СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация о быте и культуре немцев в Крыму

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится иформация и фото об особнностях быта и культуры немцев в Крыму

Просмотр содержимого документа
«Презентация о быте и культуре немцев в Крыму»

Крымские немцы

Крымские немцы

Формирование немецкого населения Крыма.    Переселение немцев в Крым началось в конце XVIII - начале XIX вв. Официально зарегистрированные колонии появились в 1805 г. Три из них были основаны в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное, Ароматное Белогорского района), четыре в Феодосийском: Судак, Гельбурн (ныне территория с. Приветное Кировского района) и Цюрихталь (ныне с. Золотое поле Кировского района), Герценберг (с.Пионерское Насыпновского сельсовета). В 1811 г. в Симферопольском уезде была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района).

Формирование немецкого населения Крыма.

Переселение немцев в Крым началось в конце XVIII - начале XIX вв. Официально зарегистрированные колонии появились в 1805 г. Три из них были основаны в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное, Ароматное Белогорского района), четыре в Феодосийском: Судак, Гельбурн (ныне территория с. Приветное Кировского района) и Цюрихталь (ныне с. Золотое поле Кировского района), Герценберг (с.Пионерское Насыпновского сельсовета). В 1811 г. в Симферопольском уезде была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района).

Формирование немецкого населения Крыма.       Переселение шло из различных земель Германии (Бюртемберг, Баден, Нассау, Пфальц, Швабия, Эльзас, Бавария), а также из Швейцарии и Австрии. В 1865 г. в Крыму уже было 45 населенных пунктов с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.    С начала 60-х гг. XIX в. начинается второй этап переселения немцев в Крым - из Германии и северной части Таврической губернии. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30027 - сельские жители.    С 1897 по 1941 гг. численность немецкого населения увеличивалась: 1921 г. - 42547 чел. (5,9% от общего числа населения), 1926 - 43631 чел. (6,1%), 1939 - 51299 чел. (4,5%), 1941 - 53000 чел. (4,7%).

Формирование немецкого населения Крыма.

Переселение шло из различных земель Германии (Бюртемберг, Баден, Нассау, Пфальц, Швабия, Эльзас, Бавария), а также из Швейцарии и Австрии. В 1865 г. в Крыму уже было 45 населенных пунктов с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор. С начала 60-х гг. XIX в. начинается второй этап переселения немцев в Крым - из Германии и северной части Таврической губернии. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30027 - сельские жители. С 1897 по 1941 гг. численность немецкого населения увеличивалась: 1921 г. - 42547 чел. (5,9% от общего числа населения), 1926 - 43631 чел. (6,1%), 1939 - 51299 чел. (4,5%), 1941 - 53000 чел. (4,7%).

Виды хозяйственной деятельности

Основной отраслью хозяйства и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Первые переселенцы использовали трехпольную систему земледелия, к концу XIX в. распространилась четырехпольная система с рациональным севооборотом, интенсивным удобрением полей (конский навоз, зола), а также введением в севооборот технических культур (кукуруза, картофель), возделывание которых сопровождалось мотыжением и разрыхлением. Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество. Обычно сад и огород входили в хозяйственный комплекс при жилище. Но, кроме этого, у немцев была и специализация в этой области: колония Цюрихталь (Феодосийский уезд) - картофель, колония Кроненталь (Симферопольский уезд) - виноград, а у немцев Перекопского уезда огороды, находившиеся за пределами колоний, занимали по десять и более десятин. Скотоводство также играло определенную роль в хозяйстве. В каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу. Количество голов колебалось в зависимости от материального достатка и природных условий.

Промыслы и ремесла    Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.     Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.

Промыслы и ремесла

Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.

  • Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.
Одежда   На протяжении первой половины XIX в. крымские немцы сохраняли традиционный национальный костюм, характерный для той земли, откуда они были родом, и имевший четкую градацию по временам года и сфере применения: для повседневной носки, работы, обрядов (свадьба, траур), праздников.    Женщины носили корсаж или кофту, сборчатую юбку, передник и наплечный платок. Головные уборы отличались разнообразием, соломенные шляпы, платки, чепцы разной формы и размеров. Черный креповый чепец надевался только в церковь по большим праздникам. Своеобразную форму имел

Одежда

На протяжении первой половины XIX в. крымские немцы сохраняли традиционный национальный костюм, характерный для той земли, откуда они были родом, и имевший четкую градацию по временам года и сфере применения: для повседневной носки, работы, обрядов (свадьба, траур), праздников. Женщины носили корсаж или кофту, сборчатую юбку, передник и наплечный платок. Головные уборы отличались разнообразием, соломенные шляпы, платки, чепцы разной формы и размеров. Черный креповый чепец надевался только в церковь по большим праздникам. Своеобразную форму имел "чепец-колесо", над верхом которого, вышитым золотом, поднимается высокое "колесо" из синели (бархата), шелка и золотой канители. Были и простые чепцы, например, швабский чепец, который плотно прилегал к затылку и охватывал щеки. На ноги надевались кожаные башмаки, полусапожки, сохранялись и деревянные башмаки.

Одежда   Мужчины носили рубахи, длинные или короткие (до колен) штаны, жилет, куртку, шейный платок, башмаки или сапоги. Постепенно в костюме стали появляться местные элементы одежды: овчинные тулупы, полушубки, картузы, меховые шапки, кожаные

Одежда

Мужчины носили рубахи, длинные или короткие (до колен) штаны, жилет, куртку, шейный платок, башмаки или сапоги. Постепенно в костюме стали появляться местные элементы одежды: овчинные тулупы, полушубки, картузы, меховые шапки, кожаные "постолы", которые немцы считали особенно удобными для работы. С конца XIX - начала XX вв. среди крымских немцев, проживавших в сельской местности, начали распространяться элементы городской одежды. Эта тенденция была характерна для всей Европы, причем более консервативной оказалась женская крестьянская одежда, тогда как мужская уже в XIX в. приблизилась к уравнивающей всех городской моде и во многом утратила собственно деревенские особенности. В настоящее время традиционный немецкий костюм можно наблюдать только в фольклорных ансамблях.

Вероисповедание

По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями двух крупных течений в христианстве - католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и сепаратисты. Меннониты имеют особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть осознает себя "особой нацией", часть - голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся паспортная система относили меннонитов к немцам. С 80-х гг. меннонитов рассматривают как самостоятельное этническое образование - этноконфессиальную общность. Наиболее известные колонии в Крыму - Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882 г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района. Среди немецких религиозных общин в Крыму преобладали евангелическо- лютеранские. В начале XX в. на полуострове их насчитывалось 186. Религия определяла уклад жизни и быта немцев. Стены немецких домов украшались цитатами из Библии (вышивки, надписи): "Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи", "Я (имеется в виду Иисус Христос. - Авт.) пришел своих овец спасти", "Любить и быть любимым - это настоящее счастье на земле", "Господь совершил для нас великое", "Будьте радостными в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь заповеди".

Места компактного расселения    После указа 1972 г. в Крыму образовалось два места компактного проживания немцев, уже не скрывавших своей национальности: с. Янтарное и с. Новопокровка Красногвардейского района, а в середине 80-х гг. к ним прибавилось и с. Мускатное Красногвардейского района, где стали селиться

Места компактного расселения

После указа 1972 г. в Крыму образовалось два места компактного проживания немцев, уже не скрывавших своей национальности: с. Янтарное и с. Новопокровка Красногвардейского района, а в середине 80-х гг. к ним прибавилось и с. Мускатное Красногвардейского района, где стали селиться "казахстанские немцы" (высланные в 1941 г. в Казахстан из Поволжья). В с. Янтарном стали обосновываться немецкие семьи, прибывшие из Омской области ("сибирские немцы") и Казахстана. Первые две семьи приехали в 1973-1974 гг., а в 1991 г. в этом селе проживало более 50 немцев. В Новопокровке немецкое население оказалось наиболее многочисленным - здесь в середине 80-х гг. насчитывалось около 40 семей. Первые 10 семей приехали сюда из с. Джангид-Кудук Акмолинской области Казахской ССР. Позднее из этой же области Казахстана переехало еще 26 семей, а остальные - из других регионов. Уроженцев Крыма среди них не было. По переписи 1989 г. в Крыму проживало 3265 немцев (0,1% общего числа населения).

Культурная жизнь

В 1990 г. было организовано общественное объединение советских немцев, перерегистрированное через три года как Республиканское объединение немцев Крыма "Видергебурт" с общекрымским статусом. С 1991 по 1996 гг. зарегистрировано 20 региональных и городских организаций общества. Ими проводится работа во многих во многих направлениях политической и культурной жизни:

  • в региональных центрах созданы и работают культурные центры ("Дойче клуб"), при которых организованы музыкальные коллективы. Из них наиболее известны и популярны в Крыму ялтинский ансамбль "Ласточкино гнездо" (в настоящее время относится к Землячеству депортированных немцев Крыма), танцевальный коллектив г. Красноперекопска, ансамбль при "Дойче клуб" г.Симферополя, представлявший Крым на фестивале немцев Причерноморья в Николаеве (сентябрь 1996 г.) и др.;
  • созданы и работают воскресные школы;
  • издается газета "Хоффнунг" ("Надежда") на немецком и русском языках;
  • еженедельно на крымском телевидении и радио выходят национальные передачи;
  • создано 5 немецких лютеранских евангелических общин; религиозным общинам отдано государством 3 кирхи в Симферополе, Ялте и Судаке.

Культурная жизнь

В 1995 г. на полуострове начало работу еще одно национальное объединение - Землячество депортированных немцев Крыма. Происходившие в Крыму культурные мероприятия: фестиваль немецкой культуры в Ялте (с 31 сентября по 3 октября 1994 г.), праздник немецкой культуры в Евпатории (14-15 октября 1995 г.) показали все лучшее, что сделали немцы в области возрождения национальной культуры и, самое главное - людской потенциал, который имеется у них для этого. К сожалению, с конца 80-х годов идет процесс переселения немцев в Германию. Так, в середине 80-х гг. в Новопокровке, как уже говорилось, насчитывалось 40 немецких семей, а в 1994 г. - только 10. В ближайшее время, по всей видимости, останется 3-4 семьи, остальные уже подали или вскоре подадут документы на выезд в Германию. Аналогичный процесс происходит и в с. Янтарном, где в 1991 г. проживало 62 немца, а в 1994 - 14. Остальные уехали в Германию. На сегодняшний день одним из главных направлений в работе общественных и государственных структур является содействие возвращению депортированных немцев в Крым. Цель - возродить и сохранить этническую общность с присущими ей языком, культурой, национальными традициями, религиозными верованиями. А для того, чтобы возрождать, надо знать историю и бытовую культуру этого народа, связанного с Крымом на протяжении почти двух веков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!