Окружающий мир 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Вода»
Подготовила учитель начальных классов
МОУ Акатьевская ООШ
Харитонова Л.Е.
Тип урока: урок-исследование
Цель:
ознакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов, значением экологически чистой воды для человека, животных и растений.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.
I. Организационный момент
Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.
Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.
А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.
Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда !
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
1.Тест
2. Фронтальный опрос
- Перечислите свойства воздуха.
- Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
- Отчего загрязняется воздух?
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
III. Самоопределение к деятельности
Французский писатель, автор книги «Маленький принц»
Антуан де Сент Экзюпери
так сказал об этом веществе:
« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни!
Ты – сама жизнь!»
- Назовите самую главную жидкость на земле. (Вода.)
- Сегодня на уроке будем говорить о воде и ее свойствах.
IV. Работа по теме урока
Кругом вода, а с питьём беда.
Беседа о воде. Работа с учебником с.51.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!
V. Практическая работа . Работа в группах.
Свойства воды
Вода не имеет своей формы,
а принимает форму того сосуда,
в который налита.
2. Вывод: Вода течёт.
V. Практическая работа.
Имеет ли вода цвет?
вода
молоко
Вывод: вода бесцветна
и прозрачна
Имеет ли вода запах?
Вывод: вода не имеет запаха
Имеет ли вода вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Что произойдёт, если в воду добавить соль?
Солёная
вода
Вывод: Вода растворяет
некоторые твёрдые тела
А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, и вода проходит через него.
Что происходит с водой
при нагревании и охлаждении ?
Горячая
вода
Лёд
Вывод:
при нагревании вода расширяется,
а при охлаждении сжимается
V. ФИЗМИНУТКА
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
Карта исследований.
Что такое вода? _____________.
Свойства воды:
Опыт 1. _____________________.
Опыт 2. _____________________ .
Опыт 3. _____________________ .
Опыт 4. _____________________.
Опыт 5. _____________________.
Опыт 6. _____________________.
Опыт 7. _____________________.
Опыт 8. _____________________.
Опыт 9. _____________________.
Карта исследований.
Что такое вода? Вода – вещество.
Свойства воды:
Опыт 1. Воды принимает форму сосуда.
Опыт 2. Вода течё т.
Опыт 3. Не имеет запаха .
Опыт 4. Не имеет вкуса.
Опыт 5. Вода бесцветна.
Опыт 6. Вода прозрачна.
Опыт 7. Вода – растворитель.
Опыт 8. При нагревании расширяется.
Опыт 9. При охлаждении сжимается.
Сколько воды на планете?
Какая вода
встречается в природе ?
Где встречается
солёная вода?
океан
МОРЕ
Где встречается пресная вода ?
родник
река
озёро
болото
Пресной воды
на Земле мало
Вывод:
Кому нужна вода ?
VI. Закрепление изученного материала
- 1. Выполнение заданий в рабочей тетради
- № 3(с.22). Взаимопроверка.
- № 5 (с. 23). Повторяют свойства воды.
- Работа с таблицей. Свойства воздуха и воды. (Работа в парах)
- Составление синквейна.
VII. Рефлексия.
VIII.Подведение итогов урока
Вывод: вода – это жизнь! Без неё не проживёшь!
Не умыться , не напиться
без воды. Листику не распуститься
без воды. Без воды прожить не могут Птица , зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
Выскажи своё мнение по поводу увиденного.
Почему погибли эти животные?
Валим отходы и мусор мы в реки, Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья, Смотрите же, люди, вперед!
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
Вывод:
1.Нельзя в водоёмы выбрасывать мусор.
От загрязнения воды страдает всё живое.
2. Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами.
От них погибают растения и животные, чахнут растения на берегах.
3. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.
Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды,
вырубать леса вокруг водоёмов.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.
2. Рабочая тетрадь: № 1, 2, 4 (с. 20-22).
Интернет-ресурсы и литература:
- http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz
- Журнал «Педагогическое мастерство» №3 2003г.
- «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», Н.Т.Брыкина,
О.Е.Жиренко, Москва: «Вако», 2004г.
4. Фотографии из личного архива Яковенко О.Б.