СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока по Истории изобразительного искусства в ДШИ рассматривает характерные особенности,   содержание и символику византийской иконы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА"»

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА Автор презентации: Калабун Алена Витальевна, преподаватель БУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА

Автор презентации: Калабун Алена Витальевна,

преподаватель БУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»

ИКОНОПИСЬ  Иконопись – это создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения. 

ИКОНОПИСЬ

Иконопись – это создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения. 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА    В христианском храме обязательны были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «эйкен» - «образ»). Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» - языческому изображению. Позднее словом «икона» стали называть только станковые произведения, стремясь отличить их от фрески и мозаики. Как предмет культа икона получила особое значение только в восточном христианстве. Самые ранние дошедшие до нас иконы относятся к VI веку Выполнены они энкаустической техникой (горячими восковыми красками).

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА

В христианском храме обязательны были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «эйкен» - «образ»). Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» - языческому изображению. Позднее словом «икона» стали называть только станковые произведения, стремясь отличить их от фрески и мозаики. Как предмет культа икона получила особое значение только в восточном христианстве. Самые ранние дошедшие до нас иконы относятся к VI веку Выполнены они энкаустической техникой (горячими восковыми красками).

 Византийская икона в корне отлична от европейской картины. Она рассчитана на длительное сосредоточенное созерцание. Подобно византийскому богослужению, её задача – дать предвкушение небесного блаженства.  Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взгляд увеличенных глаз, статичность, условность одежды, подчёркивающей бесплотность фигур. Цвет символичен. Золото и пурпур – идея царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.   Богоматерь с двумя мучениками (предположительно со святыми Георгием и Феодором), VI-VII века

Византийская икона в корне отлична от европейской картины. Она рассчитана на длительное сосредоточенное созерцание. Подобно византийскому богослужению, её задача – дать предвкушение небесного блаженства.

Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взгляд увеличенных глаз, статичность, условность одежды, подчёркивающей бесплотность фигур. Цвет символичен. Золото и пурпур – идея царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность. 

Богоматерь с двумя мучениками (предположительно со святыми Георгием и Феодором), VI-VII века

 Её фронтальное построение и обратная перспектива способствовали тому, чтобы привлечь внимание верующего к одной точке, в которой, как в фокусе, была сосредоточена её идейная сущность. Этой точкой были обыкновенно пристально смотревшие на молящегося глаза святого. Между этими глазами и молящимся протягивались тысячи невидимых нитей, как бы сковывавшие волю человека и увлекавшие его в иной, сверхчувственный мир.  Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения спасителей с благословляющей рукой и евангелием. Христос Пантократор (Вседержитель), VI-VII века

Её фронтальное построение и обратная перспектива способствовали тому, чтобы привлечь внимание верующего к одной точке, в которой, как в фокусе, была сосредоточена её идейная сущность. Этой точкой были обыкновенно пристально смотревшие на молящегося глаза святого. Между этими глазами и молящимся протягивались тысячи невидимых нитей, как бы сковывавшие волю человека и увлекавшие его в иной, сверхчувственный мир.

Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения спасителей с благословляющей рукой и евангелием.

Христос Пантократор (Вседержитель), VI-VII века

  Св. Пантелеимон с житием, начало XIII века Святой Николай,  X век

Св. Пантелеимон с житием, начало XIII века

Святой Николай,

X век

 Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения. Образы становились знаками, символами. Золотой фон, характерный для икон и мозаик, изолировал любое изображение, вырывая его из круговорота жизни. Явление оказывалось вознесенным в идеальный мир, в котором нет теней, предметы лишены тяжести, а фигуры-объема. Основой иконописного образа становятся полный покой, неподвижность и созерцательность. Вознесение, VIII - IX века

Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения. Образы становились знаками, символами. Золотой фон, характерный для икон и мозаик, изолировал любое изображение, вырывая его из круговорота жизни. Явление оказывалось вознесенным в идеальный мир, в котором нет теней, предметы лишены тяжести, а фигуры-объема. Основой иконописного образа становятся полный покой, неподвижность и созерцательность.

Вознесение, VIII - IX века

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ  Известнейшим памятником византийской живописи является икона Богоматери Владимирской . Cуществует летописное свидетельство, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя «Владимирская» она получила уже на Руси: князь Андрей Боголюбский забрал её с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, именно там, во Владимире икона обрела свою славу. В начале XX века икона была расчищена от вековых наслоений и реставрирована.

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Известнейшим памятником византийской живописи является икона Богоматери Владимирской . Cуществует летописное свидетельство, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя «Владимирская» она получила уже на Руси: князь Андрей Боголюбский забрал её с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, именно там, во Владимире икона обрела свою славу. В начале XX века икона была расчищена от вековых наслоений и реставрирована.

Мария и младенец даны в типе «Елеуса» («Умиление»), неоднократно встречающемся в византийской живописи XI - XII веков. Фон иконы покрыт золотом – знаком вечного света. Как всегда, с раннехристианских времён, Мария изображена закутанной в тёмно-вишнёвый плащ – мафорий – одежду замужних палестинских женщин  Изумительное по благородству лицо Богоматери полно глубочайшей одухотворённости. Главный акцент поставлен на печальных глазах Марии, как бы выражающих скорбь всего мира. Именно подобного рода иконы являлись теми чувственными образами, с помощью которых человек возвышался к божественному созерцанию.
  • Мария и младенец даны в типе «Елеуса» («Умиление»), неоднократно встречающемся в византийской живописи XI - XII веков. Фон иконы покрыт золотом – знаком вечного света. Как всегда, с раннехристианских времён, Мария изображена закутанной в тёмно-вишнёвый плащ – мафорий – одежду замужних палестинских женщин
  • Изумительное по благородству лицо Богоматери полно глубочайшей одухотворённости. Главный акцент поставлен на печальных глазах Марии, как бы выражающих скорбь всего мира. Именно подобного рода иконы являлись теми чувственными образами, с помощью которых человек возвышался к божественному созерцанию.
12 АПОСТОЛОВ В XIV веке икона занимает всё более важное место в религиозной живописи. Одним из совершеннейших созданий этого периода считается икона «Двенадцать апостолов» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.  Апостолы стоят в непринуждённых позах, на их лицах лежит печать напряжённой духовной жизни. Они ищут ответа в книге, обращаются к собеседнику, задумчиво склоняют головы. Кисть живописца легко и свободно наносит фисташково-зелёные, оливковые и серовато-лиловые тона. «Света», положенные острыми короткими штрихами белил, создают взволнованную игру пятен, придавая собранию апостолов особую духовную атмосферу.

12 АПОСТОЛОВ

  • В XIV веке икона занимает всё более важное место в религиозной живописи. Одним из совершеннейших созданий этого периода считается икона «Двенадцать апостолов» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
  • Апостолы стоят в непринуждённых позах, на их лицах лежит печать напряжённой духовной жизни. Они ищут ответа в книге, обращаются к собеседнику, задумчиво склоняют головы. Кисть живописца легко и свободно наносит фисташково-зелёные, оливковые и серовато-лиловые тона. «Света», положенные острыми короткими штрихами белил, создают взволнованную игру пятен, придавая собранию апостолов особую духовную атмосферу.
ХРИСТОС – ПАНТОКРАТОР (ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ)  Иконы конца XIV – начала XV века, как например Христос-Пантократор из того же музея, отличает строгий, отрешённый, аскетический живописный стиль. Это связано с мистическим учением исихазма, которое опиралось на идеологию монахов-отшельников и проповедовало уединение и подавление всех страстей.

ХРИСТОС – ПАНТОКРАТОР (ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ)

Иконы конца XIV – начала XV века, как например Христос-Пантократор из того же музея, отличает строгий, отрешённый, аскетический живописный стиль. Это связано с мистическим учением исихазма, которое опиралось на идеологию монахов-отшельников и проповедовало уединение и подавление всех страстей.

Вклад Византии в сокровищницу человеческой культуры был значительным. На протяжении всего средневековья Византия была хранительницей античной традиции. Опираясь на неё, византийская художественная мысль сумела создать целостную изобразительную систему, отвечающую запросам средневековья. Сохранив в центре своего искусства образ человека, византийские художники противопоставили античной красоте тела духовное совершенство, моральную силу, возвышенную красоту внутреннего мира человека.  ВОПРОСЫ: 1.С какого языка пришел термин «икона» ? 2. Как он переводится? 3. Как можно охарактеризовать содержание икон? 4. С какой целью создавались иконы? Как это можно объяснить эстетикой эпохи Средневековья. 5. Что такое «энкаустика» 6. В чем проявились особенности стиля Византийской школы иконописи? 7. Что означают слова «Пантократор», «Елеуса»?
  • Вклад Византии в сокровищницу человеческой культуры был значительным. На протяжении всего средневековья Византия была хранительницей античной традиции. Опираясь на неё, византийская художественная мысль сумела создать целостную изобразительную систему, отвечающую запросам средневековья. Сохранив в центре своего искусства образ человека, византийские художники противопоставили античной красоте тела духовное совершенство, моральную силу, возвышенную красоту внутреннего мира человека.

ВОПРОСЫ:

1.С какого языка пришел термин «икона» ?

2. Как он переводится?

3. Как можно охарактеризовать содержание икон?

4. С какой целью создавались иконы? Как это можно объяснить эстетикой эпохи Средневековья.

5. Что такое «энкаустика»

6. В чем проявились особенности стиля Византийской школы иконописи?

7. Что означают слова «Пантократор», «Елеуса»?