Народное искусство
Древней Руси
Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: 1) церковная музыка 2) народное музыкальное творчество – фольклор.
Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с грозными силами природы - солнцем, ветром, дождем... В их честь славяне совершали обряды, которые сопровождали песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
Яркими представителями народного творчества были скоморохи - странствующие актеры, потешавшие народ песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
Скоморохи вызывали живейший интерес у зрителей, которые и сами принимали участие в плясках и игрищах. Зимой скоморохи веселили народ на Святках и Масленице, летом - на Троицу, где сам праздник сопровождался полуязыческими обрядами.
"О жизни, быте и нравах русского народа" Н. И. Костомаров
Когда народ собирался на кладбищах, то "сначала плакали, голосили, причитывали по родным, потом появлялись скоморохи и гудцы и причудницы: плач и сетование изменялись в веселие; пели и плясали".
Скоморохи разделялись на
осёдлых
гулящих
- Оседлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия.
- профессиональные актеры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.
Бродили скоморохи по Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке.
Тверской Рожок ( Жалейка )
Волынка
Гусли крыловидные
Н.Римский-Корсаков Пляска скоморохов
"Скоморохи". Эскиз мужских костюмов к спектаклю. 1935.
«Садко» опера Н.А. Римского-Корсакова
Ещё то чадо да тут Вавила Видит: люди тут да не простые,
Не простые люди-то, святые;
Он походит с ними да скоморошить.
Он повел их да ведь домой же. Ещё тут честна вдова да тут Ненила
Ещё стала тут да их кормити. Понесла она хлебы-то ржаные
- А и стали хлебы-то пшеничны; Понесла она курицу варёну
- Ещё курица да ведь взлетела, На печной столб села да запела.
Вавило и
скоморохи
Через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. К тому же репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную, антигосподскую направленность.
В 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов:
"А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь".
Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались.
Образы певцов-гусляров Баяна, Садко запечатлены в старинных народных преданиях, легендах, былинах, а также в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, созданных в более позднее время.
Певцы русской старины -
Так называли гусляров — сказителей былин.
«У Баяна вещего, бывало,
Если петь он начинал о ком,
Мысль, как серый волк,
в степи бежала,
Поднималась в облака орлом…»
«Слово о полку Игореве»
перевод Н. И. Рыленкова
Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Слово былины происходит от слова быль , то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину В былинах воспеваются богатыри , в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги Народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой.
Примеры для рисования
Домашняя работа:
Нарисовать композицию со скоморохом или клоуном, прислать фото учителю до 3 декабря