СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Основные принципы русской орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку"Принципы русской орфографии"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основные принципы русской орфографии"»

Основные принципы  русской орфографии.

Основные принципы русской орфографии.

Цель урока Cистематизировать изученный в курсе основной школы материал о принципах русской орфографии, совершенствуя навык словообразовательного разбора.

Цель урока

Cистематизировать изученный в курсе основной школы материал о принципах русской орфографии, совершенствуя навык словообразовательного разбора.

1. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1) юбиляр, силач, аморальный 2) драчун, банкир, хитрец 3) антиобщественный, стряпуха, умница 4) беженец, привокзальный, спилить

1. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) юбиляр, силач, аморальный

2) драчун, банкир, хитрец

3) антиобщественный, стряпуха, умница

4) беженец, привокзальный, спилить

2. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом? 1) сыграть, подполковник, поджелудочный 2) соразмерный, загадать, представление 3) развесёлый, прабабушка, утомление 4) поумнее, прескверный, буквенный

2. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, поджелудочный

2) соразмерный, загадать, представление

3) развесёлый, прабабушка, утомление

4) поумнее, прескверный, буквенный

3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом? 1) надомник, приусадебный, пресмешной 2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный 3) по-братски, подводник, переувлажнить 4) подснежник, разбежаться, приморский

3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) надомник, приусадебный, пресмешной

2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный

3) по-братски, подводник, переувлажнить

4) подснежник, разбежаться, приморский

4. В каком ряду расположены слова, образованные бессуффиксным способом? 1) березняк, разрыв, сплетение 2) разговоры, отмена, переезд, синь 3) тишь, умение, спецназ, гарь 4) даль, стенгазета, отказ, подсказка

4. В каком ряду расположены слова, образованные бессуффиксным способом?

1) березняк, разрыв, сплетение

2) разговоры, отмена, переезд, синь

3) тишь, умение, спецназ, гарь

4) даль, стенгазета, отказ, подсказка

5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: молодой – молодец -….-по-молодецки? 1) молодчик 2) молодецкий 3) молодцеватый 4) молодеть

5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: молодой – молодец -….-по-молодецки?

1) молодчик

2) молодецкий

3) молодцеватый

4) молодеть

6. Укажите способ образования слова хорошо из приведённого отрывка  - Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались.

6. Укажите способ образования слова хорошо из приведённого отрывка

- Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались.

7. Из предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.   - Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

7. Из предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

- Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

8. Из предложений выпишите  слово (а), образованное (ые) бессуффиксным способом А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся.

8. Из предложений выпишите слово (а), образованное (ые) бессуффиксным способом

А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся.

9. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.  

9. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.  

10. Из предложений выпишите слово (а), образованное (ые)приставочно-суффиксальным способом. - Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?

10. Из предложений выпишите слово (а), образованное (ые)приставочно-суффиксальным способом.

- Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?

Эксперимент Слово ед е номышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова аге нст во, об ь явление, с десь, адре сс ...

Эксперимент

Слово ед е номышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова

  • аге нст во,
  • об ь явление,
  • с десь,
  • адре сс ...
Лев Щерба: … безграмотное писание читать трудно, точно едешь на таратайке по мёрзлой дороге.

Лев Щерба:

… безграмотное писание читать трудно, точно едешь на таратайке по мёрзлой дороге.

Орфография  (от греч. oraphos «прямой, правильный» и qrapho «пишу») означает письмо, соответствующее норме, или правописание. Важнейшее требование орфографии – единообразие в способах передачи на  письме звучащей речи .

Орфография

  • (от греч. oraphos «прямой, правильный» и qrapho «пишу») означает

письмо, соответствующее норме, или правописание.

  • Важнейшее требование орфографии – единообразие в способах передачи на

письме звучащей речи .

Василий Кириллович Тредиаковский

Василий Кириллович Тредиаковский

Лев Владимирович Щерба

Лев Владимирович Щерба

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Основные принципы русской орфографии сыр мода погл о тить мес т ность м о нп а сье роз ы ск ба л - ба лл г иа цинт филосо ф ский бе з душный ш ё пот О рёл – о рёл п а р и тет п е р и ф е рия к о мпания – к а мпания пр и бывать - пр е бывать фонетический морфологический традиционный дифференцирующий

Основные принципы русской орфографии

сыр

мода

погл о тить

мес т ность

м о нп а сье

роз ы ск

ба л - ба лл

г иа цинт

филосо ф ский

бе з душный

ш ё пот

О рёл – о рёл

п а р и тет

п е р и ф е рия

к о мпания – к а мпания

пр и бывать - пр е бывать

фонетический

морфологический

традиционный

дифференцирующий

Какому принципу подчиняются написания? Дилетан..ский, небез..звестный, пред..нфарктный, бе..таланный, бума..ка, владел..ца, фр..нтовской, подж..г (дома), ж..ри, вдумч..вый, о..делочный, прил..гательное, пр..зреть (сироту), пр.. зирать (труса), бл..стательный, р..ссыпать, р..ссыпь.

Какому принципу подчиняются написания?

Дилетан..ский, небез..звестный, пред..нфарктный, бе..таланный, бума..ка, владел..ца, фр..нтовской, подж..г (дома), ж..ри, вдумч..вый, о..делочный, прил..гательное, пр..зреть (сироту), пр.. зирать (труса), бл..стательный, р..ссыпать, р..ссыпь.

Лев Щерба: «Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Лев Щерба:

«Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Домашнее задание: Упр. 86 Подобрать 4-5 примеров, иллюстрирующих основные принципы русской орфографии.

Домашнее задание:

  • Упр. 86
  • Подобрать 4-5 примеров, иллюстрирующих основные принципы русской орфографии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!