Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МБОУ» Кадетская морская школа-интернат.
Доклад на тему:
«Патриотического воспитания в школе».
Подготовил: Преподаватель Джабраев Арсен Халипаевич
г. Каспийск
2024г.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося.
Патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. В целом под патриотическим воспитанием традиционно понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся.
Патриотическое воспитание реализуется с помощью разнообразных форм и методов.
Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается обучающимся, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);
методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка).
Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.
ФУНКЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Что касается функций патриотического воспитания детей в учебном процессе общеобразовательной школы, то они включают в себя информационно-образовательную, формирующе-развивающую, коррекцион -ную, мотивационно-мобилизующую идентификации личности в социокультурной среде малой и большой родины, создания условий для нравственно-патриотического самосовершенствования школьников.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе специфично по применяемым технологиям (формам и методам) в зависимости от возраста учащихся, ступени их образования.
В младших классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей Родины. Давая младшим школьникам элементарные знания о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. В процессе воспитывающего обучения дети приобретают элементарные понятия о нравственности, у них воспитываются чувства патриотизма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины.
В средних и старших классах на основе углубленного и систематического изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков научного и патриотического мировоззрения, патриотических убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.
Применяемые технологии патриотического воспитания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень развития их психических познавательных и волевых процессов, включают в себя такие совокупности содержания изучаемого материала, форм, методов и приемов преподавания, которые обеспечивают непрерывность и логическую последовательность процесса, преемственность воспитательных усилий по формированию и совершенствованию у детей патриотических качеств.
Каждая наука располагает огромными воспитательными возможностями, вытекающими из ее содержания. Особое место в патриотическом воспитании школьников принадлежит гуманитарным наукам.
На основе гуманитарных знаний формируются мировоззрение человека, его убеждения, т.е. происходит осознание места личности в мире, степени ее ответственности за совершаемые действия и поступки с позиций социальной значимости. Гуманитарное познание дает возможность повысить общую культуру, интеллигентность человека. Оно обеспечивает комплексное и всестороннее его развитие: социальное, психическое, физическое, обеспечивает его универсальную готовность к выполнению профессиональных и человеческих обязанностей. Гуманитарные знания, как никакие другие, развивают гибкость мышления, творческий подход к человеческой деятельности, самостоятельность в выборе стратегии и тактики жизненного поведения.
Гуманитарное познание вооружает человека знаниями межличностного общения, взаимодействия, вырабатывает социальные нормы поведения, которые являются предпосылкой успешного взаимодействия в звене «человек — человек». Только с широкой опорой на гуманитарные знания могут быть полноценно сформированы и развиты сознательность, активность, самостоятельность, ответственность, патриотизм и другие качества человека, от которых зависит успешность социализации современного подрастающего поколения.
Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет им обогатить знания о человеке, основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, географической среде, основных областях общественной жизни. Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого 3 мышления. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.
Патриотическим воспитательным потенциалом обладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика, физика, химия, биология, физическая география). Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном изменении под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.
В процессе обучения специфичны и средства педагогической деятельности, включающие в себя средства преподавательской (учителя) и учебной (школьника) деятельности.
Основными факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин, являются:
Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;
Четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
Отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми;
Влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
Общий режим и атмосфера учебного процесса школы.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут реализованы воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.
Воспитание учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического воспитательного влияния на школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые, ведущие идеи науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей остальной материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.
Четкая организация занятий и разнообразная методика обучения приносит желаемые результаты при условии, когда:
Ставятся ясные образовательные и воспитательные цели занятий.
Заключение
Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.
Список литературы.
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,(Педагогика. Психология. Управление).
Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России. Народное образование-2005-№4-С. 23