Приметы времени и природные явления в музыке
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Начинаем разговор о содержании музыки
Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
ЦЕЛЬ: Исследование вопроса «Что такое музыкальное содержание?»
ЗАДАЧИ:
- иметь представления о содержании музыки;
- на примере музыки Чайковского из «Времен года» исследовать вопрос «Что такое музыкальное содержание?»;
- распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;
- иметь представление о средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа;
- познакомиться с отдельными элементами музыкального языка: лад, темп, тембр, динамика, регистр.
Озвучиваем пейзаж
Озвучиваем пейзаж
- К ак в музыке передать ощущение пространства?
- К ак передать в музыке холод, падающие снежинки?
- П одбери темп для музыки картины.
- В какой стороне клавиатуры будет звучать эта музыкальная картина?
- Ч то еще может звучать в этом пространстве?
- Д осочини музыкальный пейзаж .
Колокола на Руси
В старину течение времени и жизненного пространства часто измерялось колокольным звоном.
К олоколом созывали народ на вече, специальным «метельным» звоном будили замерзающего, набатным или всполошным – возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным «гласом» приветствовали царей и победителей.
П од звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, так и в жизни отдельного человека.
К олокольный звон будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее.
Г олос колокола всегда был и будет понятен «без слов» – он взывает к человеческой Душе.
О чем рассказали колокольные звоны?
Пасхальный звон
Будничный звон
Благовест. Пасхальный трезвон
Звон к заутрене
Водосвятный звон
Рождественский звон
Колокольный набат
Времена года в музыке П.И. Чайковского
Ц икл «Времена года» состоит из 12 музыкальных пьес. Каждая пьеса получила стихотворный эпиграф русских поэтов.
М узыка цикла наполнена любовью к жизни, восхищением ею. В музыкальных образах запечатлены бескрайние русские просторы и деревенский быт, картины городских пейзажей и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
Н ачинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, похожего на звуки гулкого, громкоголосого охотничьего рога. И сразу же за этим сигналом совершенно ясно слышится скачка — стремительный, чёткий и звонкий топот лошадиных копыт.
М узыка Чайковского передаёт старинную, «псовую» охоту: много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным зовом рогов.
О хота была характерной деталью русского быта XIX века, проходила шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. О хота была забавой, требовавшей от ее участников силы, ловкости, темперамента и азарта.
Сентябрь. Охота
«Псовая» охота в русской литературе
«Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом и ножом на поясе, ехал впереди всех... Около задних ног его лошади пёстрым, волнующим клубком бежали сомкнутые гончие...»
Л.Н. Толстой. Охота. Гл. «Детство»
Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах...
А.С. Пушкин
Январь. У кам е лька
Т епло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет...
В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
М узыка «Января» - вначале спокойная, неторопливая, будто ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина.
М ягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой.
Н о вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фразочка — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.
Ч то же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем.
З атихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.
Январь. У камелька
И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела…
А.С. Пушкин
Ноябрь. На тройке
С лушаешь музыку «Ноября» - и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шкуру, а лошади несут тебя по снежной дороге.
К ругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, песня. Всё ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикреплённые на тройке лошадей. Весёлый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение.
И снова - песня без слов.
П ротяжные, ямщицкие песни обычно были невесёлыми. Откуда взяться веселью? Всю жизнь в дороге - дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне.
Е й аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши…
Н. Некрасов. Тройка
Детские годы Чайковского
Стихи шестилетнего П.И. Чайковского
«В долгие зимние вечера старшие дети семьи Чайковских вместе с Фанни любили сидеть в комнате, освещённой только лампадой, и рассказывать по очереди разные истории... Любимейшими для Пети были рассказы о Жанне д’Арк и о Людовике XVII...»
«...Мать, заметив, что я испытываю самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу музыки, которая преподала мне музыкальные основы...»
О, Родина, я так тебя люблю,
Я не хочу покидать тебя,
Я живу здесь, здесь и умру,
О, Родина, моя дорогая земля...
Мой родной город невелик и немноголюден,
Но я всегда буду любить его.
О, Родина, как я буду грустить,
Если мне придётся тебя покинуть...
Детские годы Чайковского
Мать композитора А.А. Чайковская
Отец композитора И.П. Чайковский
Портрет композитора П.И. Чайковского в детстве
«...Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку...»
«...Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня радует, когда я грустен...»
Детские годы Чайковского
Гувернантка Фанни Дюрбах
Дом-музей П.И. Чайковского в г. Воткинске
Здесь живёт музыка Чайковского
«...Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь...»
«Я нанял дом в Клину для будущего жилья. (…) Большой, комфортабельный, по шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть – и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. (…) Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный. Может быть, впоследствии я его и куплю», – признавался Пётр Ильич Чайковский в письме своему брату Анатолию Ильичу.
Здесь живёт музыка Чайковского
Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину
«Чтение есть одно из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно...»
Здесь живёт музыка Чайковского
Кабинет-гостиная. На стенах – фотографии родных, друзей, учеников
Подумай, ответь
К ак выражаются в музыке приметы и явления в наше время? Назови песни, рассказывающие о красоте окружающей природы, о природных явлениях (снеге, дожде, радуге).
К ак эти природные явления воплощены в музыкальном искусстве? Какие музыкальные краски используются?
К ак музыкальные краски передают впечатления об улетающих в теплые края птицах, о первом снеге?
Падает снег (Ст. В. Приходько )
Выучи, спой
1 . Ш орох какой-то слышишь,
3. Т о лежит, отдыхает.
Если глядишь в окно.
Видно был путь далёк.
Падает снег на крыши,
То над рекой порхает.
Точно в немом кино.
Легкий, как мотылек.
Припев:
Припев.
С лышишь или не слышишь?
4. К ажется, что он сладкий.
Шепчется, шебуршит.
Вот бы сбежать к реке,
Падает снег, падает снег,
Вот бы лизнуть украдкой
Снег за окном кружит.
Звездочку на руке!
Припев.
2. П адает снег на крыши,
Будто лебяжий пух.
Слышишь или не слышишь,
А напрягаешь слух.
Припев.
Вывод
М узыка – огромная и прекрасная страна.
В музыке, как и в жизни, разное время года или какое-либо жизненное явление может быть наполнено разным содержанием и совершенно по-разному звучать.
Используемые ресурсы
- http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki
- https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4381291/
- https://www.liveinternet.ru/users/veresenj/rubric/3963732/
- https :// yandex.ru/images/search?pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fpa1.narvii.com%2F6802%2F4cb155c4a1b111107a0d72e9d2877ecddeac8f90_hq.gif
- https :// сезоны-года.рф /