СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему" Типы и структура уроков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему" Типы и структура уроков"»

Презентация по педагогике   Типы и структура уроков   Подготовила :Гасанлы Ляман ИСМ201

Презентация по педагогике Типы и структура уроков Подготовила :Гасанлы Ляман ИСМ201

Урок является сложным «отрезком учебного процесса. Как все сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. По каким же признакам группируются уроки? Проблема эта очень сложна и не решена окончательно ни в мировой, ни в отечественной дидактике. Количество классификаций сегодня исчисляется десятками. Из педагогов прошлого самую стройную классификацию уроков дал К.Д. Ушинский. Он выделил следующие типы уроков: 1) уроки смешанные, целью которых является повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала, 2) уроки устных упражнений, 3) уроки письменных упражнений, 4) уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.
  • Урок является сложным «отрезком учебного процесса. Как все сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. По каким же признакам группируются уроки? Проблема эта очень сложна и не решена окончательно ни в мировой, ни в отечественной дидактике. Количество классификаций сегодня исчисляется десятками.
  • Из педагогов прошлого самую стройную классификацию уроков дал К.Д. Ушинский. Он выделил следующие типы уроков:
  • 1) уроки смешанные, целью которых является повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала,
  • 2) уроки устных упражнений,
  • 3) уроки письменных упражнений,
  • 4) уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Современная дидактика в целом сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько ее уточняет. Основными типами уроков, которые проводятся в школе, являются следующие: 1) комбинированные (смешанные); 2) уроки усвоения новых знаний; 3) уроки усвоения навыков и умений; 4) уроки применения знаний, навыков и умений; 5) уроки обобщения и систематизации знаний; 6) уроки проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений (В.А. Онищук, Н.А Сорокин, М.И. Махмутов и др.).
  • Современная дидактика в целом сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько ее уточняет. Основными типами уроков, которые проводятся в школе, являются следующие:
  • 1) комбинированные (смешанные);
  • 2) уроки усвоения новых знаний;
  • 3) уроки усвоения навыков и умений;
  • 4) уроки применения знаний, навыков и умений;
  • 5) уроки обобщения и систематизации знаний;
  • 6) уроки проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и
  • умений (В.А. Онищук, Н.А Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

  • Вышеназванные типы уроков входят в системы, созданной на основе дидактической (учебной) цели занятий. Классификация уроков по основной дидактической целью является самой удобной для
  • учителя. Составляя календарный или тематический план занятий, учитель распределяет уроки на весь раздел по дидактической целью: если изучаются понятия, законы, теории и ставится задача сознательного и прочного усвоения их учениками, то такие занятия относятся к уроков усвоения новых знаний; если же предполагается формирование у учащихся навыков, то такие занятия относятся к урокам усвоения умений и навыков. После изучения больших и важных разделов вводятся уроки обобщения и систематизации знаний.
  • Под понятием «структура урока» понимают построение урока: элементы или этапы строения урока, их последовательность, взаимосвязи между ними.
  • Характер элементов структуры определяется теми задачами, которые постоянно нужно решать на уроках определенного типа, чтобы наиболее рациональным путем достичь тех или иных дидактических задач. Характер и последовательность этих задач зависят от логики и закономерностей того учебного процесса, который реализуется на уроках определенного типа. Понятно, что логика усвоения знаний отличается от логики усвоения умений и навыков, а потому и отличаться структура уроков различных типов. В связи с этим каждый тип урока имеет свою структуру.

  • В структуре каждого типа урока является внутренняя структура каждого этапа (микроструктура). Она определяется наиболее целесообразным отбором методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных учебных задач. Например, этап восприятия и осознания учащимися учебного материала может происходить на основе лекций учителя, проблемного изложения, эвристической беседы, демонстрация кинофильма, самостоятельной работы с учебником, таблиц и т.д. Этап осмысления знаний - с помощью широкой мыслительной деятельности учащихся: анализа изученных материалов или добытых фактов, сравнение, обобщение, раскрытие логично-следственных связей, формирование выводов, выполнение проблемных задач и т.д.
  • Сегодня учитель свободно выбирает структуру урока. Ему не обязательно придерживаться формального сочетания и последовательности этапов урока. Но при этом учитель не может допускать нарушения закономерностей познавательной деятельности, не учитывать ее эффективности. Важным современным положением является также то, что целесообразность тех или иных типов и структур урока предлагается оценивать по конечным результатом процесса обучения, а не за совершенством структуры отдельных уроков .

Комбинированный (смешанный) урок имеет классическую чотириетапну структуру, которая берет свое начало от Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта. Она опирается на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Этапы комбинированного урока определяются так: 1. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников. 2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений. 3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 4. Восприятие и осмысление, обобщение и систематизация учащимися новых знаний. 5. Итоги урока, сообщение домашнего задания.
  • Комбинированный (смешанный) урок имеет классическую чотириетапну структуру, которая берет свое начало от Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта. Она опирается на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Этапы комбинированного урока определяются так:
  • 1. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников.
  • 2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.
  • 3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  • 4. Восприятие и осмысление, обобщение и систематизация учащимися новых знаний.
  • 5. Итоги урока, сообщение домашнего задания.

Из приведенной структуры видно, что комбинированный урок должен достичь двух или нескольких равнозначных образовательных целей. Этапы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает его гибким и пригодным для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Из всех указанных типов комбинированный урок самый распространенный в современной общеобразовательной школе. Согласно некоторым данным комбинированные уроки занимают 75 - 80% от общего количества уроков, проводимых. Этот тип урока основном используется в начальных и средних классах. Попытаемся раскрыть сущность и дидактические основы вышеназванных этапов урока. Прежде всего напомним, что, готовясь к занятиям, учитель детально продумывает их целевые установки, в частности конкретные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые он будет решать на каждом этапе урока. Без этого урок будет иметь аморфный характер.
  • Из приведенной структуры видно, что комбинированный урок должен достичь двух или нескольких равнозначных образовательных целей. Этапы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает его гибким и пригодным для решения широкого круга учебно-воспитательных задач.
  • Из всех указанных типов комбинированный урок самый распространенный в современной общеобразовательной школе. Согласно некоторым данным комбинированные уроки занимают 75 - 80% от общего количества уроков, проводимых. Этот тип урока основном используется в начальных и средних классах.
  • Попытаемся раскрыть сущность и дидактические основы вышеназванных этапов урока.
  • Прежде всего напомним, что, готовясь к занятиям, учитель детально продумывает их целевые установки, в частности конкретные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые он будет решать на каждом этапе урока. Без этого урок будет иметь аморфный характер.

Организация учащихся к активному участию в учебном занятии не должна отнимать много времени. Важно привлечь их к работе с первой минуты. Именно поэтому начало урока должен быть динамичным, давать ученикам заряд энергии, бодрости, деловитости. Повторювально-обучающая работа по пройденному материалу является достаточно важным этапом комбинированного уроку. ее учебное значение обусловлено тремя положениями: 1) если ученик предполагает, что его знания будут проверены, то он лучше готовится к уроку; 2) проверка знаний всегда связано с активным воспроизведением материала, что является лучшим средством его усвоения; 3) повторение и проверка знаний связаны с речевым(словесным) воспроизведением изученного материала, что, естественно, способствует развитию речи и мышления.
  • Организация учащихся к активному участию в учебном занятии не должна отнимать много времени. Важно привлечь их к работе с первой минуты. Именно поэтому начало урока должен быть динамичным, давать ученикам заряд энергии, бодрости, деловитости.
  • Повторювально-обучающая работа по пройденному материалу является достаточно важным этапом комбинированного уроку. ее учебное значение обусловлено тремя положениями:
  • 1) если ученик предполагает, что его знания будут проверены, то он лучше готовится к уроку;
  • 2) проверка знаний всегда связано с активным воспроизведением материала, что является лучшим средством его усвоения;
  • 3) повторение и проверка знаний связаны с речевым(словесным) воспроизведением изученного материала, что, естественно, способствует развитию речи и мышления.

  • Это означает, что подлежать проверке и воспроизведению должны знания не отдельных учеников, а всех учеников класса. Поэтому передовые учителя, не отказываясь от индивидуального устного опроса, широко применяют фронтальное и уплотняющее опроса, а также выставления ученикам поурочного балла.
  • Наряду с различными методами устного опроса в школах распространена методика письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала. Донецкий учитель в. Ф. Шаталов предлагает учащимся воспроизвести опорные сигналы, с помощью которых был закодирован новый учебный материал. Опытные учителя языка, математики, физики, химии сочетают проверку знаний с выполнением разнообразных упражнений, устным решением задач и примеров, выполнением графических работ и работой над таблицами, схемами и т.п.
  • Повторювально-обучающая и проверочная работа должна сочетаться с актуализацией (воспроизведением, оживлением в памяти) знаний, навыков и умений, которые должны стать опорой для усвоения новых понятий. Например, на уроке ботаники в 6 классе изучается тема «Семейство крестоцветных». Чтобы усвоить эту тему, учащиеся должны вспомнить строение и форму стеблей, листьев, цветков, плодов. Это будет восстановлением в памяти знаний, чтобы довести их до необходимой кондиции у всех учащихся.

  • Сообщение темы, цели и задач урока. Тему каждого урока учитель сообщает в начале занятия или при переходе к работе над новым материалом. При этом важно ее четко сформулировать, определить задачи урока и основные вопросы, которые учащиеся должны усвоить (образовательные задачи урока). В то же время учитель подчеркивает необходимость активности и самостоятельности при осмыслении и усвоении новой темы, что влечет развивающая задача урока. В других случаях подчеркивается необходимость усвоения учащимися мировоззренческих, нравственных, эстетических идей, и таким образом определяется воспитательная задача занятия. Сообщение темы, цели и задач урока способствует повышению организационной четкости и целенаправленности урока.
  • Мотивация учебной деятельности учащихся. Под мотивом учін-ния понимают внутренние импульсы, побуждающие учащихся к активной познавательной деятельности, направленной на усвоение и применение знаний, навыков и умений. Отсюда мотивация учения - это применение различных способов и средств формирования у учащихся положительных мотивов учения.
  • Способы мотивации могут быть разные: постановка проблемного учебного задания, создание проблемной ситуации, ситуации успеха, сообщение учащимся практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала, формирование интереса к знаниям, процессу их приобретения.

после первичного ознакомления с новым материалом и осознанием внешних признаков и свойств учитель организует его углубленное изучение. Эта работа может иметь различные варианты: а) учитель сам дважды излагает новый материал с помощью рассказа, объяснения, беседы, а затем переходит к опросу учащихся по его содержанию; б) учитель сначала сам объясняет новый материал, а затем организует самостоятельную работу учащихся с учебником с целью более глубокого осмысления и усвоения новой темы; в) учитель определяет тему и цель урока, создает проблемную ситуацию, определяет вопросы, которые учащиеся должны усвоить, а затем организует их самостоятельную работу с учебником. После этого проводится беседа с целью углубленного осмысления и усвоения нового материала; г) на уроках химии, физики учитель организует лабораторную работу с целью осмысления и усвоения нового материала с использованием учебника.
  • после первичного ознакомления с новым материалом и осознанием внешних признаков и свойств учитель организует его углубленное изучение. Эта работа может иметь различные варианты:
  • а) учитель сам дважды излагает новый материал с помощью рассказа, объяснения, беседы, а затем переходит к опросу учащихся по его содержанию;
  • б) учитель сначала сам объясняет новый материал, а затем организует самостоятельную работу учащихся с учебником с целью более глубокого осмысления и усвоения новой темы;
  • в) учитель определяет тему и цель урока, создает проблемную ситуацию, определяет вопросы, которые учащиеся должны усвоить, а затем организует их самостоятельную работу с учебником. После
  • этого проводится беседа с целью углубленного осмысления и усвоения нового материала;
  • г) на уроках химии, физики учитель организует лабораторную работу с целью осмысления и усвоения нового материала с использованием учебника.

  • Дважды возвращаться к нового материала передовым учителям позволяет изложение нового материала укрупненными блоками, т.е. объяснение на одном уроке 3 - 4 новых тем, что способствует высвобождению времени для последующей работы по углублению и расширению знаний и формирование практических умений и навыков.
  • Осмысление знаний - это углубление в суть явлений, процессов. Оно предполагает прежде всего раскрытие внутренних закономерных связей и отношений между объектами изучения или в середине объектов, между их составными элементами.
  • Основными приемами и операциями в осмыслении являются анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и обобщение, применение логического и генетического (исторического) подхода, моделирования, системный анализ и т.д.
  • С целью осмысления на уроке нового материала учитель может предложить учащимся ответить на вопросы учебника, устно составить тезисы обучаемому материала, воспроизвести про себя правила, формулы и другие теоретические положения. Важно при этом обратить внимание учащихся не только на усвоение фактов, событий и теоретических выводов, которые из них вытекают, но и на глубокое осмысление тех мировоззренческих, нравственных, эстетических идей, которые содержатся в новом материале.

Обобщение и систематизация как этап урока должен определить последовательность и подчиненность изученных на уроке и усвоенных ранее родственных понятий на основе установленных между ними существенных связей и взаимозависимостей, определить место обучаемому понятия в системе соответствующих знаний. Подводя итоги урока, учитель кратко сообщает, какими знаниями овладели ученики, как работал класс, отдельные ученики. Домашнее задание не следует давать наспех. Необходимо объяснить содержание работы, способы и последовательность ее выполнения. В отдельных случаях целесообразно проверить, как учащиеся поняли содержание домашней работы
  • Обобщение и систематизация как этап урока должен определить последовательность и подчиненность изученных на уроке и усвоенных ранее родственных понятий на основе установленных между ними существенных связей и взаимозависимостей, определить место обучаемому понятия в системе соответствующих знаний.
  • Подводя итоги урока, учитель кратко сообщает, какими знаниями овладели ученики, как работал класс, отдельные ученики.
  • Домашнее задание не следует давать наспех. Необходимо объяснить содержание работы, способы и последовательность ее выполнения. В отдельных случаях целесообразно проверить, как учащиеся поняли содержание домашней работы

  • Кроме своего важного преимущества - возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки. Они заключаются в том, что у учителя не хватает времени не только на усвоение новых знаний, но и на другие виды познавательной деятельности. Производительность всех этапов снижается еще и потому, что значительно вырос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению. В связи с этим возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности: уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; применение знаний, умений на практике; контроля и коррекции знаний. Структура этих типов уроков состоит здебіль-шого из трех частей: 1) организации работы - проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний, навыков и умений; мотивации обучения; сообщение темы, цели, задач урока; 2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, обобщение, систематизации знаний, умений; контроля; 3) подведение итогов и домашнее задание.

Спасибо за внимание!!!
  • Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!