Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Теремок »
Совещание старших воспитателей «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК РЕСУРС ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И СРЕДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА»
Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманцуми
26.11.2019
«Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята могли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять не одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной».
Владимир Путин
Президент России, председатель наблюдательного совета Агенства стратегических инициатив
«Мы хотим собрать всё лучшее, что уже есть в практике наставничества в различных отраслях и направлениях – корпоративной, социальной, образовательной сферах. Мы покажем работающие практики, истории успеха людей, которые являются наставниками и учителями для молодого поколения – поколения олимпиадников, чемпионов в спорте, культуре, образовании, производстве. Это будут реальные примеры, люди, которые своим трудом взращивают новое поколение молодых, амбициозных лидеров, готовых менять нашу страну к лучшему».
Светлана Чушева
Генеральный директор Агенства
стратегических инициатив
«Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в рабочих профессиях, в управлении вызывают уважение. Наставничество не решается административным путём, наставничество – это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему быть самому лучшим».
Сергей Кириенко
Первый заместитель руководителя
Администрации Президента России
Наставничество – это
«помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков или мышления и сознания»
Д. Клаттербак
«взаимоотношения между двумя людьми, где один человек готов помогать другому в профессиональном и личностном развитии»
Г. Гарднер
6
Кто такой наставник?
квалифицированный специалист, профессионал или опытный \работник, у которого другие работники могут получить совет, рекомендацию
https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/8263
Каждый человек талантлив, его способности определяют векторы профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество - «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В этом смысле наставник – это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника.
https://asi.ru/nastavniki/forum/
6
7
Нормативно-правовая база организации наставничества
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, 47, 48
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»
4. Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Нормативная база наставничества в ДОУ
- Приказ заведующего об организации наставничества и закреплении наставника;
- Положение «О наставничестве» МБДОУ № 29 «Теремок»
- Программа работы МБДОУ № 29 «Теремок»
- Планы работы наставника с начинающим специалистом
Цель
оказание помощи молодым педагогам и в их профессиональном становлении, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи :
- привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в Учреждении;
- ускорить процесс профессионального становления молодых педагогов;
- развить их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности по занимаемой должности;
- способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре и ценностям.
Принципы наставничества
- Принцип согласованности
- Принцип «выращивания»
- Принцип саморазвития
- Принцип рефлексивности
- Принцип доброжелательности
- Принцип самоопределения
- Принцип психологической поддержки
Основные направления работы
- Выявление затруднений в работе
- Посещение открытых просмотров деятельности с детьми
- Мастер- классы по работе с родителями
- Практическая разработка занятий-обучение
- Семинары- практикумы
- Взаимопосещение занятий
- Обучение самоанализу
- Работа с документацией
- Планирование деятельности
- Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста
- Работа по самообразованию
- Работа в клубе «Школа молодого воспитателя», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетенции.
Ожидаемые результаты:
- Адаптация начинающих педагогов в образовательном учреждении.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
3. Использование в работе начинающих педагогов новых современных педагогических технологий. 4. Активизация деятельности начинающих педагогов в части участия в работе профессиональных сообществ педагогов города.
ФОРМЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
- КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
- ГРУППОВАЯ РАБОТА
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
ЭТАПЫ
I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ, АДАПТАЦИОННЫЙ).
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений начинающих педагогов, разработка основных направлений работы. Создание нормативно-правовой базы.
Содержание этапа:
- Создание пакета нормативных документов по наставничеству.
- Система оценки профессиональной деятельности начинающих педагогов.
- Проведение психологического тестирования, мониторинга или диагностических срезов начинающих педагогов с целью выявления профессиональных затруднений.
- Составление и утверждение плана работы с начинающими педагогами.
Знакомство с ДОУ, представление коллективу.
Посещение открытых мероприятий, участие в фестивалях, конкурсах, в общественной жизни ДОУ
Закрепление наставника
оказание помощи при составлении планов, взаимо-посещение, совместная подготовка материалов для работы, анализ и коррекция результатов
.
Основные
направления работы в период адаптации начинающих специалистов
.
Анкетирование (выявление затруднений в работе)
2 этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ
Задачи этапа: реализация плана работы по наставничеству.
Содержание этапа:
- Организация наставничества на уровне образовательного учреждения, согласно требованиям Положения о наставничестве.
- Реализация плана работы с начинающими педагогами.
- Проведение промежуточного тестирования начинающих педагогов.
- изучение и обобщение материала, накопленного начинающим педагогом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности начинающего педагога;
- ведение портфолио начинающего педагога.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек не закончил педагогический ВУЗ, как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов.»
Антон Семёнович Макаренко
Взаимодействие трех субъектов наставничества
НАСТАВНИЧЕСТВО
Начинающий педагог
Получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень, строит собственную профессиональную карьеру, выстраивает конструктивные отношения с наставником
Наставник
Развивает свои деловые качества. Повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Заведующий ДОУ
ст. воспитатель
Повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; регулирует взаимоотношения между сотрудниками
III этап - АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности системы работы по наставничеству
Содержание этапа:
- Проведение мониторинга реализации этапов работы;
- Изучение и обобщение накопленного материала;
- Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов работы по наставничеству;
- Формирование банка информации из опыта работы по наставничеству.
Условия эффективности работы по наставничеству:
- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов ;
- системность и непрерывность в организации;
- сочетание теоретических и практических форм;
- оценка результатов деятельности (диагностика развития детей);
- своевременное обеспечение педагогов учебно-методической информацией.
КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
1. Компетентность и опыт в сфере работы с людьми и в педагогической среде.
2. Знание особенностей своего образовательного учреждения, характера межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе.
3. Наставник – человек, пользующийся доверием администрации ДОУ и коллег по работе, признанный всеми «профессионал».
4. Умение эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства.
5. Способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности.
6. Педагогическая рефлексия – способность к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.
РОЛИ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ
1. «ПРОВОДНИК»
2. «ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ
3. «КУМИР»
4. «КОНСУЛЬТАНТ»
5. «КОНТРОЛЕР»
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ
- Не приказывать
- Не угрожать
- Не проповедовать
- Не подсказывать решения
- Не выносить суждений
- Не оправдывать и не оправдываться
- Не ставить «диагноз»
« Один совет наставника, может сэкономить годы ошибок!»
«Ищите себе такого наставника, который уже добился того, о чем мечтаете вы.
Ищите наставника, который уже стал тем, кем бы вы желали видеть себя».
Ренди Гейдж
«Час работы научит большему, чем день объяснений»
Ж.-Ж. Руссо
«Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье».
Девид Майстер
Литература
1. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст]:/ К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст]: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина, Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. – 198 с.
3. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
4. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] / Н.В. Микляева– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
5.Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve
Сайт АРОО видео https://www.educationmanagers.ru/content/p/knowledge_base/34270/