Просмотр содержимого документа
«Презентация "Научный этикет"»
Научный этикет
Научный этикет
Этикет – набор поведенческих стереотипов, проявляющихся в тех или иных ситуациях.
Научный этикет – совокупность правил деятельности и поведения, которые обеспечивают соблюдение основных принципов научной этики и способствуют созданию комфортных условий для работы ученого
Научная переписка
Обязательные элементы официального письма или письма с обращением к незнакомому адресату следующие: шапка-заголовок (имя, фамилия и адрес отправителя в верхней части листа или фирменный бланк организации); дата составления письма; адрес (адресат, к которому обращаются); обращение; текст; подпись.
В посланиях, осуществляемых по электронной почте и с использованием других электронных средств связи, не все эти элементы могут быть реализованы, однако элементы «обращение»», «текст» и «подпись» остаются обязательными.
Специфические для научной переписки формы сообщений и посланий, как правило, стандартизированы и их образцы имеются у ученого секретаря организации или у старших коллег.
Вот так, например, может быть оформлено «Направление» от организации, направляемое вместе с рукописью статьи в редакцию журнала (в этом случае отдельно высылаются контактные данные автора, ответственного за переписку с редакцией):
Следующим образом может быть оформлено «Сопроводительное письмо», направляемое вместе с рукописью статьи в редакцию журнала, если по правилам журнала не требуется направление от организации:
Вот так может выглядеть «Заявка на участие в работе конференции», направляемая по электронной почте:
Научная переписка
К сугубо специфическим особенностям научной переписки, характеризующим ее содержание, а не форму, относятся следующие требования:
1) обязательность ответа на критику
2) обязательность не задерживать отзывы и другие документы, призванные оценить научную или профессиональную состоятельность других ученых, их проектов, публикаций и т.п.
Общение на научном мероприятии
Участие в научных мероприятиях – конференциях, семинарах, симпозиумах – важная составляющая деятельности ученого. Эмоциональный рассказ о научных фактах и гипотезах, живое обсуждение и дискуссии по разным проблемам обеспечивают эффективное усвоение новой информации, расширяют кругозор, нередко провоцируют на критический пересмотр собственных представлений и стимулируют рождение новых идей.
Соблюдение определенных правил поведения на научном мероприятии:
- создает комфортные условия работы для всех участников;
- снижает вероятность возникновения и силу проявления негативных эмоций;
- повышает эффективность прямого общения с коллегами.
Общение на научном мероприятии
Правила общения, специфические для научных мероприятий, общие почти для любого собрания:
- соблюдение регламента, предложенного организаторами мероприятия;
- уважение мнения собеседника (оппонента, докладчика, спрашивающего);
- доброжелательность;
- соблюдение принципа «говорит только один» (на сессиях устных докладов, круглых столах);
- соответствие внешнего вида уровню и месту проведения мероприятия;
- если Вам выдали бэйдж – наденьте его, это упростит для оргкомитета и участников Вашу идентификацию;
- наличие визитной карточки (ее формат не столь важен).
Общение на научном мероприятии
Участвуя в работе сессий устных докладов:
- старайтесь не опаздывать к началу заседания;
- опоздав, не входите в зал заседаний во время доклада, а дождитесь перерыва;
- отключите мобильный телефон; в случае острой необходимости в оперативной связи переключайтесь в режим беззвучного вызова;
- выслушав интересующий Вас доклад, не спешите покинуть зал заседаний, демонстрируя пренебрежение к следующему докладу;
- если Вы знаете, что должны будете выйти до конца заседания, выбирайте место ближе к выходу из зала и в задних рядах;
- будучи докладчиком, перед началом заседания представьтесь Председателю;
- если известно, что Вы сами не будете управлять презентационным оборудованием во время доклада, подготовьте еще один экземпляр текста доклада с указанием места или времени переключения слайдов, иллюстраций и т.п
Общение на научном мероприятии
Задавая вопрос докладчику на сессии устных докладов:
- поднимите руку и дождитесь, когда Председатель даст Вам слово;
- вопрос задавайте стоя, так докладчику будет проще сфокусироваться на вопросе, а не на поиске и идентификации вопрошающего;
- по возможности задавайте вопрос кратко и ясно;
- после ответа поблагодарите докладчика или дождитесь разрешения Председателя на уточняющий вопрос;
- собственно во время заседания старайтесь не высказывать своих оценок доклада или докладчику, так как для обсуждения обычно выделяется специальное время.
Спасибо за внимание!