СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Тела и поверхности вращения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке мы посетим музей геометрии и побываем в зале "Тела вращения".Выберите себе любое тело и прорекламируйте его. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Тела и поверхности вращения"»

Тела и поверхности вращения «Геометрия даёт нам возможность  правильно мыслить и рассуждать» Г. Галилей    Ибрагимова А.Р.- преподаватель математики  КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»  (2 курс)

Тела и поверхности вращения

«Геометрия даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать»

Г. Галилей

Ибрагимова А.Р.- преподаватель математики

КФ ГБПОУ РК

«Джанкойский профессиональный техникум»

(2 курс)

Содержание: Часть l : Тела вращения. Часть ll : Практическая.

Содержание:

Часть l :

Тела вращения.

Часть ll :

Практическая.

Цели и задачи: Повторить и систематизировать знания обучающихся по теме: «Тела вращения»; Укреплять стремление обучающихся достигать поставленной цели; Развивать коммуникативные способности и мыслительную деятельность обучающихся; Установить связь с жизненными примерами, ориентировать на профессиональную деятельность; Воспитывать ответственность за приобретённые знания.

Цели и задачи:

  • Повторить и систематизировать знания обучающихся по теме: «Тела вращения»;
  • Укреплять стремление обучающихся достигать поставленной цели;
  • Развивать коммуникативные способности и мыслительную деятельность обучающихся;
  • Установить связь с жизненными примерами, ориентировать на профессиональную деятельность;
  • Воспитывать ответственность за приобретённые знания.

Тела вращения Сегодня на уроке мы посетим музей геометрии и побываем в зале «Тела вращения». Чтобы попасть в музей нужно приобрести билет. Для этого ответьте на вопрос: «Где в жизни нас окружают тела вращения»? Выберите себе любое тело и прорекламируйте его., т.е. представьте, что вы экскурсовод. Нет ли лишних тел в зале: «Тела вращения»?

Тела вращения

Сегодня на уроке мы посетим музей геометрии и побываем в зале «Тела вращения».

Чтобы попасть в музей нужно приобрести билет. Для этого ответьте на вопрос: «Где в жизни нас окружают тела вращения»?

Выберите себе любое тело и прорекламируйте его., т.е. представьте, что вы экскурсовод.

Нет ли лишних тел в зале: «Тела вращения»?

 Стереометрия - это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. στερεοζ μετρεμ пространственный измерять

Стереометрия - это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.

  • στερεοζ
  • μετρεμ
  • пространственный
  • измерять

Блиц-опрос цилиндр конус Основание: шар А) окружность 2. Основание: А) окружность 3. Образующая: Б) круг 2. 1. Граница шара: А) О 1 О 2 Б) О 3 О 5  А) круг В) эллипс Б) круг 3. Образующая: В) эллипс  В) О 6 О 3  А) О 1 О 2 Б) О 1 О 4  Б) сфера  В) О 2 О 3   В) окружность      Радиус :  А) О 1 О 2 Б) О 4 О 5  Радиус : В) О 2 О 3 Г) О 1 О 4  Радиус: А) О 1 О 2 Б) О 3 О 4  В) О 2 О 3  А) О 1 О 4 Б) О 3 О 4   В) О 2 О 3 О 1 О 6 О 1   О 1 О 3 О 4 О 2 О 4 О 3 О 2 О 4 О 3 О 5 О 2

Блиц-опрос

цилиндр

конус

  • Основание:

шар

А) окружность

2.

  • Основание:

А) окружность

3. Образующая:

Б) круг

2.

1. Граница шара:

А) О 1 О 2 Б) О 3 О 5

А) круг

В) эллипс

Б) круг

3. Образующая:

В) эллипс

В) О 6 О 3

А) О 1 О 2 Б) О 1 О 4

Б) сфера

В) О 2 О 3

В) окружность

Радиус :

А) О 1 О 2 Б) О 4 О 5

Радиус :

В) О 2 О 3 Г) О 1 О 4

Радиус:

А) О 1 О 2 Б) О 3 О 4

В) О 2 О 3

А) О 1 О 4 Б) О 3 О 4

В) О 2 О 3

О 1

О 6

О 1

О 1

О 3

О 4

О 2

О 4

О 3

О 2

О 4

О 3

О 5

О 2

Блиц-опрос(продолжение) цилиндр конус 4. Высота цилиндра - это: шар А) расстояние между  Напишите формулу 4. Высота конуса – это: 3. Сечение шара:  плоскостями его 5. Напишите формулу площади боковой поверхности конуса  площади боковой А) отрезок, соединяющий вершину с любой точкой основания  поверхности А) окружность Б) расстояние от вершины конуса до основания 4. Напишите формулу поверхности шара  основания  Б) отрезок, который В) отрезок, соединяющий вершину с точкой, лежащей на окружности Б) круг  цилиндра  соединяет две любые В) эллипс  точки оснований  В) отрезок, который  соединяет центр круга  с любой точкой  цилиндра

Блиц-опрос(продолжение)

цилиндр

конус

4. Высота цилиндра - это:

шар

А) расстояние между

  • Напишите формулу

4. Высота конуса – это:

3. Сечение шара:

плоскостями его

5. Напишите формулу площади боковой поверхности конуса

площади боковой

А) отрезок, соединяющий вершину с любой точкой основания

поверхности

А) окружность

Б) расстояние от вершины конуса до основания

4. Напишите формулу поверхности шара

основания Б) отрезок, который

В) отрезок, соединяющий вершину с точкой, лежащей на окружности

Б) круг

цилиндра

соединяет две любые

В) эллипс

точки оснований В) отрезок, который

соединяет центр круга

с любой точкой

цилиндра

Исторические сведения Шар Шаром принято называть тело, ограниченное сферой, т.е. шар и сфера – это разные геометрические тела. Однако оба слова «шар» и «сфера» происходят от одного и того же греческого слова «сфайра» - мяч. При этом слово «шар» образовалось от перехода согласных сф в ш. В ХI книге «Начала» Евклид определяет шар как фигуру, описанную вращающимся около неподвижного диаметра полукругом.  В древности сфера была в большом почёте. Астрономические наблюдения над небесным сводом неизменно вызывали образ сферы. Сфера всегда широко применялась в различных областях науки и техники .

Исторические сведения

Шар

Шаром принято называть тело, ограниченное сферой, т.е. шар и сфера – это разные геометрические тела.

Однако оба слова «шар» и «сфера» происходят от одного и того же греческого слова «сфайра» - мяч. При этом слово «шар» образовалось от перехода согласных сф в ш.

В ХI книге «Начала» Евклид определяет шар как фигуру, описанную вращающимся около неподвижного диаметра полукругом.

В древности сфера была в большом почёте. Астрономические

наблюдения над небесным сводом неизменно вызывали образ сферы.

Сфера всегда широко применялась в различных областях науки и техники .

Исторические сведения Цилиндр , Слово цилиндр происходит от греческого слова   что означает «валик», «каток».  С цилиндром люди знакомы с глубокой древности. Архимед решил задачу об объеме общей части пересекающихся цилиндров. Школе Платона принадлежит: исследование свойств цилиндра.

Исторические сведения

Цилиндр

,

Слово цилиндр происходит от греческого слова 

что означает «валик», «каток».

С цилиндром люди знакомы с глубокой древности.

Архимед решил задачу об объеме общей части пересекающихся цилиндров.

Школе Платона принадлежит: исследование свойств цилиндра.

Применение

Применение

Исторические сведения Конус Конус в переводе с греческого “konos” означает «сосновая шишка». Демокрит получил формулу для вычисления объема  пирамиды и конуса. Школе Платона принадлежит:  а) исследование свойств цилиндра и конуса;  б) изучение конических сечений. Большой трактат о конических сечениях был написан  Аполлонием Пергским – учеником Евклида

Исторические сведения

Конус

  • Конус в переводе с греческого “konos” означает «сосновая шишка».
  • Демокрит получил формулу для вычисления объема

пирамиды и конуса.

  • Школе Платона принадлежит:

а) исследование свойств цилиндра и конуса;

б) изучение конических сечений.

  • Большой трактат о конических сечениях был написан

Аполлонием Пергским – учеником Евклида

Применение Конус В геологии существует понятие « конус выноса ». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину . В биологии есть понятие « конус нарастания ». Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани. « Конусами » называется семейство морских моллюсков. Раковина коническая (2–16 см), ярко окрашенная. По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1000 000 жителей . Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы, так как образуется конус безопасности. Чем выше громоотвод, тем больше объем такого конуса.

Применение

Конус

  • В геологии существует понятие « конус выноса ». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину .
  • В биологии есть понятие « конус нарастания ». Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани.
  • « Конусами » называется семейство морских моллюсков. Раковина коническая (2–16 см), ярко окрашенная.
  • По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1000 000 жителей . Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы, так как образуется конус безопасности. Чем выше громоотвод, тем больше объем такого конуса.

Тела вращения:  Цилиндр    Конус    Шар ,(сфера)

Тела вращения:

Цилиндр

Конус

Шар ,(сфера)

 ЦИЛИНДР  ( прямой круговой )     Тело, образованное вращением прямоугольника вокруг оси, содержащей его сторону.

ЦИЛИНДР ( прямой круговой )

Тело, образованное вращением прямоугольника вокруг оси, содержащей его сторону.

  КОНУС  ( прямой круговой )     Тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг оси, содержащей его катет.

КОНУС ( прямой круговой )

Тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг оси, содержащей его катет.

  ШАР    Тело, образованное вращением полукруга вокруг оси, содержащей его диаметр.    Дополнительные сведения

ШАР

Тело, образованное вращением полукруга вокруг оси, содержащей его диаметр.

Дополнительные сведения

 Задачи из банка данных ЕГЭ  (самостоятельная работа)    8 х 10 х х 48  Найдите радиус сферы, если площадь сферы равна 16π Площадь боковой поверхности цилиндра равна 16π, а диаметр основания – 8. Найдите высоту цилиндра. Высота конуса равна 10, а диаметр основания – 48. Найдите образующую конуса. Ответ: а) 26; б) 2; в) 2

Задачи из банка данных ЕГЭ (самостоятельная работа)

8

х

10

х

х

48

Найдите радиус сферы, если площадь сферы равна 16π

Площадь боковой поверхности цилиндра равна 16π, а диаметр основания – 8. Найдите высоту цилиндра.

Высота конуса равна 10, а диаметр основания – 48.

Найдите образующую конуса.

Ответ: а) 26; б) 2; в) 2

Практическая часть  А сейчас каждый выберет себе дело «по душе». Я предлагаю вам поработать по трём направлениям: Люди рабочих профессий; Люди, посвятившие себя науке; Люди творческих профессий.

Практическая часть

А сейчас каждый выберет себе дело «по душе». Я предлагаю вам поработать по трём направлениям:

  • Люди рабочих профессий;
  • Люди, посвятившие себя науке;
  • Люди творческих профессий.
«Элементарные знания по геометрии или умение пользоваться буквенными формулами необходимы почти каждому мастеру или квалифицированному рабочему».  А. Н. Колмогоров  « Люди науки трудятся, ищут потому, что в них живёт одна мысль: работать ради лучшей жизни на Земле»  Понтрягин Л.С. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»  А. С. Пушкин

«Элементарные знания по геометрии или умение пользоваться буквенными формулами необходимы почти каждому мастеру или квалифицированному рабочему».

А. Н. Колмогоров

« Люди науки трудятся, ищут потому, что в них живёт одна мысль: работать ради лучшей жизни на Земле»

Понтрягин Л.С.

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

А. С. Пушкин

Обмен опытом Каждый представляет решение своей задачи, остальные оценивают решение. Люди рабочих профессий: Сколько квадратных метров листовой жести пойдёт на изготовление трубы длиной 4м и диаметром 20см, если на швы необходимо добавить2,5% площади её боковой поверхности? Люди, посвятившие себя науке: Один цилиндр получен вращение прямоугольника ABCD вокруг прямой АВ, а другой цилиндр – вращение этого прямоугольника вокруг прямой ВС. Докажите, что площади боковых поверхностей этих цилиндров равны. Найдите отношение площадей полных поверхностей этих цилиндров, если АВ=а,ВС=в. Люди творческих профессий:  Ода телам вращения.

Обмен опытом

Каждый представляет решение своей задачи, остальные оценивают решение.

Люди рабочих профессий:

Сколько квадратных метров листовой жести пойдёт на изготовление трубы длиной 4м и диаметром 20см, если на швы необходимо добавить2,5% площади её боковой поверхности?

Люди, посвятившие себя науке:

Один цилиндр получен вращение прямоугольника ABCD вокруг прямой АВ, а другой цилиндр – вращение этого прямоугольника вокруг прямой ВС. Докажите, что площади боковых поверхностей этих цилиндров равны. Найдите отношение площадей полных поверхностей этих цилиндров, если АВ=а,ВС=в.

Люди творческих профессий:

Ода телам вращения.

   h-высота      Справочные сведения  ЦИЛИНДР S бок . = 2 πR • h образующая R  S цил. = 2 π R •  (R+ h) Основание цилиндра  ось  цилиндра

h-высота

Справочные сведения

ЦИЛИНДР

S бок . = 2 πR h

образующая

R

S цил. = 2 π R (R+ h)

Основание цилиндра

ось цилиндра

   ЗАДАЧА № 1  ( ЦИЛИНДР И ЕГО СВОЙСТВА)   1)Радиус основания цилиндра 2м.,высота 3м.Найти диагональ осевого сечения. h=3м. R=2м. . О 1  ответ

ЗАДАЧА № 1

( ЦИЛИНДР И ЕГО СВОЙСТВА)

1)Радиус основания цилиндра 2м.,высота 3м.Найти диагональ осевого сечения.

h=3м.

R=2м.

.

О 1

ответ

 Подсказка   ? 3м. 4м.

Подсказка

?

3м.

4м.

ОТВЕТ:  Задача  1): 5м .

ОТВЕТ:

Задача 1): 5м .

       Справочные сведения КОНУС Ось конуса о S бок. = πRL  вершина L - образующая R-радиус S кон. = πR • ( L+  R) о 1  А В  Основание конуса

Справочные сведения

КОНУС

Ось конуса

о

S бок. = πRL

вершина

L - образующая

R-радиус

S кон. = πR ( L+ R)

о 1

А

В

Основание конуса

 ЗАДАЧА № 2  КОНУС 1)Радиус основания конуса 3м., высота 4м.Найти образующую?  h=4м  R=3м.   ответ

ЗАДАЧА № 2

КОНУС

1)Радиус основания конуса 3м., высота 4м.Найти образующую?

h=4м

R=3м.

ответ

h=4м Подсказка о  ? В А  о 1 R=3м.

h=4м

Подсказка

о

?

В

А

о 1

R=3м.

Ответ: 5м .

Ответ: 5м .

   Справочные сведения  ШАР   •   А ОА- радиус о S = 4 πR 2  Ось вращения шара

Справочные сведения

ШАР

А

ОА- радиус

о

S = 4 πR 2

Ось вращения шара

  ЗАДАЧА № 3  ( ШАР И ЕГО СВОЙСТВА) 1) Радиус шара 1м. Найдите площадь шара.   R=1 м.   ответ

ЗАДАЧА № 3

( ШАР И ЕГО СВОЙСТВА)

1) Радиус шара 1м. Найдите площадь шара.

R=1 м.

ответ

 Подсказка  S = 4 πR 2 R =1м. О

Подсказка

S = 4 πR 2

R =1м.

О

                            Ответ:  4  π  .

Ответ: 4 π .

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Оцениваем работу каждой команды и выставляем оценки за урок. Оцениваем также урок: представим, что каждый из вас фотограф. Что бы вы сфотографировали на уроке? Ваш любимый стопкадр. Домашнее задание: вопросы к главе 6 стр. 152-153. Вопросы 4 и 8 письменно.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Оцениваем работу каждой команды и выставляем оценки за урок.

Оцениваем также урок: представим, что каждый из вас фотограф. Что бы вы сфотографировали на уроке? Ваш любимый стопкадр.

Домашнее задание: вопросы к главе 6 стр. 152-153. Вопросы 4 и 8 письменно.

РЕФЛЕКСИЯ Проанализируйте свою работу на уроке, прослушав притчу. «Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением» «А я принимал участие в строительстве храма!» А что же на уроке делали вы?

РЕФЛЕКСИЯ

Проанализируйте свою работу на уроке, прослушав притчу. «Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением» «А я принимал участие в строительстве храма!» А что же на уроке делали вы?

Желаем удачи!

Желаем удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!