Тема внешней и внутренней красоты героев в художественной литературе.
Выполнили учащиеся 11 класса
МКОУ Тогучинского района « Степногутовская средняя школа»
Руководитель:
Семагина Е.Н.(учитель литературы)
Актуальность:
Во многих произведениях художественной литературы поднимается проблема внешней и внутренней красоты героев. Мы решили проанализировать данную тему на примере произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
Цель и задачи
- Цель: выяснить, соответствует ли внешняя красота героев внутренней.
- Задачи:
- Изучить произведения по теме проекта; Проанализировать поступки героев; Сделать вывод; Оформить проект.
- Изучить произведения по теме проекта;
- Проанализировать поступки героев;
- Сделать вывод;
- Оформить проект.
Красота-
эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
«Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна».
«Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге.. . но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно».
Вывод:
- При внешней некрасивости Татьяна Ларина обладает высокими нравственными качествами, чувства её глубоки и серьёзны, она искренна в поступках и преданна мужу. Ольга легкомысленна и ветренна, чувства её поверхностны.
Л. Н. Толстой «Война и мир».
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...»
«...да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее...»
«Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. »
Образ княжны Марьи Болконской
У некрасивой княжны Марьи были
прекрасные, большие и лучистые глаза.
«Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо…», «глаза, всегда грустные…», «из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…»
Образ Элен Курагиной
«…высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей...», «…о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете..»,
Вывод:
- Раскрывая характер Наташи Ростовой и Марьи Болконской, писатель отмечает в этих героинях те качества личности, которые, по его мнению, делают человека прекрасным. Безусловно, не обходит вниманием он и внешность девушек, но именно душа становится главным показателем их красоты, так как они отнюдь не красавицы по сравнению, например, с Элен Курагиной, которая в свою очередь «гнилая душой» . При описании своих любимых героинь Толстой всегда огромное внимание уделяет их глазам как выразителям внутренней красоты человека. Ведь глаза – это зеркало души. У Элен же они никогда не описываются, потому что в этой женщине нет души или она настолько ничтожна, что не стоит ни малейшего внимания.
Тургенев «Отцы и дети»
«… какая молодая, свежая, чистая…», «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий…», «… красивый облик молодой вдовы…», «…ее чистому и свежему лицу…», «…ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным…».
Вывод:
- Одинцова Анна – очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой, а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.
Общий вывод:
Внутренняя красота человека видна снаружи и делает его и внешне красивым. Все же главное — это гармония души и тела, чтобы внутренняя красота человека сочеталась с внешней. Закончить свой проект мы хотим отрывком из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»:
«…А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?»