Литературное чтение
Знакомство с названием раздела
«Природа и мы»
4 класс
Речевая разминка
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Их пожалейте, люди!
Не обижайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
Море без рыб – не море,
Земля без зверей – не земля.
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк
(1852—1912)
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852г., в Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин.
Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.
В 1866г. Дмитрий Мамин был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Потом будущий писатель учился на ветеринара в Петербургской медико-хирургической академии. Но, проучившись год, вынужден быть оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).
Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. Через год умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.
В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике Урала, общается с людьми имеющими огромный жизненный опыт.
В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год умирает его жена, оставив дочь Аленушку на руках отца
О произведениях
- В своих произведениях Мамин - Сибиряк создал картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быт людей, проживавших на Урале. Дмитрий Наркисович внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его произведения самых различных жанров, в них передан дух русского народа, его мощь, трудолюбие, любовь к жизни.
Мамин-Сибиряк начинает писать для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.
Произведения для детей
- "Алёнушкины сказки".
- "Балабурда".
- "Вертел".
- "В каменном колодце".
- "Волшебник".
- "В горах".
- "Емеля-охотник".
- "Зелёная война".
- Легенды:
- "Медведко".
- "На реке Чусовой".
- "На пути".
Экранизации
- Ерш и воробей (2001, мультфильм)
- На золотом дне - спектакль
- Приваловские миллионы (1972)
- Сказочка про козявочку (1985,мультфильм)
- Сказка про Комара Комаровича (1980,мультфильм)
- Сказка про храброго зайца (1978, мультфильм)
- Серая шейка (1948, мультфильм)
К детской литературе Дмитрий Наркисович относился очень серьезно. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа.
2 ноября 1912 года после обострения болезни Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк скончался. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Спустя всего два года рядом было погребено тело его дочери – Елены Дмитриевны Маминой.
В 1956 году прах писателя перенесли на Волковское кладбище.
Память
- В честь писателя названо несколько улиц, в том числе одна из них находится в Екатеринбурге.
- В Екатеринбурге на улице Пушкина есть дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, открывшийся в 1946 году.
- В 1963 году имя писателя получил Нижнетагильский драматический театр
- Писатель изображён на лицевой стороне купюры номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска.
Приемыш?
- - В словаре русского языка Ожегова говориться так: «Приемыш – приемный сын или приемная дочь. И мы с вами сегодня узнаем, о каком приемыше идет речь в нашем рассказе.
- - А о чем вам захотелось узнать, прочитав название рассказа?
- - Я предлагаю вам план работы над произведением.
План
- 1.Познакомиться с героями.
- 2.Определить, кто такой приемыш?
- 3.Выяснить главную мысль рассказа.
- 4.Высказать свое отношение.
Словарная работа
- Церемония – торжественный порядок проведения чего – либо
- Доспехи – воинское или тяжеловесное снаряжение
- Протока – узкая речка, соединяющая два водоема
- Сайма – рыбацкая стоянка
- Муштровать (муштра) – суровая система воспитания
- Бобыль – одинокий бессемейный человек
- Увечить – наносить кому –то раны (увечья)
- Хиреет – становится слабым (хилым)
- Божья тварь – созданная богом, природой
Рефлексия
а) Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…
б) Рассказ помог понять, что…
в) Для меня было сложным…
г) Мне понравилось…
Спасибо за внимание!