диагностика речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Дети с отклонениями в речевом развитии – неоднородная группа.
- Поэтому в обследовании детей необходимо
- 1) определить уровень их познавательной деятельности;
- 2) дать оценку обучаемости ;
- 3) оценить развитие импрессивной речи, особенно синтаксических конструкций, причинно-следственных связей, временных конструкций;
- 4) оценить лексический объем в экспрессивной речи.
- 5) Для отграничения детей с сенсорной алалией, слабослышащих и глухих , необходимо уточнить состояние слуха и понимания речи.
Раннее детство
- дети с задержкой психического развития
- все неречевые функции отстают от возрастной нормы и недостаточность проявляется как в импрессивной, так и в экспрессивной речи.
- Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые почти не сопровождаются жестами.
- Коррекция познавательной сферы
- Дети с задержкой речевого развития
- все неречевые функции развиты в соответствии с возрастными нормами и недостаточность непосредственно проявляется только в экспрессивной речи.
- Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи сроком на 1 год.
Ранний детский аутизм
- Аутизм (РДА)— это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком. Основные симптомы: желание уйти от контакта и стремление к навязчивым стереотипным, ритуальным формам поведения.
- Отмечается также необычное речевое развитие (а в некоторых случаях возможно полное отсутствие речи), вычурность движений, неадекватная реакция на сенсорные (т.е. воздействующие на органы чувств) раздражители. Заметив такое поведение необходимо в ранние сроки рекомендовать обследование в рамках ПМПК.
- Рекомендации ПМПК будут различны в зависимости от тяжести выявленных нарушений.
Дошкольное детство
- «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». Р.Е. Левина
- В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у детей с нарушением интеллекта.
- Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
- Термин ОНР присутствует в заключении ПМПК.
- Термин ТНР – в рекомендациях ПМПК.
- Данные термины обозначают близкие друг другу понятия. Поэтому здесь не наблюдается противоречий.
ОНР I уровень
- На этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи.
- Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами.
- Отсутствует фразовая речь. Дети используют однословные слова-предложения.
- Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.
- У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи сроком на 3, 2, 1 года, в зависимости от возраста ребенка на момент обращения на ПМПК.
ОНР II уровень
- II уровень речевого развития детей характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы ( 2-3 слова), владеют обиходным словарным запасом. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен слов). Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты. Речь такого ребенка вне контекста не понятна для окружающих.
- Чаще всего в структуре предложения дети используют существительные в им. п., а глаголы — в форме инфинитива или в форме 3 лица ед. или мн. числа. Отсутствует согласование существительного и глагола. Отсутствует словообразование.
- Звуковая сторона речи характеризуется существенными нарушениями.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи сроком на 3, 2, 1 год, в зависимости от возраста ребенка на момент обращения на ПМПК.
ОНР III уровень
- Разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. В речи детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.
- Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных мн. ч. («стулы», «браты», «уша»), склонение имен сущ. ср. р. как сущ. ж. р. («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильное согласование сущ. и прил., особенно в ср. р. («небо синяя», «солнце огненная»).
- Нарушения словообразования проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем.
- Фонематическое развитие характеризуется отставанием.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи сроком на 2-1 год, в зависимости от возраста ребенка на момент обращения на ПМПК.
ОНР IV уровень,
- Относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
- Не обозначен в нормативно-правовых документах, поэтому не используется в заключениях ПМПК.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
- При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.
- При ФФНР наблюдаются также общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи сроком на 1 год.
- Данная группа рекомендуется детям достигшим 5, 6-летнего возраста. Во всех других случаях положены занятия с логопедом по коррекции нарушений устной речи.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР).
- При ФНР нарушено звукопроизношение, слоговая структура слова, просодика в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и слоговая структура слова).
- Рекомендации ПМПК
- Занятия с логопедом по коррекции нарушений устной речи.
Заикание
- Заикание возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом, и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
- Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи сроком на 3, 2, 1 год, в зависимости от возраста ребенка на момент обращения на ПМПК, степени выраженности нарушения, также комбинации заикания с другими речевыми дефектами.
Недоразвитие речи системного характера у детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития (ЗПР)
- . У детей с ЗПР могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств у детей с ЗПР состоит и том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект на фоне негрубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При ЗПР нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Для характеристики речи детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития введен термин недоразвитие речи системного характера, предложенный кафедрой коррекционной педагогики.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности для детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития.
- Занятия с логопедом по коррекции устной речи.
Системное недоразвитие речи
- Для обозначения несформированности речи как системы у детей с легкой умственной отсталостью рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения.
- Системное недоразвитие речи тяжелой степени характеризуется грубым нарушением понимания речи, полиморфным нарушением звукопроизношения, ограниченным словарным запасом (до 10— 15 слов с бытовым содержанием). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней.
- Системное недоразвитие речи средней степени характеризуется нарушением понимания инструкций, ограниченным словарным запасом; выраженными аграмматизмами, проявляющимися в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированностью словообразовательных процессов
- Системное недоразвитие речи легкой степени,
- Характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмами, проявляющимися в сложных формах словоизменения; нарушении словообразования, недостаточной сформированностью связной речи.
- В пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Скрытый смысл произведений не доступен. Не понятен смысл метафор, пословиц, поговорок.
- Рекомендации ПМПК
- Занятия с логопедом по коррекции устной речи.
- При более выраженных интеллектуальных нарушениях помощь логопеда не предусмотрена.
Дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, зрению, опорно-двигательному аппарату
- При обращении ребенка с ОВЗ на ПМПК обследование строится с учетом его психо-физического состояния.
- Рекомендации ПМПК
- Группа компенсирующей направленности по ведущему физическому дефекту, подтвежденному справкой ВК ( о состоянии слуху, зрению, опорно-двигательному аппарату ).
- Адаптированная образовательная программа , отражающая физические нарушения и интеллектуальные , если таковые имеются.
- Занятия с логопедом по коррекции устной речи .
Таблица по разграничению сходных состояний
Умственная отсталость
Задержка психического развития
Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.
- носит необратимый характер; - все нарушения стойкие.
Общее недоразвитие речи
Такие дети не имеют крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.
- относительная нестойкость нарушений, высокие компенсаторные возможности; - в основе ЗПР – органическое поражение ЦНС.
Характерны различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Таблица по отграничению сходных состояний
Умственная отсталость
Задержка психического развития
- характерно позднее появление активной речи
Общее недоразвитие речи
- затруднено понимание инструкций
- характерно позднее появление активной речи
- больше времени требуется для понимания инструкции;
- период словотворчества затянут во времени
- пассивный словарь преобладает над активным, но оба отстают от возрастной нормы; нарушен порядок слов в предложениях;
- звукопроизношение нарушено значительно, либо в норме
- отсутствует период словотворчества;
- характерно позднее появление активной речи
- отмечается раннее появление понимания обращённой речи в полном объеме.
- затянут период словотворчества;
- бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);
- - сложный характер нарушения звукопроизношения.
- пассивный словарь приближен к возрастной норме, активный словарь отстает от возрастной нормы;
- нарушено звукопроизношение;
Таблица по отграничению сходных состояний
Умственная отсталость
Задержка психического развития
- нет потребности в речевом общении;
- не избирательны в контактах; не соблюдают дистанцию.
- в речи присутствует большое количество аграмматизмов;
- в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия;
- не критичны к своему дефекту;
- грубые нарушения в письменной речи;
- не пытаются понять прочитанное;
- длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика.
Общее недоразвитие речи
- речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение;
- способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение;
- в речи присутствуют аграмматизмы;
- в речи много слов – паразитов;
- не критичны к своему дефекту;
- характерны нарушения в письменной речи;
- положительная динамика во время коррекционной работы.
- речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение; дети критичны к своим высказываниям
- нарушен фонематический слух;
- в речи присутствуют аграмматизмы;
- критичны к своему речевому дефекту;
- наблюдается перенос ошибок в устной речи на письмо;
- положительная динамика во время коррекционной работы
Спасибо
за внимание