СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему «Интонация и музыкальный образ» (2 класс)

Категория: Музыка
Тема: УРОК 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 2 четверти «Интонационное многообразие музыки».

 Цель: Углублённое изучение интонационной природы музыки.

Задачи:

- различать и классифицировать интонации как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию;

- исследовать на примере романсов Даргомыжского средства перевода человеческой речи (декламация) в музыкальную интонацию;

- исследовать зависимость смысла от интонации на примере 5-й симфонии Бетховена;

- развивать умение анализировать услышанную музыку; сравнивать, обобщать, говорить о характере музыки.

Просмотр содержимого презентации
«2 кл. Урок II.2_Интонация и муз.образ»

Интонация и музыкальный образ Презентация к уроку музыки  (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс). Тема урока: Интонационное многообразие музыки. Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области

Интонация и музыкальный образ

Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс). Тема урока: Интонационное многообразие музыки.

Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанска Тамбовской области

Цель: Углублённое изучение интонационной природы музыки ЗАДАЧИ:

Цель: Углублённое изучение интонационной природы музыки

ЗАДАЧИ:

  • Различать и классифицировать интонации по жанровым истокам и по эмоционально-образному содержанию;
  • Исследовать на примере романсов Даргомыжского средства перевода человеческой речи в музыкальную интонацию;
  • Исследовать зависимость смысла от интонации на примере 5-й симфонии Бетховена;
  • Уметь анализировать услышанную музыку; сравнивать, обобщать, говорить о характере музыки.
Перепелочка , белорусская народная песня Н аша перепёлка старенькая стала. Припев. А у перепёлочки головка болела. Припев. А у перепёлочки заболели ножки. Припев. А у перепёлочки заболела спинка. Припев. А у перепёлочки маленькие детки. Припев. П оиграй же с нами, перепёлочка. Припев.  Повтори: пиано (piano) – ? меццо пиано (mezzo piano) – ?  реприза – ?

Перепелочка , белорусская народная песня

Н аша перепёлка старенькая стала.

Припев.

А у перепёлочки головка болела.

Припев.

А у перепёлочки заболели ножки.

Припев.

А у перепёлочки заболела спинка.

Припев.

А у перепёлочки маленькие детки.

Припев.

П оиграй же с нами, перепёлочка.

Припев.

  • Повтори:

пиано (piano)?

меццо пиано (mezzo piano)?

реприза?

Игра «Интонационный обман»  Определи по звучанию музыки, какая из начальных интонаций принадлежит мужчине, а какая — женщине?  Вспомни, повтори: Интонация — это характеристика какого-либо явления или действующего лица. Интонация - это собственная оценка-отношение слышимой характеристики.

Игра «Интонационный обман»

  • Определи по звучанию музыки, какая из начальных интонаций принадлежит мужчине, а какая — женщине?
  • Вспомни, повтори:

Интонация — это характеристика какого-либо явления или действующего лица.

Интонация - это собственная оценка-отношение слышимой характеристики.

Игра «Интонационный обман»

Игра «Интонационный обман»

Романс «Титулярный советник» (муз. А.С. Даргомыжского)

Романс «Титулярный советник» (муз. А.С. Даргомыжского)

  • О чем или о ком рассказывается в тексте романса?
  • П очему же любовь оказалась отвергнутой?
Музыкальный анализ В романсе «Титулярный советник» поётся не только о мужчине и женщине, но и о социальном неравенстве. Поэтому интонации-характеристики меняются местами.  У дивительна точность попадания в содержание образов. П осмотри на «клавиатуру»: интонация титулярного советника расположена в очень узком пространстве - в пределах секунды, а генеральской дочери — квинта (на сколько рангов выше!).

Музыкальный анализ

В романсе «Титулярный советник» поётся не только о мужчине и женщине, но и о социальном неравенстве. Поэтому интонации-характеристики меняются местами.

У дивительна точность попадания в содержание образов.

  • П осмотри на «клавиатуру»:

интонация титулярного советника расположена в очень узком пространстве - в пределах секунды,

а генеральской дочери — квинта (на сколько рангов выше!).

Музыкальный анализ М узыкальное повествование отличается краткостью, простотой и выразительным контрастом интонаций образов : униженно, смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, гордо, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным мелодическим скачком, затем звучит шире. П ри словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, передающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер - человек отвергнут, оскорблен.  Р ельефно передано состояние эйфории , в котором купается герой, как бы отрешась от земной несправедливости: в его сознании зримо стирается образ генеральской дочери. П рием контрастного сопоставления образов дан в романсе «Титулярный советник» очень ярко. Музыкальные интонации в романсе удивительно пластично сливаются с речевыми.

Музыкальный анализ

М узыкальное повествование отличается краткостью, простотой и выразительным контрастом интонаций образов : униженно, смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, гордо, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным мелодическим скачком, затем звучит шире.

П ри словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, передающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер - человек отвергнут, оскорблен. 

Р ельефно передано состояние эйфории , в котором купается герой, как бы отрешась от земной несправедливости: в его сознании зримо стирается образ генеральской дочери.

П рием контрастного сопоставления образов дан в романсе «Титулярный советник» очень ярко. Музыкальные интонации в романсе удивительно пластично сливаются с речевыми.

Главный принцип Даргомыжского (его кредо): «Хочу, чтобы звук прямо передавал слово. Хочу правды». «Когда Лев Толстой услышал романс «Титулярный советник», он вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы». (Из воспоминаний Ф. Шаляпина) Даргомыжский «…владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга…».  (Б. Асафьев) А.С. Даргомыжский (1813-1869)

Главный принцип Даргомыжского (его кредо):

«Хочу, чтобы звук прямо передавал слово. Хочу правды».

«Когда Лев Толстой услышал романс «Титулярный советник», он вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы».

(Из воспоминаний Ф. Шаляпина)

Даргомыжский «…владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга…».

(Б. Асафьев)

А.С. Даргомыжский (1813-1869)

ОПЕРЫ: «Русалка», «Мазепа», «Эсмеральда», «Каменный гость» и др.  ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА: «Болеро», «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»), «Казачок», «Чухонская фантазия». ПЕСНИ И РОМАНСЫ: «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал», «Я Вас любил…» (сл. А.С. Пушкина), «Мне грустно» (сл. М.Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (сл. А. Дельвига) и другие на слова Кольцова, Пушкина, Лермонтова и других поэтов.  ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Творчество а. Даргомыжского

ОПЕРЫ: «Русалка», «Мазепа», «Эсмеральда», «Каменный гость» и др.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА: «Болеро», «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»), «Казачок», «Чухонская фантазия».

ПЕСНИ И РОМАНСЫ: «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал», «Я Вас любил…» (сл. А.С. Пушкина), «Мне грустно» (сл. М.Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (сл. А. Дельвига) и другие на слова Кольцова, Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Творчество а. Даргомыжского

Романс А.С. Даргомыжского «Старый капрал» в исполнении Ф.И . Шаляпина Э тот романс является миниатюрной музыкальной энциклопедией: в нём интонационно-выразительные средства, развитие и построение музыки совершенно неотделимы от содержания произведения и друг от друга. О браз капрала — «отца солдат», как он сам себя называет, — очень богат и поэтому все куплеты носят совершенно различный характер.

Романс А.С. Даргомыжского «Старый капрал» в исполнении Ф.И . Шаляпина

Э тот романс является миниатюрной музыкальной энциклопедией: в нём интонационно-выразительные средства, развитие и построение музыки совершенно неотделимы от содержания произведения и друг от друга.

О браз капрала — «отца солдат», как он сам себя называет, — очень богат и поэтому все куплеты носят совершенно различный характер.

Музыкальный анализ К акие чувства услышали? К аким предстает перед нами образ старого капрала? П ри помощи каких средств музыкального языка подчеркивается выразительность вокальной партии? К какой области музыки (песенность, танцевальность, маршевость) можно отнести этот музыкальный портрет? К акие интонационные признаки помогли это понять?
  • Музыкальный анализ
  • К акие чувства услышали?
  • К аким предстает перед нами образ старого капрала?
  • П ри помощи каких средств музыкального языка подчеркивается выразительность вокальной партии?
  • К какой области музыки (песенность, танцевальность, маршевость) можно отнести этот музыкальный портрет?
  • К акие интонационные признаки помогли это понять?

Ф.И. Шаляпин (1873-1938)

«Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя» К ак называется эта интонация?
  • «Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя»
  • К ак называется эта интонация? Каковы её посылы - основное содержание?
  • К аков характер интонации этой самой судьбы?
  • В каком произведении, какого автора звучит эта тема?
  • К акова основная мысль - идея всего произведения?
  • М ожет ли вырасти из этого «зерна-интонации» не гнетущий, необратимый рок, а образ героя?
«Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя» П рослушай, как этот «мотив»
  • «Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя»
  • П рослушай, как этот «мотив» звучит в 3-ей части симфонии. Что изменилось?

Кто это здесь, что за герой?

Кто это здесь, кто ты такой?

  • К акие чувства и эмоции вызывает эта тема сейчас?
  • Ч ей образ она нарисовала?
  • П одумай, почему первая тема звучит всякий раз почти одинаково, а вторая — маршевая — звучит в повторах по-разному?
«Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя»
  • «Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя»

Бе тховен написал первую тему-интонацию почти неизменной (даже в середине экспозиции, когда она немного разрабатывается, ощущается «прикованность» к одной и той же интонации). Он как бы всё время возвращается к одной и той же волнующей его исходной мысли.

М аршевую тему при этом всё время меняет, будто ищет ответ в этом энергичном маршевом направлении, и всё более и более настойчиво.

Ч ем больше возрастает напряжение маршевой темы, тем ярче становится контраст между обеими музыкальными мыслями: первая тема при повторах приобретает всё более жуткую, даже тревожно-таинственную окраску. Рядом с возрастающей мощью, силой, энергией маршевой темы каждое возвращение становится как бы «провалом», мрачным и затаённым.

Музыка выражает человеческие чувства и мысли Л. Бетховен «Веселая. Грустная»  «Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств». Людвиг ван Бетховен М узыку создаёт человек и создаёт её для людей, поэтому в музыке выражаются мысли и чувства человека. У читься петь и играть выразительно – значит выражать человеческие мысли и чувства.

Музыка выражает человеческие чувства и мысли

Л. Бетховен «Веселая. Грустная»

«Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств».

Людвиг ван Бетховен

М узыку создаёт человек и создаёт её для людей, поэтому в музыке выражаются мысли и чувства человека.

У читься петь и играть выразительно – значит выражать человеческие мысли и чувства.

  • Б ывает, что почти все люди в мире любят одну и ту же музыку, которую услышал внутри себя один человек! Подумай, почему, ведь все мы такие разные?
  • М ожно ли представить, что кто-то услышит нечто весёлое при исполнении «Грустной» и нечто грустное при исполнении «Весёлой»?!
  • П очему люди, видя и слыша по-разному, все-равно видят и слышат одно и то же? Что объединяет в этом людей?
Разучиваем, поём, играем О брати внимание на обведённые слоги с нотами: оттого, как их спеть - чуть пониже, чуть повыше, чуть поближе к предыдущей или последующей ноте или подальше от неё, – зависит настроение, чувство, выраженное в попевке. О предели, где более радостное чувство, где грустное… Спой оба варианта.
  • Разучиваем, поём, играем
  • О брати внимание на обведённые слоги с нотами:

оттого, как их спеть - чуть пониже, чуть повыше, чуть поближе к предыдущей или последующей ноте или подальше от неё, – зависит настроение, чувство, выраженное в попевке.

  • О предели, где более радостное чувство, где грустное… Спой оба варианта.

Разучиваем, поём, играем В ыучи песню.
  • Разучиваем, поём, играем
  • В ыучи песню.
  • И сполни её с разной интонацией:
  • со сменой темпа
  • со сменой динамики

Разучиваем, поём, играем П рослушай аккомпанемент песни «Падает снег». С какой интонацией будешь её исполнять? В ыучи, спой песню.
  • Разучиваем, поём, играем
  • П рослушай аккомпанемент песни «Падает снег».

С какой интонацией будешь её исполнять?

  • В ыучи, спой песню.

Вывод «Музыка живёт как интонация, и потому музыка есть искусство интонируемого смысла».  Б.В. Асафьев «Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия». Л.В. Бетховен «Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». Л.В. Бетховен

Вывод

«Музыка живёт как интонация, и потому музыка есть искусство интонируемого смысла».

Б.В. Асафьев

«Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».

Л.В. Бетховен

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».

Л.В. Бетховен

Продолжи высказывание С егодня я узнал… Б ыло интересно… Б ыло трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Т еперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… М еня удивило… У рок дал мне для жизни… М не захотелось…
  • Продолжи высказывание
  • С егодня я узнал…
  • Б ыло интересно…
  • Б ыло трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Т еперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • М еня удивило…
  • У рок дал мне для жизни…
  • М не захотелось…
Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

  • http://musike.ru/
  • https://nsportal.ru/
  • https://ru.citaty.net/avtory/liudvig-van-betkhoven/
  • https://www.liveinternet.ru/journal
  • https://znanija.com/task/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!