Обобщён опыт работы по теме: «Организация работы по здоровьесбережению дошкольников» Выполнен воспитателем МБОУ «ЦО №10» им. А.В. Чернова Бирюк С.Н.
Актуальность опыта. Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью её, как национальной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока не является важнейшей, первостепенной, с другой. Поэтому, основная задача педагогов – обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников. Актуальность проблемы здоровьесбережения, также обусловлена, на мой взгляд, необходимостью повышения эффективности педагогического процесса, усиления его здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности, с целью воспитания здорового, свободномыслящего, активнодействующего ребёнка, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, с одной стороны, и доминированием традиционных подходов, не учитывающих уровень физического, психического, интеллектуального и социального здоровья ребёнка, его индивидуально-личностные особенности, и потому, являющихся сдерживающим фактором – с другой.
Теоретическая база опыта. Эффективность разрабатываемой и внедряемой модели системы работы по здоровьесбережению, безусловно, определяется тесным взаимодействием с научными разработками. Следует упомянуть ряд значимых и важных направлений, которые я использовала для разработки данного опыта: • идеи, подходы, механизмы и технологии формирования ценностных отношений, личностного опыта обучающихся (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, В.В. Сериков); • принципы здоровьесберегающей педагогики (Н.К. Смирнов); • теория гармоничного развития личности в образовательном процессе (Б.Т. Лихачёв, В.А. Сластелин). Благодаря этим и другим работам, под здоровьесберегающей педагогической технологией стали понимать системную, научно-обоснованную педагогическую деятельность по реализации здоровьесберегающих комплексных и парциальных образовательных программ, методик, технологий, приводящих к качественному образованию – при сохранении здоровья дошкольников.
ЦЕЛЬ ОПЫТА . Основные цели здоровьесберегающей деятельности, которые поставила я перед собой – это сохранение и укрепление здоровья детей; улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей; формирование у родителей и детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
ЗАДАЧИ ОПЫТА. В процессе здоровьесберегающей деятельности стремилась решить следующие задачи : 1. Обеспечить условия для физического и психического благополучия. 2. Сформировать доступные представления и знания о здоровом образе жизни, пользе занятиями физическими упражнениями, об основных гигиенических правилах. 3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. 4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности. 5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Этапы накопления и систематизации опыта.
1 . Подготовительный этап.
а) анализ основных понятий здоровьесбережения.
б) определение принципов здоровьесберегающей педагогики, методов, средств и приёмов.
в) диагностика и оценка физического, психического и интеллектуального здоровья и развития детей.
2. Основной этап.
1. Приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание к потребности в движении и активном образе жизни.
2. Воспитание гигиенической культуры, осознанного отношения ребёнка к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье.
3. Обеспечение положительно-эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
4. Сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ.
5. Психолого-педагогическое просвещение родителей, с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей.
6. Создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей двигательной развивающей среды.
3. Обобщающий этап.
1. Итоговая диагностика, самоанализ полученных результатов.
2. Оформление результатов работы.
Технология реализации опыта:
Диагностический инструментарий: Прежде чем планировать воспитательную, образовательную и оздоровительную работу с детьми, провела диагностику и оценку физического и интеллектуального здоровья и развития детей. Методы исследования : 1. Изучение показателей здоровья детей. 2. Оценка уровня физической подготовленности. 3. Оценка уровня знаний детей о своём здоровье.
В своей работе использовала диагностическую карту выполнения программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста (Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стёркина) и диагностическую карту «Физическое развитие».
Методы диагностики : 1. Метод наблюдения. 2. Метод опроса. 3. Метод тестов.
Результаты изучения ребёнка фиксируются в диагностической карте – индивидуальном маршруте развития ребёнка.
Технология реализации опыта:
ЗАДАЧИ:
ДЕЙСТВИЯ-МЕРОПРИЯТИЯ:
Оптимизация образовательного процесса, усиление его здоровьесберегающей направленности на основе реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития.
1.Внедрение активных здоровьесберегающих форм организации и проведения НОД, здоровьесберегающих методик, технологий.
Укрепление здоровья детей на основе комплексного использования средств физкультурно-оздоровительной работы.
2. Реализация различных проектов в работе с детьми (использование метода проектирования в деятельности дошкольников, активация эксперементированной деятельности с детьми по здоровьесбережению).
1. Профилактика заболеваний.
Формирование готовности педагога к реализации здоровьесберегающего подхода.
2. Оптимизация двигательной деятельности.
1. Формирование целостной системы знаний о здоровьесбережения дошкольника.
2. Апробация и внедрение педагогических здоровьесберегающих методик и технологий.
3. Использование педагогом диагностических карт по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса, контрольно-проверочные занятия.
Технология реализации опыта:
Организация работы с родителями по здоровьесбережению.
1. Консультативно-просветительская работа с родителями, с использованием нетрадиционных, интерактивных форм по здоровьесбережению.
Создание оптимальной здоровьесберегающей среды в группе.
2. Привлечение родителей к сотрудничеству в системе здоровьесбережения.
1. Преобразование развивающей среды с учётом возраста детей. 2. Создать положительный микроклимат в помещении группы в целях здоровьесбережения.
3. Проведение совместных праздников и других мероприятий.
Технология реализации опыта:
Конкретные формы работы:
НОД по ОБЖ : «В гости к коту Матроскину и собаке Шарику» (правила осторожного обращения с собаками и кошками); «Наши друзья – насекомые » (опасности на лугу в летний период); «Кто такие микробы?» (правила чистоты и гигиены); «Замок королевы Зубной Щётки» (здоровые зубы); «Если случилась беда» (практическое НОД: знакомство с элементарными способами оказания первой мед. помощи).
Познавательные беседы : «Чей нос лучше?»; «Ушки на макушке»; «Чтобы зубы не болели»; «Как защитить себя от микробов»; «Сердце – мой мотор».
Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?» (вредные и полезные привычки); «Фотовыставка » (о строении тела); «Лесное лукошко» ( съедобные и несъедобные грибы и ягоды).
Технология реализации опыта:
Конкретные формы работы:
Познавательный досуг: «Пейте дети молоко – будете здоровы»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; «Витаминка в гостях у ребят»; «Советы Доктора Айболита»;
Спортивные праздники: «Путешествие в страну Спортландию»; «Зимние забавы»; «Малые Олимпийские игры»; «Школа космонавтов»; Новогодний спортивный праздник «Игрушки для здоровья от дедушки Мороза».
Дни здоровья: «Гоша Неболейкин в гостях у ребят»; «В гостях у Мойдодыра».
КВН: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Проект: «Чистюлька» (формирование у детей правил гигиены, как основ ЗОЖ).
Результативность опыта:
Представленная в моём опыте работы модель здоровьесберегающей педагогической системы может, на мой взгляд, широко использоваться в образовательных учреждениях различного типа. Приложенные в моём опыте методические и практические материалы, как результат проведённой мною опытно-экспериментальной работы, могут быть использованы при составлении планов, при организации здоровьесберегающей деятельности практически любого образовательного учреждения.
Ориентация на успех; высокая эмоциональная насыщенность занятий; постоянная опора на интерес – всё это даёт положительный эффект в работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети моей группы «Подсолнушки» показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека – быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости, – достаточный уровень развития основных движений у детей.
Самоанализ обобщённого опыта работы:
Теоретическая обоснованность опыта: Актуальность : В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Данный пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья детей становится национальной. С каждым годом растёт количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, ожирением, нарушениями осанки, речи, координации движений. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических условий, на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (длительное пребывание перед телевизором, компьютерные игры, просмотр видеофильмов), а также социальная напряжённость в обществе.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Поэтому, о полноценном качестве образования, можно говорить только тогда, когда в нём присутствуют здоровьесберегающие составляющие.
Новизна опыта : Опыт ориентирован на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений в одном из важнейших – здоровьесберегающем – направлений современного образования и, следовательно, на создание условий для изменений в организации практической здоровьесберегающей деятельности дошкольных учреждений.
Самоанализ обобщённого опыта работы:
Практическая значимость: В опыте представлены материалы, раскрывающие сущность здоровьесберегающей педагогической системы, здоровьесберегающие образовательные и методические технологии, модели работы с детьми и родителями по здоровьесбережению, особенности здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении. В приложении к опыту работы представлены разработки занятий и различных интерактивных форм работы с детьми и родителями в детском саду, которые помогут педагогам в реализации здоровьесберегающих подходов и внедрении здоровьесберегающих технологий с целью формирования у дошкольников чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Востребованность опыта: Опыт был утверждён педагогическим советом МБОУ «ЦО №10» им. А.В.Чернова. Был адресован педагогам не только дошкольных образовательных учреждений всех типов, но и общеобразовательных учреждений, так как при творческом подходе к его содержанию, может быть полезен студентам средних педагогических учебных заведений.