ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА
Автор презентации: Калабун Алена Витальевна,
преподаватель БУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»
ИКОНОПИСЬ
Иконопись – это создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения.
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНА
В христианском храме обязательны были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «эйкен» - «образ»). Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» - языческому изображению. Позднее словом «икона» стали называть только станковые произведения, стремясь отличить их от фрески и мозаики. Как предмет культа икона получила особое значение только в восточном христианстве. Самые ранние дошедшие до нас иконы относятся к VI веку Выполнены они энкаустической техникой (горячими восковыми красками).
Византийская икона в корне отлична от европейской картины. Она рассчитана на длительное сосредоточенное созерцание. Подобно византийскому богослужению, её задача – дать предвкушение небесного блаженства.
Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взгляд увеличенных глаз, статичность, условность одежды, подчёркивающей бесплотность фигур. Цвет символичен. Золото и пурпур – идея царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.
Богоматерь с двумя мучениками (предположительно со святыми Георгием и Феодором), VI-VII века
Её фронтальное построение и обратная перспектива способствовали тому, чтобы привлечь внимание верующего к одной точке, в которой, как в фокусе, была сосредоточена её идейная сущность. Этой точкой были обыкновенно пристально смотревшие на молящегося глаза святого. Между этими глазами и молящимся протягивались тысячи невидимых нитей, как бы сковывавшие волю человека и увлекавшие его в иной, сверхчувственный мир.
Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения спасителей с благословляющей рукой и евангелием.
Христос Пантократор (Вседержитель), VI-VII века
Св. Пантелеимон с житием, начало XIII века
Святой Николай,
X век
Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения. Образы становились знаками, символами. Золотой фон, характерный для икон и мозаик, изолировал любое изображение, вырывая его из круговорота жизни. Явление оказывалось вознесенным в идеальный мир, в котором нет теней, предметы лишены тяжести, а фигуры-объема. Основой иконописного образа становятся полный покой, неподвижность и созерцательность.
Вознесение, VIII - IX века
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Известнейшим памятником византийской живописи является икона Богоматери Владимирской . Cуществует летописное свидетельство, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя «Владимирская» она получила уже на Руси: князь Андрей Боголюбский забрал её с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, именно там, во Владимире икона обрела свою славу. В начале XX века икона была расчищена от вековых наслоений и реставрирована.
- Мария и младенец даны в типе «Елеуса» («Умиление»), неоднократно встречающемся в византийской живописи XI - XII веков. Фон иконы покрыт золотом – знаком вечного света. Как всегда, с раннехристианских времён, Мария изображена закутанной в тёмно-вишнёвый плащ – мафорий – одежду замужних палестинских женщин
- Изумительное по благородству лицо Богоматери полно глубочайшей одухотворённости. Главный акцент поставлен на печальных глазах Марии, как бы выражающих скорбь всего мира. Именно подобного рода иконы являлись теми чувственными образами, с помощью которых человек возвышался к божественному созерцанию.
12 АПОСТОЛОВ
- В XIV веке икона занимает всё более важное место в религиозной живописи. Одним из совершеннейших созданий этого периода считается икона «Двенадцать апостолов» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
- Апостолы стоят в непринуждённых позах, на их лицах лежит печать напряжённой духовной жизни. Они ищут ответа в книге, обращаются к собеседнику, задумчиво склоняют головы. Кисть живописца легко и свободно наносит фисташково-зелёные, оливковые и серовато-лиловые тона. «Света», положенные острыми короткими штрихами белил, создают взволнованную игру пятен, придавая собранию апостолов особую духовную атмосферу.
ХРИСТОС – ПАНТОКРАТОР (ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ)
Иконы конца XIV – начала XV века, как например Христос-Пантократор из того же музея, отличает строгий, отрешённый, аскетический живописный стиль. Это связано с мистическим учением исихазма, которое опиралось на идеологию монахов-отшельников и проповедовало уединение и подавление всех страстей.
- Вклад Византии в сокровищницу человеческой культуры был значительным. На протяжении всего средневековья Византия была хранительницей античной традиции. Опираясь на неё, византийская художественная мысль сумела создать целостную изобразительную систему, отвечающую запросам средневековья. Сохранив в центре своего искусства образ человека, византийские художники противопоставили античной красоте тела духовное совершенство, моральную силу, возвышенную красоту внутреннего мира человека.
ВОПРОСЫ:
1.С какого языка пришел термин «икона» ?
2. Как он переводится?
3. Как можно охарактеризовать содержание икон?
4. С какой целью создавались иконы? Как это можно объяснить эстетикой эпохи Средневековья.
5. Что такое «энкаустика»
6. В чем проявились особенности стиля Византийской школы иконописи?
7. Что означают слова «Пантократор», «Елеуса»?