Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.
Д.Ж. Герберт
поэт XVII века.
.
Научно-исследовательская работа школьников
Цели и задачи исследовательской работы
Научно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведённое исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач.
Работа должна носить логически завершённый характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами исследовательской (творческой) работы являются :
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач.
- Проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования.
- Проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике.
- Демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные.
- Привитие интереса к научной деятельности
Занятие научно-исследовательской работой – это :
- получение новых знаний;
- возможность реализовать свой творческий потенциал;
- возможность участвовать в конференциях, конкурсах, олимпиадах, круглых столах, что способствует всестороннему развитию личности человека и приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение;
- получение навыка публичного выступления перед аудиторией;
- способность легко выражать мысли на бумаге;
- помогает найти свою нишу в современном обществе.
Основные вопросы над которыми надо работать
- Как подготовить научно-исследовательскую работу?
- Как проводить научное исследование?
- Как определить и уточнить тему?
- Как изучать литературу?
- Как определить гипотезу?
- Как сформулировать цель и задачи исследования?
- Как определить методы исследования?
- Как оформить работу?
- Какие требования к защите результатов исследования?
Этапы работы над исследованием
1. Подготовка к проведению научного исследования
2. Проведение научного исследования
3. Оформление научно-исследовательской работы
4. Защита результатов исследования
Сбор информации
Разберёмся с понятиями …
Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность .
Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования
Выбор темы
Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы.
- Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».
- В теме отражается проблема в ее характерных чертах.
- Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.
- Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом .
Например, тема «Оценка качества родниковой воды»
- Не принято в научных работах
формулировать тему в вопросительной форме.
Выдвижение проблемы исследования
Исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы . Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь поднять, никогда и никем не была исследована.
Формулировка проблемы может начинаться со слов : как, от чего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях…
Иначе говоря, ставя проблему , исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» (т.е переходим к актуальности исследования)
Определение актуальности исследования -
Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе .
Должны быть ответы на вопросы:
- почему возникла необходимость в выполнении исследования,
- какие обстоятельства побудили автора написать работу,
- какова значимость проблемы для автора.
Проблематика исследования должна быть актуальной.
Поиск информации ...
1. П ров едение поиск а нужной информации.
2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий.
3. Н епосредственн ая работ а с интернет источниками.
Определив тему и проблему своей работы исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы м с выбранной объектной областью :
1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.
Цель исследования –
это конечный ожидаемый результат , которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Цель формулируется кратко (одним предложением) и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь . Определить цель исследования_- значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель соответствует теме исследования и, как правило, начинается с глаголов:
- выяснить…
- выявить …
- установить …
- обосновать …
З адача исследования
- это выбор путей и средств для достижения цели, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца .
Задач не должно быть слишком много. Оптимальное количество - 3-5.
- Провести…
- Проанализировать…
- Разработать…
- Сравнить… и т.д.
« Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание »
И. Гете
Гипотеза...
Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.
О сновные свойства гипотезы :
1. Н еопределенность истинного значения;
2. Н аправленность на раскрытие данного явления;
3. В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;
4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы.
Требования к гипотезе...
- В нее включа ют понятия и категории , являющиеся неоднозначными
- Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больш е
- Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений)
- Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме
- П роверяемость
Типичные ошибки в работах
- Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду, то…».
- Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал.
- Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с анализом первоисточников.
- Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы.
- К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента.
- Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.
Как определить методы исследования?
Метод – это способ достижения цели исследования;
« путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений »
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование
Э мпирических метод ы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация
Общенаучные методы:
- Наблюдение, Эксперимент,
- Анализ, Синтез,
- Измерение Сравнение
- Анкетирование Интервьюирование
- Моделирование и др.
методы должны быть научными, нельзя
полагаться только на «здравый смысл» .
Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.
Биология более проста по объектам, чем физика,
поэтому там применим метод проб и ошибок,
а в физике – строгие математические методы.
В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.
2. Проведение научного исследования
- Работы проводятся в соответствии с поставленными задачами и с использованием выбранных методик.
- Основополагающим условием при выполнении исследований является получение достоверных и сопоставимых аналитических данных.
- Если исследование носит опытный или экспериментальный характер, необходимо помнить, что любой опыт нуждается в контроле и должен воспроизводиться 3-5 раз в тех же условиях (будут различаться на небольшую величину)
- Необходимо документировать, точнее фотодокументировать все стадии работы, начиная от отбора проб.
Обработка результатов, формулирование выводов
Любая обработка первичных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде.
Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой задаче. Здесь подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п.
После каждого этапа эксперимента кратко формулируются предварительные выводы.
После представления всех результатов следует сформулировать выводы, где сжато, без подробных доказательств, обобщается результат исследования.
Выводы нумеруются и располагаются в определённом порядке: от более важных к менее важным, от общих к частным.
Причём, выводы должны соответствовать задачам исследования.
Необходимо оценить, в какой степени цель достигнута и сравнить с выдвинутой гипотезой, также дать практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований.
3. Как оформить
научно-исследовательскую работу?
работа име ет определенную структуру :
- Титульный лист .
- Оглавление (план работы)
- Введение (проблем а, актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования, цел ь и задачи , методы , обзор литературы , практическая значимость исследования, степень изученности вопроса)
- Основная (содержательная) часть по разделам,
главам (в соответствии с задачами) :
- Анализ научной литературы
- Раздел экспериментальной части
( Выводы по каждой главе )
- З аключение
- Список литературы
- Приложение (графики, схемы , и ллюстрации, т аблицы)
- Изложение содержания работы заканчивается заключением , которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нём автор должен провести рефлексию относительно целей и ответить на вопросы: «Каков уровень достижения цели?», «Что нового узнал?», «Чему научился?», «Какие вопросы требуют дальнейшего исследования?»
- В конце, после заключения- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . Он должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Использованными считаются те работы, на которые в тексте есть ссылки.
- В приложении помещаются материалы объёмного характера (таблицы, графики, фотографии и т.д.)
4. Защита творческих работ
Основные требования к выступлению...
- Оно должно строго соответствовать заявленной теме.
- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»
- Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.
- Предъявите гипотезу (Если она есть).
- Представьте цели и задачи работы.
- Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.
- Сообщите что самого важного и интересного принесла Вам работа.
- Чётко сформулируйте выводы.Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы
Пожелания выступающему..
- Говорите убеждённо, чётко и громко.
- Сообщая наиболее важную информацию говорите:
“ Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“
- Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли в выводу... Нами было сделано...”
- Не уходите от заданной темы.
- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.
- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.
Структура компьютерной презентации
- 1. Название исследовательской работы, наименование направляющей организации, фамилия, имя, отчество докладчиков и научных руководителей с указанием должностей
- 2. Основные цели и задачи
- 3. Основные этапы работы
- 4. Заключение (выводы, подведение итогов)
- 5. Список использованных источников
Оформление компьютерной презентации
- 1.На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
- 2. Выносятся только основные ключевые слова и предложения, которые докладчик комментирует устно. Текст, который произносит докладчик, на слайдах не пишется.
- 3. Рекомендуется размер шрифта: 24-54 пункта для заголовков, 18-36 пунктов для текста. Курсив, подчёркивание, жирный или декоративный шрифты используются только для смыслового выделения фрагмента текста.
- 4. Для передачи информации в более наглядном виде используются разнообразные виды слайдов: с текстом, таблицами, схемами, графиками, иллюстрациями. Все таблицы, схемы, графики и иллюстрации имеют названия, отражающие их содержание.
Список литературы
- 1 . В.И. Алёхина. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методич. рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. -17с.
- 2. Н.Г. Давыдова. Методические материалы по проведению и оформлению исследовательских и прикладных проектов для представления на Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. – Москва: ООО «Лагриус», 2011