Планирование деятельности педагога
Презентация
Головиной Н.В.
учителя биологии и географии
МКОУ «Пальминская ООШ»
Планирование как функция в деятельности педагога.
- Планирование – управленческий процесс, заключающийся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющий будущее состояние объекта или цели деятельности; путей, способов и средств его достижения .
- Принципы организации образовательного процесса в планировании педагогической деятельности:
- Систематичность
- Последовательность
- Преемственность
- Научность
- Оптимальность
- Перспективность
- Конкретность
- Учет специфических особенностей конкретного пед. коллектива, ОУ, реальной обстановки и условий, индивидуальных особенностей тех, кто будет проводить мероприятия
Основные нормативные документы, регламентирующие планирование работы педагога :
- 1 . Образовательная программа
- 2. Учебно-тематический план
- 3. План работы УО
- 4. Образовательная программа УО
- Учебно-тематический (тематический) план
- План воспитательной работы педагога-организатора
- План работы методиста
- Календарный план (календарно-тематический)
- План – модель действий субъектов (участников) анализа, руководителей, педагогов, воспитанников, направленных на достижение намеченных целей.
- Планирование – процесс составления плана.
Принципы организации образовательного процесса в планировании педагогической деятельности.
- 1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
- 2. Принцип демократизации образования.
- 3. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип наглядности.
- 5. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).
- 7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.
- 8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.
- 9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.
- 10. Принцип систематичности и последовательности.
Рассмотрим некоторые из них. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности. Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности: поддерживать и укреплять здоровье обучающихся; организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение; опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.
Основные нормативные документы, регламентирующие планирование работы педагога.
Документами, регулирующими нормативно-правовые взаимоотношения в ОУ являются: Общие документы:
- Конституция РФ;
- Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
- закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция о правах ребенка;
- ФЗ об образовании;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Приказы, письма Минобразования, областных и муниципальных органов образования о работе ОУ, Санпин. Локальные документы:
- Устав учреждения;
- Приказы директора;
- Положения: об общем собрании, родительском собрании, Пед.совете; Программа развития учреждения;
- Правила внутреннего распорядка, Трудовой договор работников учреждения; Должностные инструкции работников учреждения;
- Положение об аттестации педагогических и руководящих работниках .
Виды планирования. Правила планирования деятельности педагога ОУ.
- План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в школе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.
- При составлении плана учителю необходимо помнить о следующем:
- Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется учителем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные);
- При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы образовательного учреждения, годовые задачи работы учреждения;
- Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).
Виды учебной документации в учреждении образования детей.
К основной учебной документации относятся образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий . В деятельности педагога эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие. То же можно сказать и о планах воспитательных мероприятий.
Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации образовательной программы педагогами широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно–оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями (об этих видах документации в данных методических разработках речь не идет).
Порядок утверждения учебной документации .
Требования сегодняшнего дня обязывают педагога владеть определенными компетентностями, которые четко прописаны в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования. А законодательные акты федерального уровня, такие как Закон «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ-273, Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам», Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций» требуют от педагога наличия документов, необходимых ему в работе.
Документы, необходимые педагогу
в работе.
1. Рабочая программа 2 . Учебно-методический комплекс 3 . Диагностические материалы 4. Расписание работы школы (график работы) 5. Журнал учета работы школы. 6. Инструкции по охране труда и технике безопасности. 7 . Портфолио коллектива. 8. Портфолио педагога. 9. Отчет о работе педагога
Контроль исполнения отчетных документов.
- В марте 2007 года был утвержден новый стандарт в сфере ОУ – ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Раздел 9.8 Стандарта устанавливает общие принципы организации контроля документооборота – контроля движения и использования документов.
- В соответствии с ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 в системе управления документами их движение и использование необходимо контролировать для того, чтобы обеспечивать поиск документов, предотвращать случаи их утраты, выявлять случаи невыполнения обязательных действий, вести мониторинг использования системы управления документами в целях сохранения и защиты содержащейся в ней информации, а также в целях сохранения записей о произведенных с документами операциях.
- ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 выделяет два вида контроля: контроль действий и контроль местонахождения документа.
План воспитательной работы МКОУ «Пальминская основная общеобразовательная школа» в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на 2016-2017 учебный год
Тема воспитательной работы школы: « Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного воспитания»
Цель:
Воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, устойчивым нравственным поведением и готовой к сознательной трудовой деятельности в современном обществе.
Задачи:
- приобщение к духовным ценностям своего Отечества,
- воспитание гордости за свою Родину;
- на основе изучения личности учащихся, их интересов,
- стремлений и желаний, создать условия и благоприятную
- среду для физического, интеллектуального, нравственного
- и духовного развития человека, патриота своего
- государства;
- организация социально ценных отношений и
- переживаний воспитанников в школьном сообществе;
- развитие познавательных интересов учащихся;
- координировать и укреплять взаимодействие всех
- участников воспитательного процесса:
- учащихся - педагогов – родителей – общественности.
Мероприятия
торжественный праздник: «Здравствуй, школа! »
- Акция «Подарок первокласснику»
- Неделя правовых знаний. Уроки общения «Закон обо мне, я о законе»
- «Внимание - дети!» Месячник по безопасности дорожного движения: «Школа светофорных наук»
- Конкурс плакатов
- Проведение организационных родительских собраний по классам.
- Общешкольное родительское собрание «Учебная и воспитательная деятельность школы». Публичный доклад
- День пожилого человека.«Старших надо уважать»
- Акция «Ты не один»
- Акция «Поздравляем!» (Поздравление ветеранов труда школы)
- Лекторий «История школы в экспозициях школьного музея».
- Уроки здоровья «В здоровье наша сила»
- Классные часы по пожарной безопасности. «Искру туши до пожара, беду отводи до удара».
- Школьный праздник «Учитель, перед именем твоим…»
- Встречи с ветеранами педагогического труда
- Единый урок «Год кино»
- Осенний бал для старшеклассников «Снова осень землю украшает»
- Выставка творческих работ «Осенний калейдоскоп» Заседание Совета школьного музея. Планирование краеведческой работы
- Неделя правовых знаний. «Мои права на образование»
- Международный день школьных библиотек. Права и обязанности юного читателя
- Всероссийская акция «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам» (по отдельному плану)
- «Толерантность – дорога к миру» (единый урок)
- Международный день прав ребенка. Уроки права. «Меня защищает закон»
- День матери. Классные праздники «Пусть всегда будет мама!»
- Прием у директора школы лучших матерей школы
- Акция «Молодежь против наркотиков»
- «Подумай, оглянись вокруг, реши - что важно в жизни для твоей души»
- Уроки – презентации
- « Закон на страже детства»
- Уроки Конституции «Конституция России нам с тобой дает права».
- «Своя игра»
- Цикл коллективно – творческих дел «Новый год у ворот!»:
- а) праздничное оформление школы
- б) проведение новогодних утренников и вечеров.
- День воинской славы России. Классные часы, уроки мужества, уроки-презентации «Солдаты России»
- Уроки здоровья и безопасности. Классные часы «Пиротехника - от забавы до беды!».
- День спасателя в России.
- Игра-конкурс «Запомнить нужно твердо нам: пожар не возникает сам!»