СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроках литературы в 11классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе»

Тема внешней и внутренней красоты героев в художественной литературе. Выполнили учащиеся 11 класса МКОУ Тогучинского района « Степногутовская средняя школа» Руководитель: Семагина Е.Н.(учитель литературы)

Тема внешней и внутренней красоты героев в художественной литературе.

Выполнили учащиеся 11 класса

МКОУ Тогучинского района « Степногутовская средняя школа»

Руководитель:

Семагина Е.Н.(учитель литературы)

Актуальность: Во многих произведениях художественной литературы поднимается проблема внешней и внутренней красоты героев. Мы решили проанализировать данную тему на примере произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

Актуальность:

Во многих произведениях художественной литературы поднимается проблема внешней и внутренней красоты героев. Мы решили проанализировать данную тему на примере произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

Цель и задачи Цель: выяснить, соответствует ли внешняя красота героев внутренней. Задачи: Изучить произведения по теме проекта; Проанализировать поступки героев; Сделать вывод; Оформить проект. Изучить произведения по теме проекта; Проанализировать поступки героев; Сделать вывод; Оформить проект.

Цель и задачи

  • Цель: выяснить, соответствует ли внешняя красота героев внутренней.
  • Задачи:
  • Изучить произведения по теме проекта; Проанализировать поступки героев; Сделать вывод; Оформить проект.
  • Изучить произведения по теме проекта;
  • Проанализировать поступки героев;
  • Сделать вывод;
  • Оформить проект.
Красота-   эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры.

Красота-

  эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Образ Татьяны Лариной «Итак, она звалась Татьяной.  Ни красотой сестры своей,  Ни свежестью ее румяной  Не привлекла б она очей.  Дика, печальна, молчалива,  Как лань лесная боязлива,  Она в семье своей родной  Казалась девочкой чужой.  Она ласкаться не умела  К отцу, ни к матери своей;  Дитя сама, в толпе детей  Играть и прыгать не хотела  И часто целый день одна  Сидела молча у окна».

А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

  • Образ Татьяны Лариной

«Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна».

Образ Ольги Лариной «Глаза, как небо, голубые,  Улыбка, локоны льняные,  Движенья, голос, легкий стан,  Все в Ольге.. . но любой роман  Возьмите и найдете, верно,  Ее портрет: он очень мил,  Я прежде сам его любил,  Но надоел он мне безмерно».
  • Образ Ольги Лариной

«Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге.. . но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно».

Вывод: При внешней некрасивости Татьяна Ларина обладает высокими нравственными качествами, чувства её глубоки и серьёзны, она искренна в поступках и преданна мужу. Ольга легкомысленна и ветренна, чувства её поверхностны.

Вывод:

  • При внешней некрасивости Татьяна Ларина обладает высокими нравственными качествами, чувства её глубоки и серьёзны, она искренна в поступках и преданна мужу. Ольга легкомысленна и ветренна, чувства её поверхностны.
Л. Н. Толстой «Война и мир». Образ Наташи Ростовой  «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...» «...да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее...»  «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. »

Л. Н. Толстой «Война и мир».

  • Образ Наташи Ростовой

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...»

«...да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее...» 

«Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. »

Образ княжны Марьи Болконской У некрасивой княжны Марьи были прекрасные, большие и лучистые глаза. «Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо…», «глаза, всегда грустные…», «из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…»

Образ княжны Марьи Болконской

У некрасивой княжны Марьи были

прекрасные, большие и лучистые глаза.

«Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо…», «глаза, всегда грустные…», «из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…»

Образ Элен Курагиной «…высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей...», «…о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете..»,

Образ Элен Курагиной

«…высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей...», «…о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете..»,

Вывод:   Раскрывая характер Наташи Ростовой и Марьи Болконской, писатель отмечает в этих героинях те качества личности, которые, по его мнению, делают человека прекрасным. Безусловно, не обходит вниманием он и внешность девушек, но именно душа становится главным показателем их красоты, так как они отнюдь не красавицы по сравнению, например, с Элен Курагиной, которая в свою очередь «гнилая душой» .    При описании своих любимых героинь Толстой всегда огромное внимание уделяет их глазам как выразителям внутренней красоты человека. Ведь глаза – это зеркало души. У Элен же они никогда не описываются, потому что в этой женщине нет души или она настолько ничтожна, что не стоит ни малейшего внимания.

Вывод:

  •   Раскрывая характер Наташи Ростовой и Марьи Болконской, писатель отмечает в этих героинях те качества личности, которые, по его мнению, делают человека прекрасным. Безусловно, не обходит вниманием он и внешность девушек, но именно душа становится главным показателем их красоты, так как они отнюдь не красавицы по сравнению, например, с Элен Курагиной, которая в свою очередь «гнилая душой» .    При описании своих любимых героинь Толстой всегда огромное внимание уделяет их глазам как выразителям внутренней красоты человека. Ведь глаза – это зеркало души. У Элен же они никогда не описываются, потому что в этой женщине нет души или она настолько ничтожна, что не стоит ни малейшего внимания.
Тургенев «Отцы и дети» Образ Анны Одинцовой «… какая молодая, свежая, чистая…», «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий…», «… красивый облик молодой вдовы…», «…ее чистому и свежему лицу…», «…ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным…».

Тургенев «Отцы и дети»

  • Образ Анны Одинцовой

«… какая молодая, свежая, чистая…», «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий…», «… красивый облик молодой вдовы…», «…ее чистому и свежему лицу…», «…ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным…».

Вывод: Одинцова Анна – очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой, а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.

Вывод:

  • Одинцова Анна – очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой, а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.
Общий вывод: Внутренняя красота  человека видна снаружи и делает его и внешне красивым. Все же главное — это гармония души и тела, чтобы внутренняя красота человека сочеталась с внешней. Закончить свой проект мы хотим отрывком из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»: «…А если это так, то что есть красота  И почему её обожествляют люди?  Сосуд она, в котором пустота,  Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Общий вывод:

Внутренняя красота  человека видна снаружи и делает его и внешне красивым. Все же главное — это гармония души и тела, чтобы внутренняя красота человека сочеталась с внешней. Закончить свой проект мы хотим отрывком из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

«…А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!