СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Основные черты русского романтизма". 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация составлена для урока литературы в 9 классе. Здесь раскрываются основные положения и принципы романтизма как культурного направления.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основные черты русского романтизма". 9 класс»

Романтизм  как литературное направление

Романтизм как литературное направление

Мировой литературный процесс как смена творческих методов  Метод (художественный) –  совокупность основных принципов  создания художественной действительности Романтизм Мифологический реализм Античности Реализм Средневековый символизм Модернизм, постмодернизм Сентиментализм. Просвещение. Барокко. Классицизм. Реализм Возрождения Назовите:  эстетические принципы изученных литературных направлений;  выдающихся представителей и их произведения

Мировой литературный процесс как смена творческих методов

Метод (художественный) –

совокупность основных принципов

создания художественной действительности

Романтизм

Мифологический реализм Античности

Реализм

Средневековый символизм

Модернизм, постмодернизм

Сентиментализм. Просвещение.

Барокко. Классицизм.

Реализм Возрождения

Назовите:

  • эстетические принципы изученных литературных направлений;
  • выдающихся представителей и их произведения
Проблемный вопрос В 18 веке термином «романтизм» называлось все фантастическое, таинственное, удивительное, необычное, нереальное. В конце 18 – начале 19 века «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.  Как вы понимаете слова «романтик», «романтизм»?

Проблемный вопрос

В 18 веке термином «романтизм» называлось все фантастическое, таинственное, удивительное, необычное, нереальное.

В конце 18 – начале 19 века «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

Как вы понимаете слова «романтик», «романтизм»?

Романтизм возник во время, когда Европа переживала сильное потрясение и глубокое разочарование.   Надежда на результативность активного действия, вера в возможность освобождения Французская революция 1789 – 1794 гг. и наполеоновские войны неуверенность, трагическое ощущение

Романтизм возник во время, когда Европа переживала сильное потрясение и глубокое разочарование.

Надежда на результативность активного действия, вера в возможность освобождения

Французская революция 1789 – 1794 гг. и наполеоновские войны

неуверенность, трагическое ощущение

РОМАНТИЗМ Течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца 18в. - 1 половины 19 века. В 18 веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.

РОМАНТИЗМ

  • Течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца 18в. - 1 половины 19 века.
  • В 18 веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.
Основная идея романтизма Именно борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла; Романтиков интересуют взаимоотношения  между людьми; между человеком и обществом; между человеком и искусством; внутренний мир человека.  между людьми; между человеком и обществом; между человеком и искусством; внутренний мир человека.

Основная идея романтизма

  • Именно борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла;
  • Романтиков интересуют взаимоотношения
  • между людьми; между человеком и обществом; между человеком и искусством; внутренний мир человека.
  • между людьми;
  • между человеком и обществом;
  • между человеком и искусством;
  • внутренний мир человека.
Главная задача писателя: Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души. Диалектика души – это понятие, которое обозначает в литературе процессы зарождения и формирования чувств, мыслей, настроений, ощущения человека, показ психического процесса (симпатия перерастает в любовь)  Диалектика – движение

Главная задача писателя:

  • Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души.
  • Диалектика души – это понятие, которое обозначает в литературе процессы зарождения и формирования чувств, мыслей, настроений, ощущения человека, показ психического процесса (симпатия перерастает в любовь)

Диалектика – движение

«Романтизм –  это не стиль, не живописная манера,  а определенный эмоциональный настрой»   Шарль Бодлер

«Романтизм – это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный настрой» Шарль Бодлер

Проявление романтизма в разных видах искусства литература Музыка архитектура Романтизм живопись скульптура

Проявление романтизма в разных видах искусства

литература

Музыка

архитектура

Романтизм

живопись

скульптура

Эжен Делакруа –  французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 год. Лувр. Париж.

Эжен Делакруа – французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве.

Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 год. Лувр. Париж.

Обращение к современности — важная особенность романтизма, его раннего героического периода. Более свободной становится композиция, ритм — более стремительным. Цвет начинает играть в произведениях Делакруа доминирующую роль. Его «Резня на острове Хиос» вызвала резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли ее с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве. Греция, умирающая на развалинах Миссолунги. 1827 г. Резня на Хиосе. 1824 г.

Обращение к современности — важная особенность романтизма, его раннего героического периода. Более свободной становится композиция, ритм — более стремительным. Цвет начинает играть в произведениях Делакруа доминирующую роль. Его «Резня на острове Хиос» вызвала резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли ее с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве.

Греция, умирающая

на развалинах Миссолунги. 1827 г.

Резня на Хиосе.

1824 г.

Уильям Тернер - английский живописец-пейзажист. Один из крупнейших представителей английского  романтизма.  Писал преимущественно морские пейзажи, картины на библейские, исторические и мифологические сюжеты, обнаруживая склонность к романтической фантастике. «Большой канал в Венеции» «Музыкальная комната в Петворте»

Уильям Тернер - английский живописец-пейзажист. Один из крупнейших представителей английского романтизма.

  • Писал преимущественно морские пейзажи, картины на библейские, исторические и мифологические сюжеты, обнаруживая склонность к романтической фантастике.

«Большой канал в Венеции»

«Музыкальная комната в Петворте»

Иван Константинович Айвазовский – выдающийся маринист «Радуга» «Девятый вал» «Море» Море – любимая стихия романтиков

Иван Константинович Айвазовский – выдающийся маринист

«Радуга»

«Девятый вал»

«Море»

Море – любимая стихия романтиков

Ф. Шуберт Романтизм в музыке Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. Эжен Делакруа. Эжен Делакруа. Фредерик Шопен. Портрет Паганини. Роберт  Шуман 9

Ф. Шуберт

Романтизм в музыке

  • Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.

Эжен Делакруа.

Эжен Делакруа.

Фредерик Шопен.

Портрет Паганини.

Роберт Шуман

9

Произведения русских романтиков принесли отечественной культуре европейскую славу Композитор Михаил Иванович Глинка Сцена Сцена из оперы «Иван Сусанин». из оперы «Руслан и Людмила».

Произведения русских романтиков принесли отечественной культуре европейскую славу

Композитор Михаил Иванович Глинка

Сцена

Сцена

из оперы «Иван Сусанин».

из оперы «Руслан и Людмила».

Представители романтизма Англия : «бурные» романтики Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» – Вордсворт, Колридж, Саути. Вальтер Скотт – родоначальник исторического жанра. Франция: Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж Санд. Россия: поэты В. Жуковский, Д. Веневитинов, Е. Баратынский, А. Дельвиг, Ф. Тютчев; К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский; А. С. Пушкин в определенную эпоху своего творчества, М. Ю. Лермонтов; прозаики Бестужев-Марлинский, В. Одоевский

Представители романтизма

Англия : «бурные» романтики Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» – Вордсворт, Колридж, Саути. Вальтер Скотт – родоначальник исторического жанра.

Франция: Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Россия: поэты В. Жуковский, Д. Веневитинов, Е. Баратынский, А. Дельвиг, Ф. Тютчев; К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский; А. С. Пушкин в определенную эпоху своего творчества, М. Ю. Лермонтов; прозаики Бестужев-Марлинский, В. Одоевский

Представители зарубежного романтизма Создал тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, непонятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу, трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона породило явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. «русского».  Сходство, а нередко спор с поэмами Байрона распознается в творчестве многих его современников (в «Цыганах» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, у А. Мицкевича).

Представители зарубежного романтизма

  • Создал тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, непонятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу, трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность.
  • Творчество Байрона породило явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. «русского».
  • Сходство, а нередко спор с поэмами Байрона распознается в творчестве многих его современников (в «Цыганах» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, у А. Мицкевича).

Как грешник, изгнанный из рая,  На свой грядущий темный путь Глядел, от страха замирая, И жаждал прошлое вернуть. Потом, бродя по многим странам, Таить учился боль и страх, Стремясь о прошлом, о желанном Забыть в заботах и делах, - Так я, отверженный судьбою, Бегу от прелести твоей, Чтоб не грустить перед тобою, Не звать невозвратимых дней, Чтобы, из края в край блуждая,  В груди своей убить змею. Могу ль томиться возле рая  И не стремиться быть в раю! ДАМЕ, КОТОРАЯ СПРОСИЛА, ПОЧЕМУ Я ВЕСНОЙ УЕЗЖАЮ ИЗ АНГЛИИ

Как грешник, изгнанный из рая,

На свой грядущий темный путь

Глядел, от страха замирая,

И жаждал прошлое вернуть.

Потом, бродя по многим странам,

Таить учился боль и страх,

Стремясь о прошлом, о желанном

Забыть в заботах и делах, -

Так я, отверженный судьбою,

Бегу от прелести твоей,

Чтоб не грустить перед тобою,

Не звать невозвратимых дней,

Чтобы, из края в край блуждая,

В груди своей убить змею.

Могу ль томиться возле рая

И не стремиться быть в раю!

ДАМЕ, КОТОРАЯ СПРОСИЛА, ПОЧЕМУ Я ВЕСНОЙ УЕЗЖАЮ ИЗ АНГЛИИ

Вальтер Скотт – английский романист В литературе романтизма вместе со стремлением к философской универсальности возникло чувство историзма . Оно проявилось не только в том, что изменилось понимание личности, но и в том, что история общества стала одной из постоянных тем этого этапа. В романах В. Скотта жизнь государства впервые соединилась с жизнью персонажа.  Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки ( как это происходит в романе «Айвенго»).

Вальтер Скотт – английский романист

В литературе романтизма вместе со стремлением к философской универсальности возникло чувство историзма . Оно проявилось не только в том, что изменилось понимание личности, но и в том, что история общества стала одной из постоянных тем этого этапа. В романах В. Скотта жизнь государства впервые соединилась с жизнью персонажа.

Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки ( как это происходит в романе «Айвенго»).

Вспомните произведения этих авторов.  Двоемирие романтизма на эстетическом уровне реализуется в особенностях сюжетосложения и поведения героя. Главный персонаж романтиков - всегда титаническая личность . Титанизм романтического героя может проявляться в различных формах: он может быть наделен могучими страстями, сильной волей и смелым разумом, как Манфред Байрона, несокрушимым вольнолюбием, как Прометей Шелли, поистине непостижимой наблюдательностью, как Дюпен Э. По, или неисчерпаемыми глубинами духа, как Генрих фон Офтердинген Новалиса. Он может отличаться и безграничной самоотверженностью в любви, как Квазимодо у Гюго. Все это явления одного порядка, ибо романтизм признает сознательное усиление при отражении действительности. Виктор Гюго Эдгар Аллан По Фенимор Купер

Вспомните произведения этих авторов.

Двоемирие романтизма на эстетическом уровне реализуется в особенностях сюжетосложения и поведения героя. Главный персонаж романтиков - всегда титаническая личность . Титанизм романтического героя может проявляться в различных формах: он может быть наделен могучими страстями, сильной волей и смелым разумом, как Манфред Байрона, несокрушимым вольнолюбием, как Прометей Шелли, поистине непостижимой наблюдательностью, как Дюпен Э. По, или неисчерпаемыми глубинами духа, как Генрих фон Офтердинген Новалиса. Он может отличаться и безграничной самоотверженностью в любви, как Квазимодо у Гюго. Все это явления одного порядка, ибо романтизм признает сознательное усиление при отражении действительности.

Виктор Гюго

Эдгар Аллан По

Фенимор Купер

     I  Был ослепительный июньский день.  Тревожить воду ветру было лень.  На горизонте громоздились кучи  Плавучих гор - серебряные тучи.  И небосклон сиял над головой  Бездонною, как вечность, синевой.  Все радовалось: лес, река и нивы.  Поблескивали в роще листья ивы.  И шелестела в тишине едва  Дубов столетних плотная листва...       II  Была зима - такая, что с ветвей  Комочком белым падал воробей.  Закованные в ледяные глыбы,  В речных глубинах задыхались рыбы.  И до сих пор не замерзавший ил  В озерах теплых, сморщившись, застыл.  В такую ночь в печах пылало пламя,  Хозяин с домочадцами, с друзьями  Сидел и слушал, как трещит мороз...  Но горе было тем, кто гол и бос! Перси Шелли

     I Был ослепительный июньский день. Тревожить воду ветру было лень. На горизонте громоздились кучи Плавучих гор - серебряные тучи. И небосклон сиял над головой Бездонною, как вечность, синевой. Все радовалось: лес, река и нивы. Поблескивали в роще листья ивы. И шелестела в тишине едва Дубов столетних плотная листва...     II Была зима - такая, что с ветвей Комочком белым падал воробей. Закованные в ледяные глыбы, В речных глубинах задыхались рыбы. И до сих пор не замерзавший ил В озерах теплых, сморщившись, застыл. В такую ночь в печах пылало пламя, Хозяин с домочадцами, с друзьями Сидел и слушал, как трещит мороз... Но горе было тем, кто гол и бос!

Перси Шелли

Представители русского романтизма В.А.Жуковский (баллады) М.Ю.Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени») Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе  близ Диканьки»)

Представители русского романтизма

  • В.А.Жуковский (баллады)
  • М.Ю.Лермонтов

(«Мцыри»,

«Герой нашего времени»)

  • Н.В.Гоголь

(«Вечера на хуторе

близ Диканьки»)

Личность в центре художественной системы. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – страстная личность. Страсти романтики делили на высокие (любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие) Романтический герой – сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник . Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика

Личность в центре художественной системы. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – страстная личность.

Страсти романтики делили на высокие (любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие)

Романтический герой – сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник . Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика

Романтический герой показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души; несет на себе печать своего времени; может разорвать исторические и социальные связи, противопоставить себя обществу и тем самым оказать решающее влияние на жизнь этого общества. противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма); как правило, одинок; часто находится в пути; это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью;  показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях; может быть и положительным, и отрицательным.

Романтический герой

  • показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души;
  • несет на себе печать своего времени;
  • может разорвать исторические и социальные связи, противопоставить себя обществу и тем самым оказать решающее влияние на жизнь этого общества.
  • противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма);
  • как правило, одинок;
  • часто находится в пути;
  • это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью;
  • показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях;
  • может быть и положительным, и отрицательным.
Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу. Романтический символ – возведение от конкретного к абстрактному.
  • Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.
  • Романтический символ – возведение от конкретного к абстрактному.
Черты романтизма: Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир фантазии героя, его духовный мир; Недостижимость идеального мира; Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства; Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества); (Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования) Отражение действительности в её типических проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное); Ценность человеческой личности заключается в способности разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа является главным; Частое несоответствие внешней формы внутренней сущности героя; Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее.

Черты романтизма:

  • Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир фантазии героя, его духовный мир;
  • Недостижимость идеального мира;
  • Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства;
  • Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества);

(Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования)

  • Отражение действительности в её типических проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное);
  • Ценность человеческой личности заключается в способности разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа является главным;
  • Частое несоответствие внешней формы внутренней сущности героя;
  • Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее.
Изменение поэтики Основные жанры Новые жанры; Звукопись (ассонанс, аллитерация); Цветопись; Символические образы (море, буря, стихия и т.д.) роман (эпический жанр) поэма (лиро-эпический жанр) драма (драматический жанр)

Изменение поэтики

Основные жанры

  • Новые жанры;
  • Звукопись (ассонанс, аллитерация);
  • Цветопись;
  • Символические образы (море, буря, стихия и т.д.)
  • роман (эпический жанр)
  • поэма (лиро-эпический жанр)
  • драма (драматический жанр)
Особенности русского романтизма: особое внимание к понятию чести; уважение к предкам; ответственность человека перед государством, страной; проблема влияния денег на жизнь человека.

Особенности русского романтизма:

  • особое внимание к понятию чести;
  • уважение к предкам;
  • ответственность человека перед государством, страной;
  • проблема влияния денег на жизнь человека.
Василий Андреевич Жуковский  (1783-1852) «Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский)

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

«Литературный Колумб Руси»

(В.Г. Белинский)

В. А. Жуковский Началом литературной деятельности В. А. Жуковского стало «Сельское кладбище» (1802), перевод в 1801 г. элегии английского поэта Т. Грея. Элегия принесла В. А. Жуковскому успех у читателей и широкую известность. Участие поэта в журнале «Вестник Европы», основанном Карамзиным, способствовало утверждению романтической эстетики в русской литературе. В августе 1912 г. поэт вступил в Московское народное ополчение. Отечественная война 1812 г. нашла в его поэзии яркий отклик – «Певец во стане русских воинов». Наполеоновская тема, имевшая своим истоком указанные события, впоследствии также обрела глубокое отображение – «Ночной смотр» (1836), «Четыре сына Франции» (1849). В мае 1817 г. Жуковский переселяется в Петербург, где активно участвует в литературной и общественной жизни столицы. Жуковский в эти годы – один из ведущих литераторов России, друг А. С. Пушкина

В. А. Жуковский

  • Началом литературной деятельности В. А. Жуковского стало «Сельское кладбище» (1802), перевод в 1801 г. элегии английского поэта Т. Грея. Элегия принесла В. А. Жуковскому успех у читателей и широкую известность.
  • Участие поэта в журнале «Вестник Европы», основанном Карамзиным, способствовало утверждению романтической эстетики в русской литературе.

В августе 1912 г. поэт вступил в Московское народное ополчение. Отечественная война 1812 г. нашла в его поэзии яркий отклик – «Певец во стане русских воинов». Наполеоновская тема, имевшая своим истоком указанные события, впоследствии также обрела глубокое отображение – «Ночной смотр» (1836), «Четыре сына Франции» (1849). В мае 1817 г. Жуковский переселяется в Петербург, где активно участвует в литературной и общественной жизни столицы. Жуковский в эти годы – один из ведущих литераторов России, друг А. С. Пушкина

После трагической гибели А. С. Пушкина, которую он всячески старался предотвратить, Жуковский оказался в разладе со своим придворным окружением. Он уходит в почетную отставку в 1841 г., переезжает жить в Германию, где женится на дочери своего друга художника Е. Рейтерна, Елизавете. В 1852 г. Жуковский умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге.
  • После трагической гибели А. С. Пушкина, которую он всячески старался предотвратить, Жуковский оказался в разладе со своим придворным окружением. Он уходит в почетную отставку в 1841 г., переезжает жить в Германию, где женится на дочери своего друга художника Е. Рейтерна, Елизавете.
  • В 1852 г. Жуковский умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!