© 2020 19344 8216
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Собирала Маргарита Маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Сегодня познакомимся ещё
с одним произведением
В. Осеевой.
Валентина
Александровна
Осеева
Бранить – резко порицать, ругать.
Черепки – обломки разбитого
глиняного фарфорового изделия.
Мурашки – пупырышки,
появляющиеся на коже от холода,
озноба.
– Почему мальчик признался в своем поступке?
Подтвердите вашу мысль словами из текста. – Как вы думаете, поняла ли мама сразу, кто разбил чашку? – Как бы вы ответили на вопрос мальчика: «Почему мама обрадовалась, что чашку разбил не Бум?» Какие фрагменты рассказа
вызвали у вас наибольшее
волнение?
-Почему?
- С чего начинается рассказ?
- Почему эта чашка была так дорога маме?
- Кто виноват был?
- Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
- А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?
- Пыталась ли она помочь сыну сказать правду?
- Кого наказали?
- Каким было наказание?
- Легко ли было маме принять такое решение?
- Что чувствовал Бум, получив незаслуженное наказание? Найдите ответ в тексте, зачитайте.
- А что чувствовал в это время мальчик? Зачитайте.
- Какие чувства боролись в душе мальчика?
- Какая ночью была погода? Найдите в тексте и прочитайте.
Работа над выразительным чтением
- Поставьте себя на место героев и постарайтесь интонацией передать их чувства и мысли, когда они задают себе вопрос «Почему?».
- Какой вопрос задавал себе Бум? Прочитайте.
- А мама?
- Мальчик?
- Как вы считаете, правильно ли поступил мальчик, переложив свою вину на друга?
- Как нужно было поступить мальчику сразу?
- А как бы вы поступили в данной ситуации?
- А как вы считаете, чему учит нас этот рассказ?
- Будет ли в будущем мальчик совершать такие проступки?
- Изменилось ли ваше мнение о мальчике? Подтвердите своими словами.
Восстановите последовательность событий в рассказе.
2, 4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9, 5
1. Бум наказан.
2. Мальчик с собакой.
3. Сын признался.
4. Чашка разбилась.
5. У каждого своё почему.
6. Это…Бум!
7. Ночью.
8. Расстроенный лай.
9. Все дома!
10. Он будет жить в будке!
11. Бум один на крыльце.
Выберите пословицу, которой можно озаглавить данный рассказ
Маленькая ложь за собою большую ведет.
Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала В. Осеева.
Какие краски вы выберете?
Что происходит в душе мальчика?
«На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".
Отгадав ключевое слово синквейна.
1.
2.Чистая, беспокойная.
3.Мучает, побуждает,
возвышает.
4.Стыд не дым, а глаза ест.
5.Честь.
Назови лишние предметы.
Собака, ваза, кошка, дедушка,
чашка, ошейник, будка,
крыльцо, слёзы, солнце,
улыбка, подушка.
Разгадайте анаграммы.
Подбери отрывки
к иллюстрациям.
Игра «Да, нет»
- Описание ночной природы соответствует настроению мальчика?
- Мальчик свалил свою вину из-за вредности?
- В рассказе собаку звали Бим?
- Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку?
- Мама поняла, кто разбил чашку?
- Ты свалил бы вину за проступок на своего друга?
Простите!
Папа разбил Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза ,
И робко и тихо «Простите» — сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!» —
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое Чудесное слово!..
Н. Юсупов
Именно совесть , которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. В жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.
«Самое главное украшение человека –
чистая совесть » .
Цицерон
« Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери
Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.
Совесть без муки
(притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава
(Евгений Санин).
Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили.
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным ( хлопать в ладоши 1раз) ,
а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):
-Винни -Пух;
-Красная Шапочка;
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
- Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Золушка?
-Шапокляк;
-Крокодил Гена;
-Настенька «Аленький цветочек».
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …