Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чулымский лицей
Уровень экологической культуры обучающихся в МКОУ Чулымский лицей
Работу выполнила: Криворотова Ксения
обучающаяся 9»м» класса
;Руководитель: Черненко Лада Николавена
учитель географии
Актуальность работы
- В настоящее время проблемы охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности приобрели глобальный характер, от их решения зависят не только условия жизни населения, развитие экономики, но и само существование настоящего и будущего поколений. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поколения .
АКТУАЛЬНОСТЬ
- По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутренне чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей.
АКТУАЛЬНОСТЬ
- . Актуальность моего исследования обусловлена сложившейся экологической ситуацией в стране и в мире в целом. Выбор данной темы также обусловлен нашим собственным интересом к проблеме экологической культуры, интересом к тому, насколько отличается уровень развития экологической культуры подростков нашего лицея, которые активно принимают участие в мероприятиях экологической направленности.
Цель исследования:
- определение уровня экологической культуры обучающихся в МКОУ Чулымский лицей.
Задачи:
- По литературным источникам изучить понятие «экологическая культура»
- Рассмотреть формы и методы формирования экологической культуры учащихся
- Рассмотреть условия формирования экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
- Определить уровень экологической культуры учащихся
- Сравнить особенности экологической культуры подростков, которые принимают и не принимают участие в экологических мероприятиях
- Проанализировав полученные результаты, выявить проблемы формирования экологической культуры учащихся, предложить пути их решения
Гипотеза исследования:
- активное участие подростков в разного рода, экологических мероприятиях положительно влияет на развитие высокого уровня экологической культуры личности.
Объект исследования:
- Экологическая культура обучающихся
Предмет исследования:
- уровень экологической культуры
Методы исследования, используемые в работе:
- анализ,
- сравнение,
- обобщение,
- тестирование,
- качественный анализ,
- математические методы обработки данных.
Практическая значимость нашего исследования
- состоит в том, что его результаты могут быть использованы учителями естественнонаучного цикла, руководителями воспитательной работы, а так же педагогами дополнительного образования при планировании внеурочной деятельности.
Развитие экологической культуры в России.
- Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов
Развитие экологической культуры в России.
- Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды.
Развитие экологической культуры в России.
- Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на госуровне пока всё же нет. Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические.
Развитие экологической культуры в России.
Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.
Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
Воспитание экологической культуры обучающихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности.
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются во всех учебных заведениях, в которых он учится.
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
- В нашем лицее нет уроков экологии. На уроках биологии, географии, обществознании и окружающем мире в начальной школе есть темы экологической направленности. На уроках создаются условия для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде и каждый ученик может внести свой практический вклад в оздоровление экологической обстановки микрорайона школы.
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
- Обучающиеся Чулымского лицея с большим желанием участвуют в экологических акциях, которые ежегодно проходят в нашем городе на территории ОУ..
- Экологические акции - это практические дела, которые несут улучшение экологической ситуации города и микрорайона лицея.
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
Ежегодно мальчики 10-х классов участвуют в акции « Уборка могил ветеранов на кладбище»».
Воспитание экологической культуры в лицее
Воспитание экологической культуры в лицее.
Воспитание экологической культуры в лицее.
- Младшие ученики нашего лицея с удовольствием участвуют в акции « Зимняя кормушка». Из подручных материалов - картона, коробок и др. вполне доступных вещей они делают кормушки для птиц.. Такая забота о птицах воспитывает у них чувство доброты и ответственности за жизнь обитателей нашей планеты.
Кормушки для птиц
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
- Мы все знаем, что чистота- залог здоровья. Поэтому мы очень заботимся о чистоте нашего учебного учреждения.. Весной и осенью активно всей школой выходим на субботники по уборке территории лицея.
- В акции «Чистый город – хорошее настроение» участвуют многие ученики. Акция «Наша школа - цветущий сад!»- традиционно проходит весной и обучающиеся лицея приносят рассаду разных цветов, которые мы высаживаем на клумбах.
Воспитание экологической культуры в лицее.
- Акция «День Земли» . 22 апреля планета людей отмечает День Земли.
- Ныне он вошел во все календари мира. В этот день мы выпускаем экологические плакаты, проводим беседы и выступаем по местному радио с призывами беречь и охранять все живое на Земле.
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
- Акция «Чистая река» В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно – выражение «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.
Воспитание экологической культуры в МКОУ Чулымский лицей.
- На сегодня нельзя не обращать внимания на эту проблему, т.к. если не на нас, то на наших детях скажутся все последствия антропогенного загрязнения воды. С каждым годом наша река становиться все мельче и мельче. Она зарастает травой и водорослями. По берегам реки очень часто можно увидеть горы мусора, которые с весенним половодьем смываются в русло реки. На поверхности воды плавают пластиковые бутылки из-под воды и пива. На берегу валяются разбитая стеклянная посуда и другой мусор.
Река Чулым
Акция «Чистая река»
Акция «Чистая река»
Река Чулым и человек...
Результаты анкетирования
На первый вопрос «Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?» обучающиеся показали следующие ответы:
счастье – 6
вдохновение -11
удовлетворение- 8
никаких чувств-22
Результаты анкетирования
На второй вопрос « Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?» ответили:
- гнев -14
- злость – 19
- безразличие -24
Результаты анкетирования
Вопрос третий : «Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветок, сломать ветку дерева без особой потребности?»
- всегда 9
- очень редко – 45
- всегда сорву-3
Результаты анкетирования
Четвёртый вопрос: «Какими методами вы можете остановить людей от нанесения вреда природе?»
- Методом убеждения - 17
- методом собственного примера – 12
- не буду убеждать ( безразлично)-28
Результаты анкетирования
Пятый вопрос « Хотите ли Вы заниматься экологической деятельностью ( охранять природу)?»
Результаты анкетирования
Шестой вопрос «Какие факторы загрязнения окружающей среды, на Вашему мнению, оказывают наибольшее значение?»
- деятельность человека 5
- природные явления-3
Результаты анкетирования
Седьмой вопрос «Главной проблемой охраны природы в нашем районе можно считать»:
- несанкционированные свалки мусора12
- вырубка леса - 6
- загрязнение реки и озера - 38 промышленное загрязнение-1
Результаты анкетирования
Восьмой вопрос: « Что лежит в основе экологической культуры (ваше мнение)?»
- здоровье будущих поколений – 14
- страх за свое собственное будущее - 12
- страх за все живое на земле-22
- желание сохранить красоту окружающей нас природы-9
-
-
Выводы по результатам анкеты
- По результатам анкетирования можно сделать вывод, что у большинства обучающихся Чулымского лицея общение с природой вызывает положительные эмоции, но стоит заметить , что есть и безразличные дети в этом вопросе. Многие ребята написали, что их волнует негативное отношение людей к природе, безразличные, к сожалению, тоже есть.
Выводы по результатам анкеты
- Тревогу вызывает, что многие обучающиеся лицея очень редко могут удержаться от того, чтобы не сорвать цветок или не сломать ветку дерева. Убеждать людей не наносить вред природе большинство не будут.
- 50 человек из 57 не планируют заниматься охраной природы. Это печально!
Выводы по результатам анкеты
- Почти все респонденты считают, что основной источник загрязнения природы-это деятельность человека. А главная экологическая проблема проблема нашего города- загрязнение реки и свалки мусора. По мнению большинства респондентов в основе экологической культуры лежит страх за все живое на Земле.
-
Создание условий формирования экологической культуры обучающихся лицея.
- Мы предлагаем через мероприятия экологической направленности во внеурочной деятельности повысить уровень экологической культуры обучающихся МКОУ Чулымский лицей. В программе мы предлагаем проведение экологических мероприятий, которые наиболее актуальны для участников нашего образовательного учреждения и соответствуют их возрастным особенностям
-
Программа экологические мероприятий
-Исследовательская деятельность
- -Исследовательская деятельность
- Интеллектуальные и ролевые игры Летние экологические смены Агитационная деятельность Диспуты Экологические слеты Природоохранные Акции Выпуск экологической газеты Создание Видеороликов и Рекламы экологической направленности Для проведения этих мероприятий предлагаем шире использовать в экологическом воспитании информационные технологии и интернет ресурсы.
- Интеллектуальные и ролевые игры
- Летние экологические смены
- Агитационная деятельность
- Диспуты
- Экологические слеты
- Природоохранные Акции
- Выпуск экологической газеты
- Создание Видеороликов и Рекламы экологической направленности
- Для проведения этих мероприятий предлагаем шире использовать в экологическом воспитании информационные технологии и интернет ресурсы.
Заключение.
- Изучив специальную литературу, мы приходим к выводу что, экологическая культура это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности.
Заключение.
- . Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении.
- . Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования .
Заключение.
- Выводы.
- Экологическая культура является составной частью общей культуры личности.
- Ее Формирование возможно при соблюдении принципов: целостного подхода, ориентации на возрастные и индивидуальные особенности, преемственности в воспитании, социокультурной преемственности, субъективности, учёта региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации.
- Существующие формы и методы экологического образования и воспитания в МКОУ Чулымский лицей способствуют формированию экологической образованности, сознательности и деятельности учащихся.