СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Требования к структуре и оформлению исследовательских работ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Требования к структуре и оформлению исследовательских работ»»

Если мозг не засевать зерном,  то он зарастет чертополохом.  Д.Ж. Герберт поэт XVII века.   .     Научно-исследовательская работа школьников

Если мозг не засевать зерном,

то он зарастет чертополохом.

Д.Ж. Герберт

поэт XVII века.

.

Научно-исследовательская работа школьников

Цели и задачи исследовательской работы Научно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведённое исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершённый характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения. Задачами исследовательской (творческой) работы являются : Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач. Проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования. Проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике. Демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные. Привитие интереса к научной деятельности

Цели и задачи исследовательской работы

Научно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведённое исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач.

Работа должна носить логически завершённый характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами исследовательской (творческой) работы являются :

  • Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач.
  • Проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования.
  • Проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике.
  • Демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные.
  • Привитие интереса к научной деятельности
Занятие научно-исследовательской работой – это : получение новых знаний; возможность реализовать свой творческий потенциал; возможность участвовать в конференциях, конкурсах, олимпиадах, круглых столах, что способствует всестороннему развитию личности человека и приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение;  получение навыка публичного выступления перед аудиторией; способность легко выражать мысли на бумаге; помогает найти свою нишу в современном обществе.

Занятие научно-исследовательской работой – это :

  • получение новых знаний;
  • возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • возможность участвовать в конференциях, конкурсах, олимпиадах, круглых столах, что способствует всестороннему развитию личности человека и приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение;
  • получение навыка публичного выступления перед аудиторией;
  • способность легко выражать мысли на бумаге;
  • помогает найти свою нишу в современном обществе.
Основные вопросы над которыми надо работать  Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования? Как оформить работу? Какие требования к защите результатов исследования?

Основные вопросы над которыми надо работать

  • Как подготовить научно-исследовательскую работу?
  • Как проводить научное исследование?
  • Как определить и уточнить тему?
  • Как изучать литературу?
  • Как определить гипотезу?
  • Как сформулировать цель и задачи исследования?
  • Как определить методы исследования?
  • Как оформить работу?
  • Какие требования к защите результатов исследования?

Этапы работы над исследованием 1. Подготовка к проведению научного исследования 2. Проведение научного исследования 3. Оформление научно-исследовательской работы 4. Защита результатов исследования

Этапы работы над исследованием

1. Подготовка к проведению научного исследования

2. Проведение научного исследования

3. Оформление научно-исследовательской работы

4. Защита результатов исследования

Сбор информации

Сбор информации

Разберёмся с понятиями …  Объектная область исследования  — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования   — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность . Предмет исследования  — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования

Разберёмся с понятиями …

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность .

Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования

Выбор темы Тема исследования  - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».  В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования. Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом . Например, тема «Оценка качества родниковой воды» Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме.

Выбор темы

Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы.

  • Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».
  • В теме отражается проблема в ее характерных чертах.
  • Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.
  • Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом .

Например, тема «Оценка качества родниковой воды»

  • Не принято в научных работах

формулировать тему в вопросительной форме.

Выдвижение проблемы исследования Исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы . Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь поднять, никогда и никем не была исследована. Формулировка проблемы может начинаться со слов : как, от чего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях… Иначе говоря, ставя проблему , исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» (т.е переходим к актуальности исследования)

Выдвижение проблемы исследования

Исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы . Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь поднять, никогда и никем не была исследована.

Формулировка проблемы может начинаться со слов : как, от чего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях…

Иначе говоря, ставя проблему , исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» (т.е переходим к актуальности исследования)

Определение актуальности исследования  -  Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе . Должны быть ответы на вопросы: почему возникла необходимость в выполнении исследования, какие обстоятельства побудили автора написать работу,  какова значимость проблемы для автора. Проблематика исследования должна быть актуальной.

Определение актуальности исследования -

Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе .

Должны быть ответы на вопросы:

  • почему возникла необходимость в выполнении исследования,
  • какие обстоятельства побудили автора написать работу,
  • какова значимость проблемы для автора.

Проблематика исследования должна быть актуальной.

Поиск информации ...  1. П ров едение поиск а нужной информации.  2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий.  3. Н епосредственн ая работ а с интернет источниками.  Определив тему и проблему своей работы  исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы м с выбранной объектной областью : 1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. 2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. 3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

Поиск информации ...

1. П ров едение поиск а нужной информации.

2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий.

3. Н епосредственн ая работ а с интернет источниками.

Определив тему и проблему своей работы исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы м с выбранной объектной областью :

1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.

2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.

3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат , которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.  Цель формулируется кратко (одним предложением) и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь . Определить цель исследования_- значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Цель соответствует теме исследования и, как правило, начинается с глаголов: выяснить…   выявить …  установить …  обосновать …    уточнить… разработать … и т.д.

Цель исследования

это конечный ожидаемый результат , которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

Цель формулируется кратко (одним предложением) и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь . Определить цель исследования_- значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель соответствует теме исследования и, как правило, начинается с глаголов:

  • выяснить…
  • выявить …
  • установить …
  • обосновать … 
  •   уточнить…
  • разработать … и т.д.

З адача  исследования  это выбор путей и средств для достижения цели, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.   Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца . Задач не должно быть слишком много. Оптимальное количество - 3-5.  Провести… Проанализировать… Разработать… Сравнить… и т.д.

З адача исследования

  • это выбор путей и средств для достижения цели, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца .

Задач не должно быть слишком много. Оптимальное количество - 3-5.

  • Провести…
  • Проанализировать…
  • Разработать…
  • Сравнить… и т.д.
« Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание »  И. Гете  Гипотеза... Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.  О сновные свойства гипотезы :  1. Н еопределенность истинного значения; 2.  Н аправленность на раскрытие данного явления; 3.  В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; 4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

« Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание »

И. Гете

Гипотеза...

Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.

О сновные свойства гипотезы :

1. Н еопределенность истинного значения;

2. Н аправленность на раскрытие данного явления;

3. В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;

4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Требования к гипотезе...  В нее включа ют понятия и категории , являющиеся неоднозначными  Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больш е  Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений)  Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме  П роверяемость

Требования к гипотезе...

  • В нее включа ют понятия и категории , являющиеся неоднозначными
  • Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больш е
  • Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений)
  • Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме
  • П роверяемость

Типичные ошибки в работах Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду, то…». Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал. Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с анализом первоисточников.  Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы. К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.

Типичные ошибки в работах

  • Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду, то…».
  • Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал.
  • Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с анализом первоисточников.
  • Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы.
  • К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента.
  • Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.

Как определить методы исследования?  Метод  – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений » Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование Э мпирических метод ы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация

Как определить методы исследования?

Метод – это способ достижения цели исследования;

« путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений »

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование

Э мпирических метод ы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация

Общенаучные методы: Наблюдение, Эксперимент, Анализ, Синтез, Измерение Сравнение Анкетирование Интервьюирование Моделирование и др.  методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл» . Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. Биология более проста по объектам, чем физика, поэтому там применим метод проб и ошибок, а в физике – строгие математические методы. В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.

Общенаучные методы:

  • Наблюдение, Эксперимент,
  • Анализ, Синтез,
  • Измерение Сравнение
  • Анкетирование Интервьюирование
  • Моделирование и др.

методы должны быть научными, нельзя

полагаться только на «здравый смысл» .

Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.

Биология более проста по объектам, чем физика,

поэтому там применим метод проб и ошибок,

а в физике – строгие математические методы.

В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.

2. Проведение научного исследования Работы проводятся в соответствии с поставленными задачами и с использованием выбранных методик. Основополагающим условием при выполнении исследований является получение достоверных и сопоставимых аналитических данных. Если исследование носит опытный или экспериментальный характер, необходимо помнить, что любой опыт нуждается в контроле и должен воспроизводиться 3-5 раз в тех же условиях (будут различаться на небольшую величину) Необходимо документировать, точнее фотодокументировать все стадии работы, начиная от отбора проб.

2. Проведение научного исследования

  • Работы проводятся в соответствии с поставленными задачами и с использованием выбранных методик.
  • Основополагающим условием при выполнении исследований является получение достоверных и сопоставимых аналитических данных.
  • Если исследование носит опытный или экспериментальный характер, необходимо помнить, что любой опыт нуждается в контроле и должен воспроизводиться 3-5 раз в тех же условиях (будут различаться на небольшую величину)
  • Необходимо документировать, точнее фотодокументировать все стадии работы, начиная от отбора проб.
Обработка результатов, формулирование выводов Любая обработка первичных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде. Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой задаче. Здесь подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п. После каждого этапа эксперимента кратко формулируются предварительные выводы. После представления всех результатов следует сформулировать выводы, где сжато, без подробных доказательств, обобщается результат исследования. Выводы нумеруются и располагаются в определённом порядке: от более важных к менее важным, от общих к частным. Причём, выводы должны соответствовать задачам исследования. Необходимо оценить, в какой степени цель достигнута и сравнить с выдвинутой гипотезой, также дать практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований.

Обработка результатов, формулирование выводов

Любая обработка первичных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде.

Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой задаче. Здесь подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п.

После каждого этапа эксперимента кратко формулируются предварительные выводы.

После представления всех результатов следует сформулировать выводы, где сжато, без подробных доказательств, обобщается результат исследования.

Выводы нумеруются и располагаются в определённом порядке: от более важных к менее важным, от общих к частным.

Причём, выводы должны соответствовать задачам исследования.

Необходимо оценить, в какой степени цель достигнута и сравнить с выдвинутой гипотезой, также дать практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований.

3. Как оформить научно-исследовательскую работу? работа име ет определенную структуру :  - Титульный лист .  - Оглавление (план работы) - Введение (проблем а,  актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования, цел ь и задачи , методы , обзор литературы , практическая значимость исследования, степень изученности вопроса) - Основная (содержательная) часть по разделам,  главам (в соответствии с задачами) : Анализ научной литературы Раздел экспериментальной части  ( Выводы по каждой главе ) - З аключение - Список литературы - Приложение  (графики, схемы , и ллюстрации, т аблицы)

3. Как оформить

научно-исследовательскую работу?

работа име ет определенную структуру :

- Титульный лист .

- Оглавление (план работы)

- Введение (проблем а, актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования, цел ь и задачи , методы , обзор литературы , практическая значимость исследования, степень изученности вопроса)

- Основная (содержательная) часть по разделам,

главам (в соответствии с задачами) :

  • Анализ научной литературы
  • Раздел экспериментальной части

( Выводы по каждой главе )

- З аключение

- Список литературы

- Приложение (графики, схемы , и ллюстрации, т аблицы)

Изложение содержания работы заканчивается заключением , которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нём автор должен провести рефлексию относительно целей и ответить на вопросы: «Каков уровень достижения цели?», «Что нового узнал?», «Чему научился?», «Какие вопросы требуют дальнейшего исследования?» В конце, после заключения- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . Он должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Использованными считаются те работы, на которые в тексте есть ссылки. В приложении помещаются материалы объёмного характера (таблицы, графики, фотографии и т.д.)
  • Изложение содержания работы заканчивается заключением , которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нём автор должен провести рефлексию относительно целей и ответить на вопросы: «Каков уровень достижения цели?», «Что нового узнал?», «Чему научился?», «Какие вопросы требуют дальнейшего исследования?»
  • В конце, после заключения- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . Он должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Использованными считаются те работы, на которые в тексте есть ссылки.
  • В приложении помещаются материалы объёмного характера (таблицы, графики, фотографии и т.д.)
4. Защита творческих работ Основные требования к выступлению...   - Оно должно строго соответствовать заявленной теме.  - Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»  - Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.  - Предъявите гипотезу (Если она есть).  - Представьте цели и  задачи работы.  - Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.  - Сообщите что самого важного и интересного принесла Вам работа.  - Чётко сформулируйте выводы.Они обязательно должны быть связаны с целями и  задачами работы

4. Защита творческих работ

Основные требования к выступлению...

- Оно должно строго соответствовать заявленной теме.

- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»

- Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.

- Предъявите гипотезу (Если она есть).

- Представьте цели и задачи работы.

- Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.

- Сообщите что самого важного и интересного принесла Вам работа.

- Чётко сформулируйте выводы.Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы

Пожелания выступающему..  - Говорите убеждённо, чётко и громко.  - Сообщая наиболее важную информацию говорите: “ Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“  - Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли в выводу... Нами было сделано...”  - Не уходите от заданной темы.  - Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.  - Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.

Пожелания выступающему..

- Говорите убеждённо, чётко и громко.

- Сообщая наиболее важную информацию говорите:

“ Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“

- Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли в выводу... Нами было сделано...”

- Не уходите от заданной темы.

- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.

- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.

Структура компьютерной презентации 1. Название исследовательской работы, наименование направляющей организации, фамилия, имя, отчество докладчиков и научных руководителей с указанием должностей 2. Основные цели и задачи 3. Основные этапы работы 4. Заключение (выводы, подведение итогов) 5. Список использованных источников

Структура компьютерной презентации

  • 1. Название исследовательской работы, наименование направляющей организации, фамилия, имя, отчество докладчиков и научных руководителей с указанием должностей
  • 2. Основные цели и задачи
  • 3. Основные этапы работы
  • 4. Заключение (выводы, подведение итогов)
  • 5. Список использованных источников
Оформление компьютерной презентации 1.На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. 2. Выносятся только основные ключевые слова и предложения, которые докладчик комментирует устно. Текст, который произносит докладчик, на слайдах не пишется. 3. Рекомендуется размер шрифта: 24-54 пункта для заголовков, 18-36 пунктов для текста. Курсив, подчёркивание, жирный или декоративный шрифты используются только для смыслового выделения фрагмента текста. 4. Для передачи информации в более наглядном виде используются разнообразные виды слайдов: с текстом, таблицами, схемами, графиками, иллюстрациями. Все таблицы, схемы, графики и иллюстрации имеют названия, отражающие их содержание.

Оформление компьютерной презентации

  • 1.На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  • 2. Выносятся только основные ключевые слова и предложения, которые докладчик комментирует устно. Текст, который произносит докладчик, на слайдах не пишется.
  • 3. Рекомендуется размер шрифта: 24-54 пункта для заголовков, 18-36 пунктов для текста. Курсив, подчёркивание, жирный или декоративный шрифты используются только для смыслового выделения фрагмента текста.
  • 4. Для передачи информации в более наглядном виде используются разнообразные виды слайдов: с текстом, таблицами, схемами, графиками, иллюстрациями. Все таблицы, схемы, графики и иллюстрации имеют названия, отражающие их содержание.
Список литературы 1 . В.И. Алёхина. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методич. рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. -17с. 2. Н.Г. Давыдова. Методические материалы по проведению и оформлению исследовательских и прикладных проектов для представления на Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. – Москва: ООО «Лагриус», 2011

Список литературы

  • 1 . В.И. Алёхина. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методич. рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. -17с.
  • 2. Н.Г. Давыдова. Методические материалы по проведению и оформлению исследовательских и прикладных проектов для представления на Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. – Москва: ООО «Лагриус», 2011