СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Планирование и проведение учебного занятия в учреждении дополнительного образования"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены рекомендации по планированию и организации учебного занятия в учреждении дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Планирование и проведение учебного занятия в учреждении дополнительного образования"»

Планирование и проведение учебного занятия в учреждении дополнительного образования Пастухова С.Н., методист, педагог дополнительного образования

Планирование и проведение учебного занятия в учреждении дополнительного образования

Пастухова С.Н., методист, педагог дополнительного образования

Учебное занятие – это: модель деятельности педагога и детского коллектива; ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие; время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Учебное занятие – это:

  • модель деятельности педагога и детского коллектива;
  • ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
  • время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Общепринятая классификация учебных занятий по дидактической цели:  занятие по ознакомлению с новым материалом; по закреплению изученного материала по применению знаний и умений;  по обобщению и систематизации знаний и умений; по проверке и коррекции знании и умений; комбинированное (несколько дидактических задач решается на протяжении одного занятия).

Общепринятая классификация учебных занятий по дидактической цели: 

  • занятие по ознакомлению с новым материалом;
  • по закреплению изученного материала
  • по применению знаний и умений; 
  • по обобщению и систематизации знаний и умений;
  • по проверке и коррекции знании и умений;
  • комбинированное (несколько дидактических задач решается на протяжении одного занятия).
Структура учебного занятия  - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей.

Структура учебного занятия  - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей.

Структура занятия:  1. Организационный этап (подготовительный и т.п).  2. Основной этап.   3. Заключительный этап.  4. Рефлексия.

Структура занятия: 

1. Организационный этап (подготовительный и т.п). 2. Основной этап.  3. Заключительный этап. 4. Рефлексия.

Структура учебного занятия 1 этап: организационный Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Структура учебного занятия

1 этап: организационный

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

2 этап: проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию) Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

3 этап: подготовительный

(подготовка к новому содержанию)

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной   В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

4 этап: основной

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания .

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания .

  5 этап: контрольный   Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

5 этап: контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый   Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

6 этап: итоговый

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный   Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

7 этап: рефлективный

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный    Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

8 этап: информационный

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Формы проведения учебных Дошкольный и младший школьный возраст Средний школьный возраст Беседа с игровыми элементами Старший школьный возраст Лекция Сказка Проблемная лекция Учебная игра Сюжетно-ролевая игра Игра-путешествие Пресс-конференция Творческий проект Игра-имитация Практические занятия Конкурс (КВН) Семинар (лабораторная работа) Заочная экскурсия Соревнования, состязания и др. Тематическая дискуссия Тематические задания по подгруппам Групповая консультация Защита творческой работы Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

Формы проведения учебных

Дошкольный и младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Беседа с игровыми элементами

Старший школьный возраст

Лекция

Сказка

Проблемная лекция

Учебная игра

Сюжетно-ролевая игра

Игра-путешествие

Пресс-конференция

Творческий проект

Игра-имитация

Практические занятия

Конкурс (КВН)

Семинар

(лабораторная работа)

Заочная экскурсия

Соревнования, состязания и др.

Тематическая дискуссия

Тематические задания по подгруппам

Групповая консультация

Защита творческой работы

Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

Методы организации занятия  в детском объединении дополнительного образования   репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития; словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация. методы практической работы ; метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

Методы организации занятия в детском объединении дополнительного образования

  • репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития;
  • словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • методы практической работы ;
  • метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке. методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.; проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
  • исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
  • методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
  • проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; наглядный метод обучения - картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
  • метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
  • наглядный метод обучения - картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
  • использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Основные требования к построению современных учебных занятий:   создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; целесообразное расходование времени занятия; применение разнообразных педагогических средств обучения; личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися; практическая значимость полученных знаний и умений.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
  • целесообразное расходование времени занятия;
  • применение разнообразных педагогических средств обучения;
  • личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися;
  • практическая значимость полученных знаний и умений.
Условия эффективности учебного занятия: комплексность целей (обучающие, воспитательные, развивающие задачи);  адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;  соответствие способов работы поставленным целям и содержанию; наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

Условия эффективности учебного занятия:

  • комплексность целей (обучающие, воспитательные, развивающие задачи);
  • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
  • соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
  • наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность; наличие благоприятной психологической атмосферы; активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
  • четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
  • наличие благоприятной психологической атмосферы;
  • активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
  • полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
Психологические требования к занятию: учет возрастных особенностей; учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы). Гигиенические требования к занятию:  температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости .

Психологические требования к занятию:

  • учет возрастных особенностей;
  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к занятию:

  • температурный режим;
  • освещенность;
  • критические точки усвояемости .