Учитель географии МОУ «Школа № 116 г. Донецка» Потапенкова А.Н.
Проблема: «Развитие критического мышления на уроках географии»
Объектом исследования является процесс обучения географии в школе.
Цель: исследовать технологию развития критического мышления школьников в процессе обучения и апробировать ее в работе.
Задачи: 1. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии. 2. Апробировать различные формы, методы, приёмы технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии. 3.Создать разработки уроков с использованием технологии критического мышления на уроках географии
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Структура технологии
II стадия
I стадия
III стадия
Вызов
Осмысление содержания
Рефлексия
Приёмы на стадии вызова
«Корзина идей»
« Верите ли вы, что…»
« Круги по воде»
I Вызов (активизация) Применение приема «Круги по воде» Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик. На каждую букву опорного слова подбираются слова или устойчивые словосочетания, раскрывающие тему .
Прием «Круги по воде»
Р –
русло, разлилась
Е –
Енисей , естественная
К –
камни, каналы, карст
А –
Амазонка
Приёмы на стадии осмысления содержания
« Тонкие и толстые вопросы»
« Таблица аргументов»
« Инсерт»
IІ Осмысление содержания Применение приема INSERT (инсерт) – чтение текста с пометками. I – interactive – самоактивизация – “v” – уже знал; N – noting – новая информация – “+” – новое; S – system – системная разметка - “-” – думал иначе; E – effective - эффективная информация - “?” – не понял, есть вопросы; R, T }- reading and thinking - чтение и обдумывание.
Составляется индивидуально по результатам работы с текстом
Знаю
« V »
Новое
« + »
Думал иначе
« – »
Вопросы
« ? »
Материал обсуждается в парах, потом в группах и всем классом. Обсуждение позволяет систематизировать информацию.
Приёмы на стадии рефлексии
«Построй цепочку»
Написание синквейна
« Контур - символ»
IІІ Рефлексия Применение приема «Построй цепочку»
Этот прием помогает формировать пространствен
ное представление, помогает лучше запомнить карту.
Расположите внутренние воды Южной Америки с севера на юг : р. Амазонка,
оз. Титикака, р. Ориноко, оз. Поопо,
р. Парана, оз. Маракайбо.
Приём «Контур - символ»
Расположите на основной контур материка фрагменты карты внутренних вод Южной Америки и подпишите их названия.
Технология РКМ учит:
● работать самостоятельно;
● задавать вопросы;
● выслушивать чужое мнение;
● иметь своё мнение и защищать его;
● критически относится к мнению оппонентов;
● осуществлять рефлексию своей деятельности;
● анализировать и классифицировать.
Достижения учащихся:
● 2014-2015 уч. год – Мелан Елизавета (8 кл.) - победитель Республиканского этапа ученической олимпиады по географии (диплом ІІІ степени ) ;
● 2015-2016 уч. год – Мелан Елизавета (9 кл.) - участник Республиканской научно-практической конференции учащейся молодёжи «Экономика Донбасса глазами молодёжи»
● 2016-2017 уч. год - Кривоухова Элина (8 кл.) – III место в районном этапе Республиканской олимпиады по географии ;
● 2 017-2018 уч. год – Кривоухова Элина (9 кл.) – II место в районном этапе Республиканской олимпиады по географии ;
● 2017-2018 уч. год – Кривоухова Элина (9 кл.) - участник ІІІ Республиканской научно-практической конференции учащейся молодёжи «Молодёжь в управлении и экономике»;
● 2018-2019 уч. год – Кривоухова Элина (10 кл .) – I место в районном этапе Республиканской олимпиады по географии.
Мои достижения:
Мои достижения:
Мои достижения:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!