СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Орнамент в народном костюме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа поможет рассказать о народном костюме,о его истории, о значении орнамента на уроках изо и окружающего мира в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Орнамент в народном костюме»

Орнамент и его символика в народном костюме Малыга Наталия, ученица 4 Б класса  МБОУ «Школа №154» Г. Нижнего Новгорода Учитель: Догина Татьяна Васильевна

Орнамент и его символика в народном костюме

Малыга Наталия, ученица 4 Б класса

МБОУ «Школа №154»

Г. Нижнего Новгорода

Учитель: Догина Татьяна Васильевна

Цель:  изучить народный костюм Нижегородской области и выделить предметы, имеющие орнамент    Задачи:  1 ) Узнать типы народных орнаментов.  2 ) Выяснить, какие цвета, узоры применяли для изготовления костюма.  3 ) Познакомить одноклассников с традициями народного костюма.

Цель: изучить народный костюм Нижегородской области и выделить предметы, имеющие орнамент

Задачи: 1 ) Узнать типы народных орнаментов. 2 ) Выяснить, какие цвета, узоры применяли для изготовления костюма. 3 ) Познакомить одноклассников с традициями народного костюма.

Предмет исследования:  народный костюм из собраний музеев Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Предмет исследования: народный костюм из собраний музеев Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Проблема:  В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских корнях.  Что мы знаем о народных костюмах?

Проблема: В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских корнях. Что мы знаем о народных костюмах?

Исследование учащихся 4-х классов на предмет знаний о народном орнаменте  знают из разных источников не знают совсем литературные источники видели в музее

Исследование учащихся 4-х классов на предмет знаний о народном орнаменте

знают из разных источников

не знают совсем

литературные источники

видели в музее

Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать, ornamentum — украшение. Свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер. Если рассмотреть древние орнаменты народов Нижегородской области , то можно выделить в них одинаковые элементы — крест, круг, квадрат (ромб). .

Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать, ornamentum — украшение.

Свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер. Если рассмотреть древние орнаменты народов Нижегородской области , то можно выделить в них одинаковые элементы — крест, круг, квадрат (ромб).

.

По своей композиции орнаменты бывают нескольких типов: ленточный сетчатый центрический

По своей композиции орнаменты бывают нескольких типов:

ленточный

сетчатый

центрический

Вариативность мотивов геометрический Г растительный зооморфный антропоморфный

Вариативность мотивов

геометрический

Г

растительный

зооморфный

антропоморфный

Верхняя часть костюма ( головной убор ) посвящалась небу. Господствовали изображения птиц: »сорока», «кокошник»( кокош –курица), «кичка» (утка)

Верхняя часть костюма ( головной убор ) посвящалась небу. Господствовали изображения птиц: »сорока», «кокошник»( кокош –курица), «кичка» (утка)

Микрокосм  человеческого быта(дом, одежда, украшения) воспроизводит  макрокосм  (мир) в его нераздельном целом

Микрокосм человеческого быта(дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм (мир) в его нераздельном целом

Орнамент на рубахах - символ плодородия  Пояса со свисающими вниз концами , имитирующими головы ящеров – символы нижнего мира

Орнамент на рубахах - символ плодородия Пояса со свисающими вниз концами , имитирующими головы ящеров – символы нижнего мира

Орнамент –оберег, защита от злых сил Ромб с точками – знак засеянной нивы, восьмиконечная звезда- талисман предков, призывает беречь и чтить родную землю.

Орнамент –оберег, защита от злых сил

Ромб с точками – знак засеянной нивы, восьмиконечная звезда-

талисман предков, призывает беречь и чтить родную землю.

Женская фигура  – божество, выражавшее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Древо  – символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы.  Конь – символ крестьянина, приобретающий животворящую силу солнца, во имя урожая.  Птица – она прогоняя своим звонким пением зимний мрак, стужу, приносила на крыльях весну красную, тепло летушко. .

Женская фигура божество, выражавшее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.

Древо символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы.

Конь символ крестьянина, приобретающий животворящую силу солнца, во имя урожая.

Птица она прогоняя своим звонким пением зимний мрак, стужу, приносила на крыльях весну красную, тепло летушко.

.

По украшению костюма можно было судить о возрасте и семейном положении его хозяйки

По украшению костюма можно было судить о возрасте и семейном положении его хозяйки

Цвет в орнаменте

Цвет в орнаменте

Цвет в орнаменте

Цвет в орнаменте

 В зависимости от цвета изменялась символика орнаментального мотива Красный – солнце, огонь Синий – бурная вода Голубой – ветер Коричневый - борона

В зависимости от цвета изменялась символика орнаментального мотива

Красный – солнце, огонь

Синий – бурная вода

Голубой – ветер

Коричневый - борона

  ОРНАМЕНТ  – уникальное художественное явление, объединяющее прошлое с настоящим.  Я подробно ознакомилась с символикой орнамента, с древними корнями этого  искусства.  Я узнала:  - почему для украшения выбирали определенные цвета: белый, красный, черный;  -значение узоров в народном костюме;   -орнамент это не просто украшение, но и оберег;  Я смогу рассказать одноклассникам о символике орнамента в русском народном костюме. Выводы:

ОРНАМЕНТ – уникальное художественное явление, объединяющее прошлое с настоящим. Я подробно ознакомилась с символикой орнамента, с древними корнями этого  искусства. Я узнала: - почему для украшения выбирали определенные цвета: белый, красный, черный; -значение узоров в народном костюме; -орнамент это не просто украшение, но и оберег; Я смогу рассказать одноклассникам о символике орнамента в русском народном костюме.

Выводы:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!