Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамский район
Московская область
Российское государство всегда было многонациональным.
Численность населения России к концу 17 века превышала 10 млн. человек. Большинство жителей страны составляли русские. Они в основном проживали в европейской части страны.
Украинцы составляли около 15% от общей численности населения. Левобережная Украина и Киев вошли в состав России в 1654 году при условии сохранения самоуправления.
Народы Поволжья вошли в состав России к началу 17 века. Их особенность – многонациональный состав: татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры.
Покорение Астраханского ханства и выход к Каспийскому морю способствовали укреплению связей России с кавказскими народами. В 17 веке на верность русскому царю присягнули Кахетия и Имеретия.
Численность народов Сибири (чукчи, коряки, эвенки, ненцы) была невелика – всего около 200 тысяч человек. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты.
«По одежке встречают…». Эта всем известная поговорка пришла из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам достаточно было один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, совершеннолетний он или нет, сочетался ли браком.
Костюм жениха. Воронежская губерния. Конец XIX века
Праздничный костюм молодой женщины. Тульская губерния.
2-я половина XIX века
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Слово «рубуха» происходит от корня «руб» - кусок, отрез ткани, а также от слова «рубить» - резать. Эта та часть одежды, которую человек носил с рождения до самой смерти.
Женская и мужская рубахи. XIX век
По верованию славян, подол рукава и другие отверстия рубахи нужно было «обезопасить». Оберегом служила вышивка. Особенно обильно вышивался ворот, так как именно через него вылетала душа.
Женский русский костюм делился на поневный и сарафанный.
Поневный костюм Сарафанный костюм
Понева (юг России) надевалась на рубаху. Это прабабушка современной юбки, состоящая из трех полотнищ домотканой, чаще клетчатой шерстяной ткани, которые могли сшивать и не сшивать друг с другом.
Сарафан – длинная плечевая одежда без рукавов, одеваемая на рубаху.
Женский повседневный костюм дополнялся фартуком без грудки или передником – с грудкой. Они предназначались не только для защиты одежды от загрязнения, но и являлись важным дополнение костюма.
В состав мужского костюма повсеместно входили рубаха и порты. Когда рубаху подпоясывали, ее при этом поддергивали, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов.
Обязательной принадлежностью русского костюма как мужского, так и женского был пояс. Им подпоясывали рубахи, сарафаны,
верхнюю одежду.
С древних времен пояс был оберегом. Снимали его только на ночь, в бане или когда гадали. Когда хоронили умершего, пояс обычно расстегивали или снимали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие.
Волосы незамужних были распущены или заплетены в косу. На голове лента, обруч или венец, так чтобы не закрывать темя. Открытое верхнему миру темя позволяло этому миру руководить поступками и выбором девушки, особенно выбором суженного.
Замужним женщинам считалось стыдом и грехом выставлять свои волосы напоказ. Существовало поверье, что непокрытые волосы замужней женщины приносили несчастье. Скромная женщина боялась в старину, чтобы кто-либо из членов семейства, кроме мужа, увидел ее волосы.
Любой русский костюм дополнялся обувью. Самым древним и распространенным видом обуви у мужчин и женщин были лапти.
Русский костюм включал в себя множество украшений: бусы, серьги, перстни.
К основным частям мордовского народного костюма относятся:
П а н а р –рубаха без воротника. Прямые полотнища, которые составляли стан рубахи, оформлялись вышивкой, в которой преобладали красные, черные, синие тона.
К а р к с - плетеный на дощечках шерстяной пояс с кисточками на концах .
Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин.
На фотографиях Антуганова Анна. Она демонстрирует удмуртский костюм своей прабабушки Антугановой Анны Максимовны, сшитый в начале XX века.
Он включал в себя д э р е м – холщевую рубаху с прямыми рукавами и ластовицами с треугольным или овальным вырезом на груди. Шили дэремы из пестрой ткани. Они расширялись книзу и оканчивались оборкой.
Рубаху подпоясывали опояской и передником.
П е р е д н и к – у северных удмуртов передник без грудки, южные удмурты шили передники с высокой грудкой.
К а м з о л – верхняя одежда, сшитая в талию.
Его одевали на рубаху.
В наши дни чувашский народный костюм можно увидеть на фольклорных праздниках, сельских свадьбах, в музеях.
К основным частям чувашского национального костюма относятся:
к е п е – туникообразная рубашка . У каждого поселения в Чувашии была своя мода. Некоторые женщины носили рубахи трехметровой длины. Чтобы не волочились, их подпоясывали или шили специальные карманы, в которые складывали «лишние» метры. Рубаху носили с передником.
Умение вышивать было главным достоинством чувашской женщины. Этому искусству девочек учили с пяти лет. И с того момента готовились к самому важному событию своей жизни: вышивке платка жениху. Платок считался визитной карточной невесты. Бывало, когда девушку приходила сватать родня жениха, невесту им не показывали, а выносили платок.
Среди множества других женщин в национальных костюмах чувашку безошибочно можно узнать по серебряным монетам, украшающим головной убор и платье.
В дореволюционной Чувашии по количеству монет в убранстве девушки легко определяли, насколько она богатая невеста. Иные девушки на выданье носили на себе украшения весом до 16 кг.
Жарким летом солнце порой так раскаляло серебро, что девицы падали в обморок.
Однако в Чувашии существует и другая трактовка предназначения украшений: серебро у крестьянок выполняло роль полотенца. Работающей с землей женщине достаточно было провести руками по серебряным монетам, как ее руки становились почти стерильными.
Женские украшения были наспинные, поясные, нагрудные, шейные.
Женская перевязь –тевет – полоса ткани, украшалась монетами, раковинами каури и надевалась через левое плечо под правую руку.
Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующее чувство красоты и прикосновения к вечности.
Домашнее задание:
подготовить рассказ о национальном блюде (рецепт) и обычае народов России:
ненцы, эвенки, дауры, камчадалы, башкиры, кахетинцы