СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему «Приметы времени и природные явления в музыке» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 2 четверти «Начинаем разговор о содержании музыки».

Цели и задачи урока:

- дать учащимся представления о содержании музыки; на примере музыки Чайковского из «Времен года» исследовать вопрос «Что такое музыкальное содержание?»;

- учить распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;

- иметь представление  о средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа; знакомить с отдельными элементами музыкального языка: лад, темп, тембр, динамика, регистр;

- способствовать формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Просмотр содержимого презентации
«Приметы времени в музыке»

Приметы времени и природные явления в музыке Презентация  к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Начинаем разговор о содержании музыки Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области

Приметы времени и природные явления в музыке

Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Начинаем разговор о содержании музыки

Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза

Н.И. Бореева

г. Моршанска Тамбовской области

ЦЕЛЬ: Исследование вопроса «Что такое музыкальное содержание?» ЗАДАЧИ:

ЦЕЛЬ: Исследование вопроса «Что такое музыкальное содержание?»

ЗАДАЧИ:

  • иметь представления о содержании музыки;
  • на примере музыки Чайковского из «Времен года» исследовать вопрос «Что такое музыкальное содержание?»;
  • распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;
  • иметь представление о средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа;
  • познакомиться с отдельными элементами музыкального языка: лад, темп, тембр, динамика, регистр.
Озвучиваем пейзаж

Озвучиваем пейзаж

Озвучиваем пейзаж

Озвучиваем пейзаж

  • К ак в музыке передать ощущение пространства?
  • К ак передать в музыке холод, падающие снежинки?
  • П одбери темп для музыки картины.
  • В какой стороне клавиатуры будет звучать эта музыкальная картина?
  • Ч то еще может звучать в этом пространстве?
  • Д осочини музыкальный пейзаж .
Колокола на Руси В старину течение времени и жизненного пространства часто измерялось колокольным звоном. К олоколом созывали народ на вече, специальным «метельным» звоном будили замерзающего, набатным или всполошным – возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным «гласом» приветствовали царей и победителей. П од звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, так и в жизни отдельного человека.  К олокольный звон будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее. Г олос колокола всегда был и будет понятен «без слов» – он взывает к человеческой Душе.

Колокола на Руси

В старину течение времени и жизненного пространства часто измерялось колокольным звоном.

К олоколом созывали народ на вече, специальным «метельным» звоном будили замерзающего, набатным или всполошным – возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным «гласом» приветствовали царей и победителей.

П од звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, так и в жизни отдельного человека.

К олокольный звон будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее.

Г олос колокола всегда был и будет понятен «без слов» – он взывает к человеческой Душе.

О чем рассказали колокольные звоны? Пасхальный звон Будничный звон Благовест. Пасхальный трезвон Звон к заутрене Водосвятный звон Рождественский звон Колокольный набат

О чем рассказали колокольные звоны?

Пасхальный звон

Будничный звон

Благовест. Пасхальный трезвон

Звон к заутрене

Водосвятный звон

Рождественский звон

Колокольный набат

Времена года в музыке  П.И. Чайковского Ц икл «Времена года» состоит из 12 музыкальных пьес. Каждая пьеса получила стихотворный эпиграф русских поэтов. М узыка цикла наполнена любовью к жизни, восхищением ею. В музыкальных образах запечатлены бескрайние русские просторы и деревенский быт, картины городских пейзажей и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Времена года в музыке П.И. Чайковского

Ц икл «Времена года» состоит из 12 музыкальных пьес. Каждая пьеса получила стихотворный эпиграф русских поэтов.

М узыка цикла наполнена любовью к жизни, восхищением ею. В музыкальных образах запечатлены бескрайние русские просторы и деревенский быт, картины городских пейзажей и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Н ачинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, похожего на звуки гулкого, громкоголосого охотничьего рога. И сразу же за этим сигналом совершенно ясно слышится скачка — стремительный, чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. М узыка Чайковского передаёт старинную, «псовую» охоту:  много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным зовом рогов. О хота была характерной деталью русского быта XIX века, проходила шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. О хота была забавой, требовавшей от ее участников силы, ловкости, темперамента и азарта.  Сентябрь. Охота

Н ачинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, похожего на звуки гулкого, громкоголосого охотничьего рога. И сразу же за этим сигналом совершенно ясно слышится скачка — стремительный, чёткий и звонкий топот лошадиных копыт.

М узыка Чайковского передаёт старинную, «псовую» охоту:  много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным зовом рогов.

О хота была характерной деталью русского быта XIX века, проходила шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. О хота была забавой, требовавшей от ее участников силы, ловкости, темперамента и азарта. 

Сентябрь. Охота

«Псовая» охота в русской литературе  «Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом и ножом на поясе, ехал впереди всех... Около задних ног его лошади пёстрым, волнующим клубком бежали сомкнутые гончие...» Л.Н. Толстой. Охота. Гл. «Детство» Пора, пора! рога трубят; Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах... А.С. Пушкин

«Псовая» охота в русской литературе

«Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом и ножом на поясе, ехал впереди всех... Около задних ног его лошади пёстрым, волнующим клубком бежали сомкнутые гончие...»

Л.Н. Толстой. Охота. Гл. «Детство»

Пора, пора! рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах...

А.С. Пушкин

Январь. У кам е лька

Т епло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет...

В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

М узыка «Января» - вначале спокойная, неторопливая, будто ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина.

М ягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой.

Н о вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фразочка — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.

Ч то же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем.

З атихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

Январь. У камелька

И мирный неги уголок  

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела…

А.С. Пушкин

Ноябрь. На тройке С лушаешь музыку «Ноября» - и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шкуру, а лошади несут тебя по снежной дороге. К ругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, песня. Всё ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикреплённые на тройке лошадей. Весёлый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение.  И снова - песня без слов. П ротяжные, ямщицкие песни обычно были невесёлыми. Откуда взяться веселью? Всю жизнь в дороге - дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне. Е й аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки. Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши… Н. Некрасов. Тройка

Ноябрь. На тройке

С лушаешь музыку «Ноября» - и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шкуру, а лошади несут тебя по снежной дороге.

К ругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, песня. Всё ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикреплённые на тройке лошадей. Весёлый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. 

И снова - песня без слов.

П ротяжные, ямщицкие песни обычно были невесёлыми. Откуда взяться веселью? Всю жизнь в дороге - дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне.

Е й аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши…

Н. Некрасов. Тройка

Детские годы Чайковского Стихи шестилетнего П.И. Чайковского «В долгие зимние вечера старшие дети семьи Чайковских вместе с Фанни любили сидеть в комнате, освещённой только лампадой, и рассказывать по очереди разные истории... Любимейшими для Пети были рассказы о Жанне д’Арк и о Людовике XVII...» «...Мать, заметив, что я испытываю самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу музыки, которая преподала мне музыкальные основы...» О, Родина, я так тебя люблю, Я не хочу покидать тебя, Я живу здесь, здесь и умру, О, Родина, моя дорогая земля... Мой родной город невелик и немноголюден, Но я всегда буду любить его. О, Родина, как я буду грустить, Если мне придётся тебя покинуть...

Детские годы Чайковского

Стихи шестилетнего П.И. Чайковского

«В долгие зимние вечера старшие дети семьи Чайковских вместе с Фанни любили сидеть в комнате, освещённой только лампадой, и рассказывать по очереди разные истории... Любимейшими для Пети были рассказы о Жанне д’Арк и о Людовике XVII...»

«...Мать, заметив, что я испытываю самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу музыки, которая преподала мне музыкальные основы...»

О, Родина, я так тебя люблю,

Я не хочу покидать тебя,

Я живу здесь, здесь и умру,

О, Родина, моя дорогая земля...

Мой родной город невелик и немноголюден,

Но я всегда буду любить его.

О, Родина, как я буду грустить,

Если мне придётся тебя покинуть...

Детские годы Чайковского Мать композитора А.А. Чайковская Отец композитора И.П. Чайковский Портрет композитора П.И. Чайковского в детстве «...Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку...» «...Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня радует, когда я грустен...»

Детские годы Чайковского

Мать композитора А.А. Чайковская

Отец композитора И.П. Чайковский

Портрет композитора П.И. Чайковского в детстве

«...Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку...»

«...Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня радует, когда я грустен...»

Детские годы Чайковского Гувернантка Фанни Дюрбах Дом-музей П.И. Чайковского в г. Воткинске

Детские годы Чайковского

Гувернантка Фанни Дюрбах

Дом-музей П.И. Чайковского в г. Воткинске

Здесь живёт музыка Чайковского «...Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь...» «Я нанял дом в Клину для будущего жилья. (…) Большой, комфортабельный, по шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть – и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. (…) Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный. Может быть, впоследствии я его и куплю», – признавался Пётр Ильич Чайковский в письме своему брату Анатолию Ильичу.

Здесь живёт музыка Чайковского

«...Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь...»

«Я нанял дом в Клину для будущего жилья. (…) Большой, комфортабельный, по шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть – и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. (…) Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный. Может быть, впоследствии я его и куплю», – признавался Пётр Ильич Чайковский в письме своему брату Анатолию Ильичу.

Здесь живёт музыка Чайковского Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину «Чтение есть одно из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно...»

Здесь живёт музыка Чайковского

Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину

«Чтение есть одно из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно...»

Здесь живёт музыка Чайковского Кабинет-гостиная. На стенах – фотографии родных, друзей, учеников

Здесь живёт музыка Чайковского

Кабинет-гостиная. На стенах – фотографии родных, друзей, учеников

Подумай, ответь К ак выражаются в музыке приметы и явления в наше время? Назови песни, рассказывающие о красоте окружающей природы, о природных явлениях (снеге, дожде, радуге). К ак эти природные явления воплощены в музыкальном искусстве? Какие музыкальные краски используются? К ак музыкальные краски передают впечатления об улетающих в теплые края птицах, о первом снеге?

Подумай, ответь

К ак выражаются в музыке приметы и явления в наше время? Назови песни, рассказывающие о красоте окружающей природы, о природных явлениях (снеге, дожде, радуге).

К ак эти природные явления воплощены в музыкальном искусстве? Какие музыкальные краски используются?

К ак музыкальные краски передают впечатления об улетающих в теплые края птицах, о первом снеге?

Падает снег (Ст. В. Приходько )

Падает снег (Ст. В. Приходько )

Выучи, спой 1 . Ш орох какой-то слышишь, 3. Т о лежит, отдыхает. Если глядишь в окно. Видно был путь далёк. Падает снег на крыши, То над рекой порхает. Точно в немом кино. Легкий, как мотылек. Припев: Припев. С лышишь или не слышишь? 4.  К ажется, что он сладкий. Шепчется, шебуршит. Вот бы сбежать к реке, Падает снег, падает снег, Вот бы лизнуть украдкой Снег за окном кружит. Звездочку на руке! Припев. 2.  П адает снег на крыши, Будто лебяжий пух. Слышишь или не слышишь, А напрягаешь слух. Припев.

Выучи, спой

1 . Ш орох какой-то слышишь,

3. Т о лежит, отдыхает.

Если глядишь в окно.

Видно был путь далёк.

Падает снег на крыши,

То над рекой порхает.

Точно в немом кино.

Легкий, как мотылек.

Припев:

Припев.

С лышишь или не слышишь?

4. К ажется, что он сладкий.

Шепчется, шебуршит.

Вот бы сбежать к реке,

Падает снег, падает снег,

Вот бы лизнуть украдкой

Снег за окном кружит.

Звездочку на руке!

Припев.

2. П адает снег на крыши,

Будто лебяжий пух.

Слышишь или не слышишь,

А напрягаешь слух.

Припев.

Вывод М узыка – огромная и прекрасная страна. В музыке, как и в жизни, разное время года или какое-либо жизненное явление может быть наполнено разным содержанием и совершенно по-разному звучать.

Вывод

М узыка – огромная и прекрасная страна.

В музыке, как и в жизни, разное время года или какое-либо жизненное явление может быть наполнено разным содержанием и совершенно по-разному звучать.

Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

  • http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki
  • https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4381291/
  • https://www.liveinternet.ru/users/veresenj/rubric/3963732/
  • https :// yandex.ru/images/search?pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fpa1.narvii.com%2F6802%2F4cb155c4a1b111107a0d72e9d2877ecddeac8f90_hq.gif
  • https :// сезоны-года.рф /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!