Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.
Задачи:
- обучающие
создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:
- объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;
- объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;
- объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;
- различать и характеризовать разные природные сообщества;
- объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;
- характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;
-развивающие
- продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
- развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
-воспитательные
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание культуры в организации учебного труда;
- воспитание бережного отношения к природе.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии 5 класс по теме " Природные сообщества"»
Мир познаваем!
- Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки). Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо! Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается. Спасибо, я ценю честных людей! Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
Как взаимосвязаны:
- цветок вишни - пчела
- рябина – свиристель
- клевер – шмель
- орех – белка
Как животные приспособлены к суровым зимним условиям
1.Медведь А). смена меха
2.Лягушка Б). перелёт
3.Ласточка В). спячка
4.Белка Г). оцепенение
5.Заяц Д). запасы на зиму
Как приспособлен организм к своей среде обитания:
палочник
Как приспособлен организм к своей среде обитания:
божья коровка
Как приспособлен организм к своей среде обитания:
клёст
Как приспособлен организм к своей среде обитания:
Деревья севера
Что изображено на картинке? Как это может быть связано с новой темой урока?
Тема урока: «Природное сообщество».
Цели:
- - Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
- Что нам предстоит изучить?
- С чем познакомиться?
Цели:
- * сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;
- *закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
- *показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;
- *убедиться в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.
Что такое природное сообщество?
Природное сообщество- это такое сообщество организмов, в котором совместно живущие виды оказываются приспособленными к определенному комплексу условий среды обитания и поддерживают свое существование через связи друг с другом.
Маршрутный лист №1
Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.86-87). Составьте рассказ, используя вопросы маршрутного листа.
1.Что общего между живой и неживой природой?
2. Как вещества из неживой природы
поступают к животным?
3. Какова роль животных-падальщиков,
плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?
Маршрутный лист №2
Найдите ответы на данные вопросы:
1.Что такое цепь питания?
2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.
3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?
Пищевая цепь
Очень часто химические вещества, прежде чем вернуться в неживую природу, проходят через целую цепь живых организмов.
Маршрутный лист №3
Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя часть статьи учебника «Круговорот веществ в природе» параграфа 20 (стр.85).
- Производители – Потребители – Разлагатели –
- Производители –
- Потребители –
- Разлагатели –
Поток органических веществ в природе.
Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ,
Выберите правильные суждения
- Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле.
- Производители – синица, волк, олень.
- Потребители – это берёза, капуста, ромашка.
- «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви.
- Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.
- Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества.
Информация о домашнем задании:
- Изучить текст § 20 учебника и выполнить задания в конце параграфа стр. 87
- Задание в рабочей тетради: стр