МДОАУ N35
"Пальчиковые игры –основа развития речи детей"
Воспитатель: Шевченко О. Ю.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И.П. Павлов
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И.П. Павлов
Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Из истории
- Влияние ручных действий на развитие мозга и речи человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками.
- В Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи.
- В России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или
«Коза рогатая».
- Пальчиковые игры – это культурное наследие
немецкого народа, история их существования
исчисляется столетиями.
Из истории
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Влияние ручных действий на развитие мозга и речи человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечнососудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш. А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».
Пальчиковые игры – это культурное наследие немецкого народа, история их существования исчисляется столетиями. Статус развивающих упражнений пальчиковые игры получили в конце XIX века, когда немецкий педагог и ученый Фридрих Фребель вписал их в учебный план своих детских садов.
Сегодня специалисты – психологи возрождают старые игры и создают новые. Пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации
На ладошках и на стопах
есть проекции всех внутренних органов
Исследования физиологов доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и положительно влияют на развитие речи, поскольку проекция кисти руки в коре головного мозга находится рядом с проекцией речевого анализатора.
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов.
Исследования физиологов доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и положительно влияют на развитие речи, поскольку проекция кисти руки в коре головного мозга находится рядом с проекцией речевого анализатора.
В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. И все потешки, игры – не что иное, как массаж в игре.
Так что пальчиковая гимнастика положительно влияет на здоровье ребенка и воздействует на речевые функции.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Учёными была выявлена з а к о н о м е р н о с т ь:
Ученые установили, чем у ребенка больше развита мелкая моторика пальцев рук, тем он умнее.
Учёными была выявлена з а к о н о м е р н о с т ь : ЕСЛИ развитие движений пальцев соответствует возрасту, ТО и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
ЕСЛИ развитие движений пальцев
ЕСЛИ развитие движений пальцев
соответствует возрасту,
соответствует возрасту,
ТО и речевое развитие находится в
пределах нормы и наоборот
Пальчиковые игры
- Это общение ребёнка с ребёнком
- Это общение ребёнка со взрослым
Пальчиковые игры
Это общение ребёнка с ребёнком.
Это общение ребёнка со взрослым
Дети очень любят пальчиковые игры. Следует знать, что ребенка нельзя принуждать к игре: брать его руку и двигать пальцами, когда у малыша нет на это желания. Лучше сами начните игру, тогда через некоторое время увлеченный вашими действиями ребенок с удовольствием присоединиться к вам. Доказано: формирование речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев рук. Игры с ними развивают чувство ритма, воображение, но, главным образом, вызывают веселье, смех и доставляют радость общения вам и вашему малышу.
Именно поэтому в народной педагогике есть множество развлечений с использованием пальцев рук, например игра «Пальчик, пальчик, где ты был? ». Читая потешку, перебирайте пальчики малыша: к большому пальцу по очереди прижимайте указательный, средний, безымянный и мизинец. Для усиления эффекта можно на каждый пальчик надеть сделанный из бумаги колпачок с забавной рожицей.
Пальчиковые игры как средство развития
- мелкой моторики рук;
- памяти;
- речи;
- мышления;
- воображения;
- координации движений.
Пальчиковые игры как средство развития
- мелкой моторики рук;
- памяти;
- речи;
- мышления;
- воображения;
- координации движений.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо привлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет свое название,
длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза .
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо привлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет свое название,
длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают говорить текст частично (особенно начало и окончание фраз).
- Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
- Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).
- Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не заставляйте. Попробуйте разобраться в
причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их
(например, изменив задание) или поменяйте игру.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают говорить текст частично (особенно начало и окончание фраз).
- Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
- Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).
- Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не заставляйте. Попробуйте разобраться в
причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их
(например, изменив задание) или поменяйте игру.
Практическая часть.
Основные способы развития мелкой моторики
шнуровки
игры с бусами
Игры с предметами домашнего обихода .
Самомассаж
Самомассаж грецкими орехами
Раскатывание карандаша между ладонями от кончиков пальцев до запястья в разном темпе
Игры с прищепками
Рисование крупой
Кто что ест?
Пальчиковый театр
Пальчиковая гимнастика
Покорми Колобка
Рисование пальцами, кисточками, ватными палочками, штампиками
и ладошками
Лепка из пластилина, глины,
теста.
Кукольный театр (би-ба-бо), пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, теневой, настольный
Кукольный театр (би-ба-бо), пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, теневой, настольный
Рамки и вкладыши
Мозаика
Откручивание и закручивание
крышек
Игры в бизиборд, с удочками, застегивание и расстегивание пуговиц, перебери фасоль .
Игры с крупными и мелкими пазлами, конструирование.
В перспективе
Провести мастер-класс для родителей по теме:
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически .
Методическая литература:
А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»
Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»
И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»
Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»
Методическая литература:
- А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»
- Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
- Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»
- И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
- Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»
- Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»
Спасибо
за внимание!