СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Обособление согласованных определений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является составной частью конспекта урока "Обособление согласованных определений"для обучающихся профессионального лицея

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обособление согласованных определений"»

 ОБОСОБЛЕНИЕ согласованных ОПРЕДЕЛЕНИЙ   преподаватель русского языка  КГБПОУ «Усть-Калманский лицей ПО» Нехорошкова Н.М.

ОБОСОБЛЕНИЕ согласованных ОПРЕДЕЛЕНИЙ

преподаватель русского языка

КГБПОУ «Усть-Калманский лицей ПО» Нехорошкова Н.М.

Мотивация учебной деятельности    «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену – ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: « Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть тяжеленную дверь в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики всё же решили изучить дверь, они внимательно её осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и, в конце концов, пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошёл к двери и с особым вниманием её изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашёл своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им …» Как вы думаете, что именно сказал мудрец?

Мотивация учебной деятельности

  • «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену – ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: « Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть тяжеленную дверь в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики всё же решили изучить дверь, они внимательно её осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и, в конце концов, пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошёл к двери и с особым вниманием её изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашёл своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им …»
  • Как вы думаете, что именно сказал мудрец?
Ответ мудреца  Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В- третьих, будьте готовы к тому, что придётся принимать решения. В-четвёртых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».
  • Ответ мудреца
  • Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?
  • Во-первых, сама жизнь.
  • Во-вторых, не спешите.
  • В- третьих, будьте готовы к тому, что придётся принимать решения.
  • В-четвёртых, не смейте отступать, коль уж решение принято.
  • В-пятых, не жалейте сил и энергии.
  • И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».
Актуализация знаний  «Мозговой штурм»  Определите способ подчинительной связи ( управление, согласование, примыкание) Желтый цветок, летящий шар, шарф в клетку, дом напротив  ??? Давайте вспомним, какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

Актуализация знаний

«Мозговой штурм»

  • Определите способ подчинительной связи ( управление, согласование, примыкание)
  • Желтый цветок, летящий шар, шарф в клетку, дом напротив
  • ??? Давайте вспомним, какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

          Сравнительный анализ предложений Вскоре мы заметили пыльный вихрь , нёсшийся нам навстречу . (А. П. Платонов)  2. Вскоре мы заметили нёсшийся нам навстречу пыльный вихрь .  Сформулируйте цели занятия.

Сравнительный анализ предложений

  • Вскоре мы заметили пыльный вихрь , нёсшийся нам навстречу . (А. П. Платонов) 2. Вскоре мы заметили нёсшийся нам навстречу пыльный вихрь .
  • Сформулируйте цели занятия.
 Цели урока:    актуализировать знания об определении как члене предложения, согласованных и несогласованных определениях; сформировать умение видеть условия обособления согласованных определений; научиться правильно ставить знаки препинания при обособленных согласованных определениях; закрепить умение употреблять обособленные согласованные определения в речи

Цели урока:

  • актуализировать знания об определении как члене предложения, согласованных и несогласованных определениях;
  • сформировать умение видеть условия обособления согласованных определений;
  • научиться правильно ставить знаки препинания при обособленных согласованных определениях;
  • закрепить умение употреблять обособленные согласованные определения в речи
Исследовательская работа в группах   Задание для 1-й группы : установите, какой частью речи выражено определяемое слово, укажите, в каких случаях обособляются согласованные определения (Приложение № 1) Задание для 2-й группы : укажите, чем выражено обособленное согласованное определение. Способы выражения запишите (Приложение № 2) Задание для 3-й группы : определите роль обособленных согласованных  определений в тексте (Приложение 3)

Исследовательская работа в группах

Задание для 1-й группы : установите, какой частью речи выражено определяемое

слово, укажите, в каких случаях

обособляются согласованные определения

(Приложение № 1)

Задание для 2-й группы : укажите, чем выражено обособленное согласованное

определение. Способы выражения запишите

(Приложение № 2)

Задание для 3-й группы : определите роль обособленных согласованных

определений в тексте (Приложение 3)

Подведение итогов, обобщение   1. Когда, при каких обстоятельствах обособляются определении? Предложения для исследования 1 Выводы Измученный, он не мог сказать ни слова. Он , измученный , не мог сказать ни слова. 2 Лил дождь , упорный и беспощадный. Туча , облетевшая полнеба , постепенно рассеялась. НО: Лил упорный и беспощадный дождь. Облетевшая полнеба туча постепенно рассеялась. Всегда обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением 3 Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного Не защищённый горами от холодных северных ветров, (по какой причине?)   залив замерзает зимой. Сильно уставшие , (несмотря на что?) туристы тем не менее продолжали путь. Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки

Подведение итогов, обобщение

1. Когда, при каких обстоятельствах обособляются определении?

Предложения для исследования

1

Выводы

Измученный, он не мог сказать ни слова.

Он , измученный , не мог сказать ни слова.

2

Лил дождь , упорный и беспощадный.

Туча , облетевшая полнеба , постепенно рассеялась.

НО:

Лил упорный и беспощадный дождь.

Облетевшая полнеба туча постепенно рассеялась.

Всегда обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением

3

Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного

Не защищённый горами от холодных северных ветров, (по какой причине?) залив замерзает зимой.

Сильно уставшие , (несмотря на что?) туристы тем не менее продолжали путь.

Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки

подведение итогов,обобщение Чем может быть выражено обособленное согласованное определение? Примеры для исследования 1 Способы выражения Ветер , дувший с моря , подгонял лодку. Тополя , покрытые росой , медленно покачивались. 2 Их волосы , шёлковые и чёрные , были распущены. По небосклону , высокому и прозрачному, поднимался шар солнца Причастный оборот 3 Два или несколько нераспространённых прилагательных На небе замерли лёгкие облака , ещё розовые от заката . Трава , сочная от дождя, пестрела крупными жёлтыми цветами. Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот -

подведение итогов,обобщение

Чем может быть выражено обособленное согласованное определение?

Примеры для исследования

1

Способы выражения

Ветер , дувший с моря , подгонял лодку.

Тополя , покрытые росой , медленно покачивались.

2

Их волосы , шёлковые и чёрные , были распущены.

По небосклону , высокому и прозрачному, поднимался шар солнца

Причастный оборот

3

Два или несколько нераспространённых прилагательных

На небе замерли лёгкие облака , ещё розовые от заката .

Трава , сочная от дождя, пестрела крупными жёлтыми цветами.

Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот

-

подведение итогов,обощение

  • Какова художественная функция обособленных согласованных определений ?

Текст с обособленными согласованными определениями

Текст без обособленных согласованных определений

На реке

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. (2) Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3) Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно , проскальзывал тёмным телом вьюн. (5) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. (6)В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

(По Ю. М. Нагибину)

(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька, (2)Камни резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3)Отпотевший камыш в заводи был ту, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами проскальзывал тёмным телом вьюн. (5)Лишь одни вётлы сопротивлялись пожарной силе природы. (6)В их густой листве гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.

 подведение итогов, обобщение   Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.  Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.

подведение итогов, обобщение

  • Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.
  • Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.
Общий вывод    Обособляются согласованные определения  Всегда обособляется , если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением( независимо от места нахождения местоимения в предложении) Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины(по какой причине ?, с какой целью?) или уступки  Способы выражения Причастный оборот Два или несколько нераспространённых(одиночные) прилагательных(однородные определения) Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот   Функция обособленных согласованн6ых определений  Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.  Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.

Общий вывод

  • Обособляются согласованные определения
  • Всегда обособляется , если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением( независимо от места нахождения местоимения в предложении)
  • Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного
  • Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины(по какой причине ?, с какой целью?) или уступки

Способы выражения

  • Причастный оборот
  • Два или несколько нераспространённых(одиночные) прилагательных(однородные определения)
  • Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот

  Функция обособленных согласованн6ых определений

  • Они делают речь образной, красивой, в результате, живописуют картины природы.
  • Наличие обособленных членов требует особой интонации: с паузами, которые делают речь плавной, напевной.
Первичное закрепление изученного материала             1. Анализ предложений( по 2 предложения каждой группе)- Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните постановку знаков препинания  1. Ночь вьюжная, морозная длинною кажется. (В. Бианки) 2. Большой громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью. 3. Звуки фортепьяно полные мечтательного томления рвутся из комнаты. 4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег. 5. Прямой и честный ты не сможешь пренебречь этим. 6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.   .

Первичное закрепление изученного материала

1. Анализ предложений( по 2 предложения каждой группе)-

Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните постановку знаков препинания

1. Ночь вьюжная, морозная длинною кажется. (В. Бианки)

2. Большой громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью.

3. Звуки фортепьяно полные мечтательного томления рвутся из комнаты.

4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.

5. Прямой и честный ты не сможешь пренебречь этим.

6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.

.

1. Ночь , вьюжная, морозная, длинною кажется.( одиночные однородные согласованные определения после определяемого слова) 2. Большой, громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью. ( одиночные однородные определения перед определяемым словом) 3. Звуки фортепьяно, полные мечтательного томления, рвутся из комнаты.( согласованное распространенное определение после определяемого слова- описательный оборот ) . 4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом 5. Прямой и честный, ты не сможешь пренебречь этим.( одиночные однородные определения относятся к личному местоимению) 6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом-описательный оборот) ПРОВЕРКА

1. Ночь , вьюжная, морозная, длинною кажется.( одиночные однородные согласованные определения после определяемого слова)

2. Большой, громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью. ( одиночные однородные определения перед определяемым словом)

3. Звуки фортепьяно, полные мечтательного томления, рвутся из комнаты.( согласованное распространенное определение после определяемого слова- описательный оборот ) .

4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом

5. Прямой и честный, ты не сможешь пренебречь этим.( одиночные однородные определения относятся к личному местоимению)

6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом-описательный оборот)

ПРОВЕРКА

.           Конструирование предложений с согласованными определениями.   Задание 1 . Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях .(по 1 предложению)  1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).   2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).   3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

. Конструирование предложений с согласованными определениями.

  • Задание 1 . Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях .(по 1 предложению)
  • 1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).
  • 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
  • 3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

 Проверка   1 ) Осенний ветер , сырой и противный, с воем и свистом налетал из степи, взметал листья 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле , окутанное серой дождевой дымкой.  3 ) Пыль , розовая от блеска молний, неслась по земле  
  • Проверка
  • 1 ) Осенний ветер , сырой и противный, с воем и свистом налетал из степи, взметал листья
  • 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле , окутанное серой дождевой дымкой.
  • 3 ) Пыль , розовая от блеска молний, неслась по земле
  •  
Задание 2. Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях  . 1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке  2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам 3.Тропинка вела круто вверх. Она была влажная от дождя.  

Задание 2. Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях

  • .
  • 1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке
  • 2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам
  • 3.Тропинка вела круто вверх. Она была влажная от дождя.

 

     проверка  1. Нас привезли прямо к гостинице , стоявшей на перекрестке. 2. По пыльной дороге , ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги 3. Тропинка , влажная от дождя, вела круто вверх.

  проверка

  • 1. Нас привезли прямо к гостинице , стоявшей на перекрестке.
  • 2. По пыльной дороге , ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги
  • 3. Тропинка , влажная от дождя, вела круто вверх.
Задание 3 ( устно)-индивидуальные ответы К выделенным словам подберите согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, падеж, число можно изменять).   1. Он … ничего не хотел делать сам. 2. …  мужчина ушёл с вечеринки. 3 . Стена  … имела странный вид. 4. Взгляд его глаз … поразил присутствующих. 5. …  река была запечатлена на его пейзаже. 6 … . она не могла идти дальше.  Для справок : уставший от суматохи; покрашенный масляной краской; глубокий, спокойный, величавый; избалованный прислугой; весёлый, озорной; измученная дальней дорогой.

Задание 3 ( устно)-индивидуальные ответы К выделенным словам подберите согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, падеж, число можно изменять).

1. Он … ничего не хотел делать сам.

2. … мужчина ушёл с вечеринки.

3 . Стена … имела странный вид.

4. Взгляд его глаз … поразил присутствующих.

5. … река была запечатлена на его пейзаже.

6 … . она не могла идти дальше.

Для справок : уставший от суматохи; покрашенный масляной краской; глубокий, спокойный, величавый; избалованный прислугой; весёлый, озорной; измученная дальней дорогой.

проверка понимания темы . Тестирование на диагностику усвоения материала 1. Чем может быть выражено обособленное определение?  1. Сравнительным оборотом.  2. Причастным оборотом.  3. Деепричастным оборотом.  4. Фразеологическим оборотом. 2. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинании не расставлены)  1. Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.  2. листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.  3. Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.  4. Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.

проверка понимания темы

  • . Тестирование на диагностику усвоения материала
  • 1. Чем может быть выражено обособленное определение?
  • 1. Сравнительным оборотом.
  • 2. Причастным оборотом.
  • 3. Деепричастным оборотом.
  • 4. Фразеологическим оборотом.
  • 2. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинании не расставлены)
  • 1. Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.
  • 2. листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.
  • 3. Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.
  • 4. Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.
3. Какое предложение осложнено обособленным согласованным определением ?   1. Егор размахивая руками входил в комнату.  2. Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.  3. Бросив поводья я ехал ещё долго.  4. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.

3. Какое предложение осложнено обособленным согласованным определением ?

  • 1. Егор размахивая руками входил в комнату.
  • 2. Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.

3. Бросив поводья я ехал ещё долго.

  • 4. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой лампадкой.  1) 1, 2, 4;  2) 1, 3, 5;  3) 2, 3, 4;  4) 1, 2, 5.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой лампадкой.
  • 1) 1, 2, 4;
  • 2) 1, 3, 5;
  • 3) 2, 3, 4;
  • 4) 1, 2, 5.
    5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?   Обрадованная известием (1) она закончила работу (2) переоделась (3) и поспешила (4) сообщить о новости родственникам. 1) 1, 3; 2) 1, 2, 4; 3) 1, 2; 4) 2, 3.

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Обрадованная известием (1) она закончила работу (2) переоделась (3) и поспешила (4) сообщить о новости родственникам.
  • 1) 1, 3;
  • 2) 1, 2, 4;
  • 3) 1, 2;
  • 4) 2, 3.
Проверка и оценивание результатов (взаимопроверка)   Ответы на тест: 1-2 2-3 3-4 4-4 5-3 Критерии оценивания: «5» - пять правильных ответов «4» - четыре правильных ответа «3» - три правильных ответа Два и меньше правильных ответа – работа не выполнена    

Проверка и оценивание результатов (взаимопроверка)

  • Ответы на тест:
  • 1-2
  • 2-3
  • 3-4
  • 4-4
  • 5-3
  • Критерии оценивания:
  • «5» - пять правильных ответов
  • «4» - четыре правильных ответа
  • «3» - три правильных ответа
  • Два и меньше правильных ответа – работа не выполнена
  •  
  •  
 Рефлексия   1. Беседа 1. Что нового узнали на уроке? 2. Достигли ли целей урока?  2. Оценивание деятельности «Рефлексивная шкатулка»  - Оцените свою деятельность на уроке (очень хорошо, средне, плохо). Обоснуйте свой ответ.

Рефлексия

  • 1. Беседа
  • 1. Что нового узнали на уроке?
  • 2. Достигли ли целей урока?
  • 2. Оценивание деятельности «Рефлексивная шкатулка»
  • - Оцените свою деятельность на уроке (очень хорошо, средне, плохо). Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание Выучить теорию. Найти и выписать( составить самостоятельно) 5 предложений на разные виды обособления согласованных определений.

Домашнее задание

  • Выучить теорию.
  • Найти и выписать( составить самостоятельно) 5 предложений на разные виды обособления согласованных определений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя