостишия делаем выводы: 1) медведь, рысь, белка не дарили иголку и колечко; 2) мышка, волк, овца не дарили подсвечник и тарелку. Получаем таблицу:              Ответ: виден из таблицы Медведь Подсвечник Рысь - Иголка Белка - + Тарелка Мышка Кольцо - + - - - Волк - - + Овца - - - - - - - - - - - - +
  • Составим таблицу 6 x 4 и из первого четверостишия делаем выводы:
  • 1) медведь, рысь, белка не дарили иголку и колечко;
  • 2) мышка, волк, овца не дарили подсвечник и тарелку. Получаем таблицу:
  • Ответ: виден из таблицы

Медведь

Подсвечник

Рысь

-

Иголка

Белка

-

+

Тарелка

Мышка

Кольцо

-

+

-

-

-

Волк

-

-

+

Овца

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

  • Этим способом обычно решают несложные логические задачи.
  • Пример: Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Решение . Имеется три утверждения:

  • Вадим изучает китайский;
  • Сергей не изучает китайский;
  • Михаил не изучает арабский.

Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно.

Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.

Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.

Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский, Вадим — арабский.

Обычно используется следующая схема решения:  1. Изучается условие задачи.  2. Вводится система обозначений для логических высказываний.  3. Конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями, выделенными из условия задачи.  4. Определяются значения истинности этой логической формулы.  5. Из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении
  • Обычно используется следующая схема решения: 1. Изучается условие задачи. 2. Вводится система обозначений для логических высказываний. 3. Конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями, выделенными из условия задачи. 4. Определяются значения истинности этой логической формулы. 5. Из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении
По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Петров, Сидоров. Следствием установлено следующее:  1. Если Иванов невиновен или Петров виновен, то Сидоров виновен.  2. Если Иванов невиновен, то Сидоров невиновен.  Виновен ли Иванов?  Решение: Рассмотрим простые высказывания:  A = Иванов виновен,  B = Петров виновен,  C = Сидоров виновен. Запишем на языке алгебры логики факты, установленные следствием:  (A+B)→C и A→C .  Пусть F(A,B,C) = ((A+B)→C)&(A→C).  Решить задачу – это значит указать, при каких значениях A это сложное высказывание истинно. И если хотя бы в одном случае (при разных значениях B и C) F=1 при A=0 (Иванов невиновен), то у следствия недостаточно фактов для того, чтобы обвинить Иванова в преступлении.  Из таблицы истинности видно, что сложное высказывание истинно только когда A – истинно, т. е. Иванов виновен в ограблении. Составим таблицу истинности:      А В 0 0 0 С F 0 0 0 0 1 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1
  • По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Петров, Сидоров. Следствием установлено следующее: 1. Если Иванов невиновен или Петров виновен, то Сидоров виновен. 2. Если Иванов невиновен, то Сидоров невиновен. Виновен ли Иванов?
  • Решение:
  • Рассмотрим простые высказывания: A = Иванов виновен, B = Петров виновен, C = Сидоров виновен.
  • Запишем на языке алгебры логики факты, установленные следствием: (A+B)→C и A→C . Пусть F(A,B,C) = ((A+B)→C)&(A→C). Решить задачу – это значит указать, при каких значениях A это сложное высказывание истинно. И если хотя бы в одном случае (при разных значениях B и C) F=1 при A=0 (Иванов невиновен), то у следствия недостаточно фактов для того, чтобы обвинить Иванова в преступлении.
  • Из таблицы истинности видно, что сложное высказывание истинно только когда A – истинно, т. е. Иванов виновен в ограблении.

Составим таблицу истинности:   

А

В

0

0

0

С

F

0

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

Домашнее задание

  • Владимир, Игорь и Сергей преподают математику, физику и литературу, а живут они в Рязани, Туле и Ярославле. Известно также, что Владимир живет не в Рязани, Игорь живет не в Туле, рязанец – не физик, Игорь – не математик, туляк преподает литературу. Кто где живет и что преподает? (таблицей)
  • На вопрос, кто из трёх школьников изучал логику, был получен правильный ответ: если изучал первый, то изучал и второй, но неверно, что если изучал третий, то изучал и второй. Кто из учащихся изучал логику? (алгебра логики)
  • Три школьника, Миша (М), Коля (К) и Сергей (С), остававшиеся в классе на перемене, были вызваны к директору по поводу разбитого в это время окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответили следующее:

Миша: «Я не бил окно, и Коля тоже…»

Коля: «Миша не разбивал окно, это Сергей разбил футбольным мячом!»

Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Миша».

Стало известно, что один из ребят сказал чистую правду, второй в одной части заявления соврал, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная это, директор смог докопаться до истины.

Кто разбил стекло в классе? (с помощью рассуждений)

Самостоятельно Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов:

Самостоятельно

Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: "Чей именно проект был принят?", министры дали такие ответы:

  • Россия — "Проект не наш, проект не США";
  • США — "Проект не России, проект Китая";
  • Китай — "Проект не наш, проект России".

Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду.

Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры.

Самостоятельно Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.  Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Самостоятельно

  • Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
  • Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.
  • Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
  • Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!