СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Капитанская дочка", А. С. Пушкин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Капитанская дочка", А. С. Пушкин»

Роман «Капитанская дочка» (1836). «Капитанская дочка» - последнее прозаическое произведение А. С. Пушкина

Роман «Капитанская дочка» (1836).

«Капитанская дочка» - последнее прозаическое произведение А. С. Пушкина

Содержание Композиция и сюжет Идейно-тематическое содержание Основные образы Жанровое своеобразие Художественные особенности Художественные средства

Содержание

Композиция и сюжет

Идейно-тематическое содержание

Основные образы

Жанровое своеобразие

Художественные особенности

Художественные средства

Композиция и сюжет Композиции романа присущ принцип симметричности. Стремясь к исторической точности, A. C. Пушкин изучал архивы, посещал места, связанные с восстанием Емельяна Пугачёва. Две сюжетные линии: историческая (описание восстания E. Пугачёва) и частная (отношения Гринёва и Маши, семейная жизнь Мироновых и Гринёвых). Два мира: народный (во главе Пугачёв) и дворянский (во главе Екатерина II). Сопоставление сюжетных ситуаций: Маша оказывается в беде из-за законов народного восстания, а Пётр её спасает при помощи народного царя; Гринёв попадает в беду из-за законов дворянской государственности, а Маша его спасает, прибегнув к помощи императрицы.

Композиция и сюжет

Композиции романа присущ принцип симметричности.

Стремясь к исторической точности, A. C. Пушкин изучал архивы, посещал места, связанные с восстанием Емельяна Пугачёва.

Две сюжетные линии: историческая (описание восстания E. Пугачёва) и частная (отношения Гринёва и Маши, семейная жизнь Мироновых и Гринёвых).

Два мира: народный (во главе Пугачёв) и дворянский (во главе Екатерина II).

Сопоставление сюжетных ситуаций: Маша оказывается в беде из-за законов народного восстания, а Пётр её спасает при помощи народного царя; Гринёв попадает в беду из-за законов дворянской государственности, а Маша его спасает, прибегнув к помощи императрицы.

Идейно-тематическое содержание Темы: историческая: восстание Пугачёва 1773-1775 гг.; любовная (частная): любовь представителей разных поколений (Гринёв и Маша, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна); место «маленького человека» в исторических событиях (Маша, Гринёв); нравственный выбор в жёстких обстоятельствах (Швабрин, Гринёв, Иван Кузьмич); народ и власть; закон и милосердие (Пугачёв и Гринёв, Екатерина II и Маша); «мысль семейная» (Мироновы, Гринёвы). Идея: изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьян. Главная идея повести заложена в общем эпиграфе: «Береги честь смолоду» - наставлении отца главному герою, то есть при любых обстоятельствах нужно оставаться верным долгу и чести.

Идейно-тематическое содержание

  • Темы:
  • историческая: восстание Пугачёва 1773-1775 гг.;
  • любовная (частная): любовь представителей разных поколений (Гринёв и Маша, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна);
  • место «маленького человека» в исторических событиях (Маша, Гринёв);
  • нравственный выбор в жёстких обстоятельствах (Швабрин, Гринёв, Иван Кузьмич);
  • народ и власть;
  • закон и милосердие (Пугачёв и Гринёв, Екатерина II и Маша);
  • «мысль семейная» (Мироновы, Гринёвы).
  • Идея: изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьян. Главная идея повести заложена в общем эпиграфе: «Береги честь смолоду» - наставлении отца главному герою, то есть при любых обстоятельствах нужно оставаться верным долгу и чести.
Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Молодой офицер, дворянин. Изначально избалованный сынок. Благороден, открыт, живёт и действует по чести. Много раз, рискуя жизнью, проявляет твёрдость и неуступчивость: Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Романтик, увлекается литературой. С уважением относится к Маше, отстаивает её честь. Петр Гринёв Лишён нравственности и морали, чувства чести и долга (клевещет на Машу и Гринёва, нечестно побеждает на дуэли, присягает Пугачёву). Поступки совершает из корысти и мести: В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия. Алексей Швабрин

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Молодой офицер, дворянин.
  • Изначально избалованный сынок.
  • Благороден, открыт, живёт и действует по чести.
  • Много раз, рискуя жизнью, проявляет твёрдость и неуступчивость:
  • Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
  • Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
  • Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
  • Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
  • Романтик, увлекается литературой.
  • С уважением относится к Маше, отстаивает её честь.

Петр Гринёв

  • Лишён нравственности и морали, чувства чести и долга (клевещет на Машу и Гринёва, нечестно побеждает на дуэли, присягает Пугачёву).
  • Поступки совершает из корысти и мести:
  • В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия.

Алексей Швабрин

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Дочка коменданта Белогорской крепости. Простая, скромная, умная, естественная и необразованная: Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Поначалу трусливая и доверчивая, может решиться на крайние меры в случае необходимости: Я никогда не буду его женою! я лучше решилась умереть…(о Швабрине). Маша Миронова Предводитель крестьянского восстания. Жесток, но справедлив, может быть и милосердным: Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай. Стремится помочь страдающему народу, хочет защитить слабых. Умный, смекалистый, энергичный. Считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную: Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью. Емельян Пугачев

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Дочка коменданта Белогорской крепости.
  • Простая, скромная, умная, естественная и необразованная:
  • Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей.
  • Поначалу трусливая и доверчивая, может решиться на крайние меры в случае необходимости:
  • Я никогда не буду его женою! я лучше решилась умереть…(о Швабрине).

Маша Миронова

  • Предводитель крестьянского восстания.
  • Жесток, но справедлив, может быть и милосердным:
  • Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай.
  • Стремится помочь страдающему народу, хочет защитить слабых.
  • Умный, смекалистый, энергичный.
  • Считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную:
  • Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью.

Емельян Пугачев

Жанровое своеобразие Произведению присущи жанровые особенности как повести, так и романа. «Капитанская дочка» - это социально-исторический роман. Его основу составляют реальные события крестьянской войны под предводительством Пугачёва, которые разворачиваются на фоне жизненных обстоятельств одной семьи (Гринёвых). Емельян Пугачёв – предводитель народного восстания и Крестьянской войны 1773-1775 гг. Самозванец, выдававший себя за убитого императора Петра III. Стремился к созданию свободного казацко-крестьянского царства

Жанровое своеобразие

  • Произведению присущи жанровые особенности как повести, так и романа.
  • «Капитанская дочка» - это социально-исторический роман. Его основу составляют реальные события крестьянской войны под предводительством Пугачёва, которые разворачиваются на фоне жизненных обстоятельств одной семьи (Гринёвых).

Емельян Пугачёв – предводитель народного восстания и Крестьянской войны 1773-1775 гг. Самозванец, выдававший себя за убитого императора Петра III. Стремился к созданию свободного казацко-крестьянского царства

Художественные особенности A. C. Пушкин придал своему произведению форму мемуаров, сочинённых Петром Гринёвым в зрелом возрасте для внуков. В романе неразрывно сочетается историческая достоверность и жизненная правда. Переплетение повествования об исторических личностях (Пугачёв, Екатерина II) и вымышленных персонажах (Гринёв, Швабрин, Маша Миронова). Характер главного героя - Петра Гринёва - даётся в развитии. Обилие фольклорного материала: пословицы, поговорки, сказки, разбойничьи песни

Художественные особенности

  • A. C. Пушкин придал своему произведению форму мемуаров, сочинённых Петром Гринёвым в зрелом возрасте для внуков.
  • В романе неразрывно сочетается историческая достоверность и жизненная правда.
  • Переплетение повествования об исторических личностях (Пугачёв, Екатерина II) и вымышленных персонажах (Гринёв, Швабрин, Маша Миронова).
  • Характер главного героя - Петра Гринёва - даётся в развитии.
  • Обилие фольклорного материала: пословицы, поговорки, сказки, разбойничьи песни
Художественные средства Образы-символы: буря, буран; кинжал; орёл, ворон; виселица; путь, дорога; могила; сон Гринёва. Эпиграфы: один ко всему роману и по одному к каждой главе (всего 17); отражают авторскую позицию и раскрывают содержание глав. Сказкой об орле и вороне Пугачёв хотел донести до Гринёва мысль, что лучше биться за то, во что веришь, и погибнуть, чем бездействовать. Пусть даже битва заведомо проиграна, но власть всё же обратит внимание на простой народ, который устал от рабства и нищеты

Художественные средства

  • Образы-символы: буря, буран; кинжал; орёл, ворон; виселица; путь, дорога; могила; сон Гринёва.
  • Эпиграфы: один ко всему роману и по одному к каждой главе (всего 17); отражают авторскую позицию и раскрывают содержание глав.

Сказкой об орле и вороне Пугачёв хотел донести до Гринёва мысль, что лучше биться за то, во что веришь, и погибнуть, чем бездействовать. Пусть даже битва заведомо проиграна, но власть всё же обратит внимание на простой народ, который устал от рабства и нищеты