СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Определение параллельных прямых"(7 класс)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Определение параллельных прямых"(7 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 20 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»


















САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

(7-9 КЛАССЫ)











Учитель математики

Николаева Л.Н.




















2022 год

«Дай человеку рыбу – он будет сыт один день,

Научи человека ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь»

Пословица

Одним из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающем мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений.

Усиленное внимание к вопросам подготовки учащихся к самообразованию кроме того обусловлено и необходимости учёта скорости, с которой происходит распространение информации, темпов её практического воплощения, непосредственно влияющего на повседневную жизнь и рынок труда, требующего постоянного и быстрого приспособления специалистов к информационным процессам.

Таким образом, становится актуальным требование непрерывного образования. Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте необходимо формировать у ребёнка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить учиться.

Сегодняшнее базовое образование должно обеспечить выпускника умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, относительно легко осваивать новые профессии в будущем, иметь чёткую жизненную позицию, выработать системные компоненты самореализации (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию).

Т.к. перед школой ставится задача подготовки выпускника, стремящегося целенаправленно, самостоятельно углублять, расширять свои знания через научно-практическую деятельность, то актуальной проблемой становится формирование у учащихся готовности к непрерывному самообразованию.


Основная идея

По словам Г.М.Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании».

Цель опыта. Создать на уроке математики условия для формирования навыков самообразовательной деятельности.


Специфика самообразовательной деятельности

Почти сто лет назад Н.А. Рубанин в научном сочинении «Письма к читателю о самообразовании» писал: «Как известно, на долю мало-мальски культурного человека выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им применяются человеку, к тому же длительно, в течение всей жизни, как нижеследующее: имея глаза – не видеть, имея уши – не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других не понимать, что творится вокруг… Всякое настоящее достигается самообразованием».

Основными характеристиками самообразования являются:

  • свободный выбор круга интересующих проблем;

  • самостоятельная работа с источниками информации;

  • самостоятельная организация процесса самообразования.

Самообразование – это деятельность по овладению способами познавательной, коммуникативной и другими видами деятельности. Самообразование является сложным и многогранным процессом, который имеет следующие особенности:

  1. В самообразовательной деятельности (в отличие от учебной деятельности) доминируют внутренние (познавательные и социальные) мотивы, ибо эта деятельность всегда добровольна, овладение знаниями происходит по собственной инициативе; но безусловно присутствуют и внешние (требования общества, окружения).

  2. Самообразование может иметь место только на основе глубоких перспективных внутренних мотивов.

  3. Самообразование протекает в соответствии с индивидуальными особенностями личности на основе самосовершенствования, самоконтроля.

  4. Самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью. Беспорядочность и бессистемность сводят её результат к нулю.

  5. Самообразованием учащийся руководит самостоятельно: определяет материал для усвоения, его объём, сроки усвоения, его источники (библиотека, лектории, интернет и т.д.).

  6. Для самообразовательной деятельности характерен более высокий уровень активности.

  7. Самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы.

  8. При самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями, но и создаёт из себя «новый образ», т.е. человек меняется внутренне.


Технология опыта

Создание образовательных условий и возможностей (развивающей образовательной среды) для всестороннего содействия становлению и развитию сознания учащегося, перевод целей обучения и воспитания в средство развития склонностей, интересов и способностей собственного развития, формирование учащегося как субъекта самообразования является основной задачей современной развивающей школы.

«Развивающая образовательная среда: целенаправленно организованное образовательное пространство для освоения учащимися различных видов деятельности. В образовательной среде созданы условия и возможности для того, чтобы ученик овладевал научными знаниями, опытом общения, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, определял и реализовывал траекторию индивидуальной и познавательной деятельности и личностного становления и развивал самосознание, субъективные потребности в саморазвитии, самообразовании и самореализации».

Кроме того, при организации самообразовательной деятельности учащихся необходимо:

  • задействовать все «каналы» личностного развития (перцептивный, когнитивный, практический и др.);

  • актуализировать действия соответствующих психологических механизмов личностного развития (познавательных интересов и их мотивации, фантазии, рефлексии);

  • конструировать процесс в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями личности.

Эффективность самообразовательной деятельности определяется не только психолого-педагогическими условиями, но и готовностью к ней, в основе которой лежит личностный потенциал учащегося и его три главных компонента: квалификационный, мотивационный и творческий.

При этом образовательный процесс необходимо строить на идеях взаимодействия, творчества, сопровождения.

Под взаимодействием понимается не только влияние людей друг на друга, но и организация совместных действий, позволяющих реализовать их совместные действия.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнёров, способствующий установлению отношений взаимного доверия. Раскрытию личных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

Непродуктивный стиль взаимодействия – неплодотворный способ контакта. Блокирующий реализацию личных потенциалов и достижения оптимальных результатов совместной деятельности.

Именно во взаимоотношениях в системе «Учитель – Ученик» возможен продуктивный диалог, открытая дискуссия, формирование ученика как субъекта образовательной, коммуникативной и рефлексивной деятельностей и процесс мотивации к формированию самообразовательной компетенции как одного так и другого.

Организация работы по формированию готовности учащихся к самообразовательной компетенции как одного так и другого.

Организация работы по формированию готовности учащихся к самообразовательной деятельности является одной из приоритетных задач учителя.

Роль учителя состоит в том, чтобы координировать и актуализировать знания учащихся для раскрытия полной картины в решении поставленной учебной задачи. Тем самым учитель способствует включению учащихся в решение учебной задачи, принимаемой им как личнодля него значимой. Это в свою очередь способствует возрастанию мотивации к самообразовательной деятельности.

Учитель выступает в роли проектировщика развивающей среды, организатора взаимодействия между субъектами образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители), организует рефлексивную деятельность субъектов самообразовательной деятельности, обеспечивает педагогическое влияние на учащихся в личном становлении, содействует развитию самосознанию учащихся, формирует систему ценностных отношений к миру, к людям, к себе.

Из перечисленных ролей учителя следует, что учителю необходим новый уровень профессиональной культуры, профессиональных умений, профессиональной компетентности.

Чем больше внимания уделяет учитель отработке всех компонентов учебной деятельности и их отношений, тем более подготовленными оказываются учащиеся к самообразовательной деятельности, тем выше уровень этой деятельности.

Не стоит отрывать самообразование от всей системы школьного образования, абсолютизировать самообразование: учителю надо видеть самому и показать учащимся тесную связь самообразовательной и учебной деятельности, роль учебной деятельности для самообразования и обратное влияние самообразования на учебную деятельность.

Крайне необходимо подключить к активной работе по усвоению приёмов самообразования самих школьников, при этом нужно учесть, что есть литература, содержащая советы по самообразованию, адресованная школьникам.

В процессе самообразования функции учителя и ученика различны и состоят в следующем.


Функции учителя и ученика при организации самообразовательной деятельности

Функции «Учителя»

Функции «Ученика»

  1. Координация и актуализация знаний

старшеклассников при организации самообразовательной деятельности.

  1. Стимулирование учебно-

познавательной мотивации самообразования на основе:

  • организации мотивационной

среды;

  • гуманизация отношений между

учителем и учеником;

  • формирование мотивации

достижения;

  • развитие позитивной мотивации

к самообразовательной деятельности;

  • формирование внутренней

потребности в совершенствовании

способов учебной деятельности, самообразовании.

  1. Организация работы по

Формированию готовности старшеклассников к самообразовательной деятельности.

  1. Последовательная отработка у

школьников активных действий, способов

самообразовательной деятельности,

усложнение форм самоконтроля и

самооценки.

  1. Формирование «субъективной

позиции учащихся на основе саморефлексии, самообучения, самовоспитания, укрепления своего

здоровья, социальной самореализации».

  1. Интегрирование общих,

специальных и межпредметных знаний

для совершенствования личностных качеств обучающихся.

  1. Создание условий для

формирования всех саморегуляции и навыка самоуправления учащимися самообразовательной деятельностью:

формирование активной учебной деятельности школьников в единстве её компонентов (учебной задачи, учебных действий самоконтроля и самооценки), развития опыта самостоятельного проектирования собственной жизнедеятельности и коммуникативных способностей.

  1. Ориентация на природный

Творческий потенциал обучающегося к саморазвитию познавательных и творческих способностей посредством:

  • использования потенциальных

возможностей обучающихся;

  • разъяснения им сущности

познавательных, творческих и рефлексивных процессов;

  • психологических закономерностей

и механизмов их развития;

  • организации качественного

усвоения конкретных способов действий

(приёмов самоорганизации внимания, осмысленного запоминания и т.п.) и выработки умений их практического использования;

  • совершенствования операций

и качеств мышления;

  • усвоения приёмов и методов

интеллектуальной и практической деятельности, знаний основ логики методов познания.

  1. Осознание ответственности за

собственное развитие, за формирование мотивации к поиску индивидуальных средств своего самообразования, и ответственности

перед обществом, в котором он существует и в котором он может самореализоваться.

  1. Вхождение в роль субъекта

своего развития (интеллектуального, личностного, физического, социального), сотрудничающего со всеми субъектами образовательной среды, партнёра, по «субъект-субъектному» взаимодействию при соблюдении системы правил и ценностей, принятых субъектами среды за нормы взаимодействия.

  1. Активное овладевание

Умениями самообразовательной деятельности, навыками самовоспитания, самореализации и самооценки своей деятельности, наиболее значимыми среди которых являются умения и навыки получения и переработки информации, самоорганизации и самоконтроля.

  1. Овладевание культурно-

историческим наследием, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе, к усвоенному знанию.

  1. Выстраивание индивидуальной

Траектории своей самообразовательной деятельности, овладевание опытом рефлексивного мышления, расширение опыта социальной активности.

  1. Познание содержания своего

внутреннего мира как особого предмета, позволяющего выпускнику самоидентифицироваться, структурировать свой опыт личностно ориентированного взаимодействия.

  1. Воспитание самостоятельности,

чувства долга, организованности, воли, выработка умений оценивать собственные достижения, выделять главное, делать выбор и нести за него ответственность, ставить цели своей деятельности и следовать намеченному плану.

  1. Принятие решения о содержании

Предмета самообразования под влиянием внутренних мотивов, сформированного мировоззрения, полученного образования и условий учебного процесса, созданных педагогом.

  1. Понимание того, что вследствие

Соподчинённости процессов сапознания, самоанализа на основе самообразования результатом будут представления старшеклассника о себе, своих ценностях и целях, личностных качествах и возможностях, потребностях и способностях, о способах своей деятельности, расширение психологического знания о взаимодействии личности и профессии.


Моя программа по обучению навыкам и приёмам самообразования на уроках состоит из следующих эффективных упражнений:

  • составление таблицы по предложенным упражнениям;

  • ответы на вопросы с помощью кроссвордов;

  • тренировка механической, зрительной, слуховой памяти с помощью «слепых» схем; немых, цифровых, графических диктантов, «да-неток»;

продолжению предложений, схем,…

  • выделение главного из предложенной информации;

  • разделение умения доказывать свою точку зрения в упражнении «найти ошибку», реши софизм;

  • материалы для наблюдений с заданиями:

  • сравни;

  • сопоставить;

  • проанализируй материал;

  • исключи лишние элементы…

  • углубление в тему;

  • подведение итогов, обобщение материала;

  • блок рефлексивных упражнений;


Теоретическое обоснование

Становление научной школы в области исследования проблем самообразования можно отнести ко второй половине 60-х ушедшего века. Это не означает, что до времени столь актуальная тема не привлекала внимание учёных.

Современный взгляд на самообразование в 60-х ХХ века, его истории и перспективы развития освещал А.Я. Айзенберг и Л.К. Иофина.

Следует отметить, что в конце 60-х – 70-х г.г. плодотворно века исследования А.К. Громцева, избрав предметом научных изысканий самообразование учащихся образовательных школ. Она и показала историко-педагогический анализ самообразования с с 90-х г.г. ХIХ века.

Огромную работу по саморазвитию личности ведёт руководитель центра развития и саморазвития личности Международной Академии педагогических наук Г.К.Селевко. На его личном сайте представлена программа «Научи себя учиться».



Проблемы реализации опыта

Недостаточная мотивация для занятий самообразовательной деятельностью. Ещё недостаточно сформированы навыки самообразовательной деятельности (с какими источники работать, неграмотная работа с интернет-ресурсами при написании рефератов, при выполнении научных работ).


Эффективность опыта

Определяется уровнем заинтересованности учащихся к выполнению дополнительных заданий творческого характера, показатели участия в конкурсах. Диагностика знаний учащихся свидетельствует о повышении качества знаний (результаты 1 семестра 56%).

Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников. Но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Поэтому нельзя не согласиться со словами П.Л.Капицы «Ученик пришёл к учителю Личности-Личности в обстановке предмета».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 20 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»


















САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА












Учитель математики

Николаева Л.Н.




















2022 год













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!