СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Презентация является составной частью конспекта урока "Обособление согласованных определений"для обучающихся профессионального лицея
ОБОСОБЛЕНИЕ согласованных ОПРЕДЕЛЕНИЙ
преподаватель русского языка
КГБПОУ «Усть-Калманский лицей ПО» Нехорошкова Н.М.
Мотивация учебной деятельности
Актуализация знаний
«Мозговой штурм»
Сравнительный анализ предложений
Цели урока:
Исследовательская работа в группах
Задание для 1-й группы : установите, какой частью речи выражено определяемое
слово, укажите, в каких случаях
обособляются согласованные определения
(Приложение № 1)
Задание для 2-й группы : укажите, чем выражено обособленное согласованное
определение. Способы выражения запишите
(Приложение № 2)
Задание для 3-й группы : определите роль обособленных согласованных
определений в тексте (Приложение 3)
Подведение итогов, обобщение
1. Когда, при каких обстоятельствах обособляются определении?
Предложения для исследования
1
Выводы
Измученный, он не мог сказать ни слова.
Он , измученный , не мог сказать ни слова.
2
Лил дождь , упорный и беспощадный.
Туча , облетевшая полнеба , постепенно рассеялась.
НО:
Лил упорный и беспощадный дождь.
Облетевшая полнеба туча постепенно рассеялась.
Всегда обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному личным местоимением
3
Согласованное определение обособляется, если оно стоит после определяемого слова- существительного
Не защищённый горами от холодных северных ветров, (по какой причине?) залив замерзает зимой.
Сильно уставшие , (несмотря на что?) туристы тем не менее продолжали путь.
Согласованные определения обособляются, если имеют добавочный обстоятельственный оттенок причины или уступки
подведение итогов,обобщение
Чем может быть выражено обособленное согласованное определение?
Примеры для исследования
1
Способы выражения
Ветер , дувший с моря , подгонял лодку.
Тополя , покрытые росой , медленно покачивались.
2
Их волосы , шёлковые и чёрные , были распущены.
По небосклону , высокому и прозрачному, поднимался шар солнца
Причастный оборот
3
Два или несколько нераспространённых прилагательных
На небе замерли лёгкие облака , ещё розовые от заката .
Трава , сочная от дождя, пестрела крупными жёлтыми цветами.
Прилагательное с зависимыми словами-описательный оборот
-
подведение итогов,обощение
Текст с обособленными согласованными определениями
Текст без обособленных согласованных определений
На реке
(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. (2) Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3) Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно , проскальзывал тёмным телом вьюн. (5) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. (6)В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.
(По Ю. М. Нагибину)
(1)Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька, (2)Камни резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. (3)Отпотевший камыш в заводи был ту, маслянист, густо зелен. (4)Изредка между каменными кругляшами проскальзывал тёмным телом вьюн. (5)Лишь одни вётлы сопротивлялись пожарной силе природы. (6)В их густой листве гасли яркие тучи. (7)Пела горлинка. (8)Свою песенку она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком.
подведение итогов, обобщение
Общий вывод
Способы выражения
Функция обособленных согласованн6ых определений
Первичное закрепление изученного материала
1. Анализ предложений( по 2 предложения каждой группе)-
Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните постановку знаков препинания
1. Ночь вьюжная, морозная длинною кажется. (В. Бианки)
2. Большой громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью.
3. Звуки фортепьяно полные мечтательного томления рвутся из комнаты.
4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.
5. Прямой и честный ты не сможешь пренебречь этим.
6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.
.
1. Ночь , вьюжная, морозная, длинною кажется.( одиночные однородные согласованные определения после определяемого слова)
2. Большой, громоздкий лёд идёт по реке днём и ночью. ( одиночные однородные определения перед определяемым словом)
3. Звуки фортепьяно, полные мечтательного томления, рвутся из комнаты.( согласованное распространенное определение после определяемого слова- описательный оборот ) .
4. Было больно смотреть на ослепительно сверкавший снег.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом
5. Прямой и честный, ты не сможешь пренебречь этим.( одиночные однородные определения относятся к личному местоимению)
6. Быстрое для лесной речки течение закручивало мелкие воронки.( согласованное распространенное определение перед определяемым словом-описательный оборот)
ПРОВЕРКА
. Конструирование предложений с согласованными определениями.
Задание 2. Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях
проверка
Задание 3 ( устно)-индивидуальные ответы К выделенным словам подберите согласованные определения из списка; поставьте, где необходимо, запятые (род, падеж, число можно изменять).
1. Он … ничего не хотел делать сам.
2. … мужчина ушёл с вечеринки.
3 . Стена … имела странный вид.
4. Взгляд его глаз … поразил присутствующих.
5. … река была запечатлена на его пейзаже.
6 … . она не могла идти дальше.
Для справок : уставший от суматохи; покрашенный масляной краской; глубокий, спокойный, величавый; избалованный прислугой; весёлый, озорной; измученная дальней дорогой.
проверка понимания темы
3. Какое предложение осложнено обособленным согласованным определением ?
3. Бросив поводья я ехал ещё долго.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Проверка и оценивание результатов (взаимопроверка)
Рефлексия
Домашнее задание
© 2019, Нехорошкова Надежда Михайловна 3027 108