Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 12 «Золотой ключик»
Организация социокультурной среды
в детском саду
Выполнила :
Метленко Е.В.,
воспитатель
Курчатов – 2022г.
Социокультурная среда – это совокупность условий и влияний на ребенка.
Это среда возможностей формирования личности ребенка. С одной стороны -
это пространство для развития и самоопределения ребенка, а с другой – это
педагогические воздействия, направленные на развитие личности.
Социокультурная среда в ДОУ – это целостное единство, происходящих в нем
социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей, это и
взаимосвязь с другими учреждениями воспитания в микросоциуме.
Условия социокультурной среды
Социальные
Культурные
Собственный потенциал ребенка
Это непосредственное окружение ребенка, т.е. семья, групповой коллектив, воспитатели, случайные контакты.
Это фольклор, живопись, развлечения, выставки, творчество и т.д.
Это проявление индивидуальных возможностей каждого ребенка
Компоненты социокультурной среды
Предметное наполнение
Эмоциональный компонент
Деятельностный компонент
Оно должно быть стимулирующим, т.е. должно стимулировать ребенка к деятельности и обеспечивать самореализацию .
Это и наука, и культура, и искусство, и музыка, и медицина, и открытия, и спорт и.д.
Это положительный эмоциональный климат, который необходимо создавать вокруг дошкольников, чтобы заинтересовать в восприятии нового.
Это социокультурные события значимые как для детей, так и для родителей и педагогов. Например, всевозможные праздники, проекты, экскурсии.
Культурные практики дошкольника – это обычные для ребенка этого возраста(привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Н. Б. Крылова
Культурные практики создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:
- Самопознанию – «Узнай себя»
- Самоопределению – «Выбирай себя»
- Самореализации – «Проявляй себя»
- Саморегуляции – «Контролируй себя»
- Совместной деятельности с другими – «Действуй совместно»
Направления культурных практик
в образовательном процессе
На основе инициатив самих детей
Инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Это как самостоятельная индивидуальная деятельность, так и деятельность в сотрудничестве со сверстниками
Это деятельность направляемая воспитателем для развития самостоятельной активности