Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада (из опыта работы)
Средство музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребенка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дети - дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
Организация работы с родителям
по созданию мини-музея в группах детского сада
(из опыта работы)
В статье 18 ФЗ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". В своей работе мы постарались такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка.
Почему мы создали мини-музей?
Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть наших детей, не была в музее. Причины самые разные. Многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения: "Малы и ничего не пойму, чего зря время тратить". А другим папам и мамам не приходит в голову такая идея экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация вряд ли поможет. По этому мы для начала решили создать собственный "музейный комплекс":
Прежде чем начать знакомство с мини-музеями совместно с родителями мы провели серьёзную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представление детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям порекомендовали посетить с детьми действующие музеи и выставки.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно: "в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка". Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами. Совместно с детьми и их родителями были созданы разнообразные семейные коллекции, подобрана литература и созданы удивительные сюжеты сказок. Родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности коллекции: "женское рукоделие, коврики, скатерти, полотенца, салфетки, панно, устаревшие предметы быта, старинные ёлочные игрушки, детские фотографии мамы и папы, календарики, открытки, фантики и другое. Все они в последствии стали экспонатами и были представлены в экспозициях мини-музеях. При участии родителей в группе надеемся создать книгу "Есть такая профессия", в ней соберём фотографии рассказы членов семей дошкольников о своих профессиях. С помощью родителей решено приобрести имитирующие игрушки, макеты, атрибуты, костюмы, дающие возможность поиграть в деятельность людей разных профессий.
Организую работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музея мы опирались на принципы:
-партнерство родителей педагогов;
-единое понимание педагогами и родителей целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Средство музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребенка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дети - дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
Хочется отметить, что работа по созданию мини музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.
Мини музей может быть любым, насколько хватает фантазии родителей и воспитателей Открытие мини музея проходит в присутствии родителей, перерезыванием ленточки и с напутственными словами.
Прошла презентация мини-музея “Кукольный сундучок» в форме игры путешествия.
Презентация мини- музея "Чудо песок " прошла в форме экскурсии, где экскурсоводами были сами дети. В ходе экскурсии они выполняли творческие задания, расчитанные на догадку, знания, опыт.
Мини - музей "Волшебная сказка" был представлен в форме игры драматизации. Работала творческая гостиная, где родители выступили в роли сказочных персонажей. "Сказка ложь, да в ней намек"
Презентация мини музея "Семейные традиции" прошла на родительском собрании "Чем глубже знаем свои корни, тем крепче стоим на земле". Родители делились своим опытом.
Основными формами работы с родителями являются:
проведение групповых родительских собраний;
консультации; индивидуальные беседы;
анкетирование;
проведение совместных спортивных и музыкальных праздников;
проведение конкурсов работ, выполненных воспитанниками совместно с родителями;
привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Наиболее интересные формы взаимодействия:
-форма трудовой деятельности это оформление группы, совместные выставки, поделки, акции: «Объединим семьи». «Книжка-малышка своими руками», «Посади дерево», «Покормите птиц»;
-форма досуга это участие в праздниках, подготовка концертов.
Наиболее удачные формы работы с родителями:
Участие в сборе экспонатов для мини-музея.
Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом по сбору семейных коллекций.
Просмотр и обсуждение различного вида сказок, мультфильмов.
Участие в книжной выставке произведении для детей «Сказка ложь, да в ней намёк».
Участие в тематических занятиях, вечерах конкурсах на тему «Сказка может правдой быть, сказку нужно не забыть.
Участие в развлечениях, утренниках, встречах с театральными героями.
Участие в экскурсиях в музеи города, библиотеку.
Оформление наглядного материала "Вместе с мамой и папой".
Участие в создании мини-музеев коллекций.
Реклама мероприятий для родителей (мотивация на активное сотрудничество).
Организация еженедельной работы групповой библиотеки для детей и их родителей.
Семейная страничка «Вы спрашивали - мы отвечаем - из опыта работы родителей, воспитателей”.
Организованы посиделки с оформлением мини-музея "Моя мама - мастерица" (знакомство с хобби мам и их дочек, с семейными традициями).
Таким образом, через формирование "образа музея" мы познакомили родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику, привлекли родителей к проведению активного досуга в выходные дни, вовлекли родителей в познавательный диалог с детьми и приобщили родителей к совместной работе с воспитателем по изготовлению выставочных и экспозиционных работ.
В обычном музее ребенок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Результаты работы свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях её использования в процессе патриотического , нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.