ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
- Основоположники - американские ученые Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Джинни Стилл («Чтение и письмо для развития критического мышления»)
- 1997г. – данная технология появилась в российском образовании и с 2006 активно внедряется.
- Российские педагоги – М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О, Загашев, И.В. Муштавинская
Ключевой тезис
«Конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности.
Трехфазовая структура технологии:
ВЫЗОВ (evocation) – пробуждение
Важно соблюдение определенных условий:
- активность участников процесса
- разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д.
ОСМЫСЛЕНИЕ (realization) – осмысление новой информации
РЕФЛЕКСИЯ (reflection)
Фаза «Вызов»
ЦЕЛИ:
- Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
- Активизация деятельности учащихся.
- Формирование мотивации на учебную деятельность.
- Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.
ПРИЕМЫ:
- Мозговая атака
- Прогнозирование
- Альтернативный тест правильные или неправильные высказывания)
- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте.
- Корзина идей
- Кластер
- Таблица «3-Х-У»
Фаза «Осмысление» (реализация смысла)
ПРИЕМЫ :
- Чтение текста маркировкой по методу insert;
- Выделение ключевых слов подчеркиванием
- Таблица «3-Х-У
ЦЕЛИ:
- Получение обучаемыми нового знания
- Формирование понимания и систематизация знаний соотнесения уже известного с новым
- Освоение способа работы с информацией
- Поддержка целей поставленных на стадии вызова
Фаза «Рефлексия» (размышление)
ПРИЕМЫ :
- Творческая работа –синквейн
- Введение дневника
- Письмо другу
- Достраивание кластера из ключевых слов
- Перепутанные логические цепи
ЦЕЛИ:
- Присвоение нового знания
- Создание целостного представления о предмете изучения
- Постановка новых целей в учебной деятельности
- Оценка и самооценка развития обучаемых в теме
Критическое мышление
Критическое мышление - это
Один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
- наблюдательность;
- умение анализировать и сравнивать;
- умение обобщать и делать выводы;
- умение аргументировать и приводить примеры;
- креативность;
- коммуникабельность;
- самостоятельность;
- мобильность и гибкость;
- логика;
- широкий кругозор.
Главная цель ТРКМ
развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно .
Для этого необходимо:
- развитие критического мышления;
- обучение рефлексии;
- развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня.
Репродуктивный уровень знания (знание, понимание)
Продуктивный (применение, анализ, синтез)
Метакогнитивный (способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализ, самооценка
способность к самообразованию)
Функции фазы «Вызов»
мотивационная (запуск, направление, поддержание усилий для выполнения учебной деятельности)
систематизационная (приёмы ТРКМ: кластеры, концептуальные/ сводные таблицы и др.)
целеполагания (систематизация на стадии вызова, выбор направления изучения темы, собственные цели)
Функции фазы «Осмысление»
Новые знания (лекция, текст параграфа, опыт, видеофильм и т.д.)
Новый материал с учётом запросов учащихся, их опыта по данной теме
Сохранение интереса учащихся к изучаемой теме при работе с новой информацией
Функции фазы «Рефлексия»
организация обсуждения пройденного
как изменились знания от стадии вызова до стадии рефлексии
оценка учащимся своей работы в команде, своего понимания пройденного
развитие рефлексивных метаконгнитивных умений учащихся
формирование самостоятельности мышления, сознательное управление образовательным процессом в системе «учитель-ученик»
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
- Предметные - усвоении конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета.
- Метапредметные - освоенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
- Личностные - система ценностных отношений обучающихся – к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам.
.
Ученые и практики ищут пути формирования вышеназванных умений.
ТРКМ– один из путей, способствующих их развитию
Систематизация приемов ТРКМ
- Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:
Кластеры. • Таблица «Инсерт». • Прием «Общее – уникальное». • Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?». • Стратегия «Фишбон». • «Бортовой журнал
- Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:
«Инсерт». • Дневники: двухчастный и трехчастный. • Чтение с остановками. • Стратегия «Идеал». • Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов. • Таблица «ПМИ» или «ПМ?». • Таблица «Сравнение источников»
- Умение формулировать и решать проблемы:
Стратегия «Фишбон». • Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями: • Прием «Выглядит, как… Звучит, как…» • Синквейн. • «Концептуальное колесо».
- Умение вести аргументированную дискуссию:
Таблица «перекрестной дискуссии».
Систематизация приемов ТРКМ
- Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:
Синквейн. • Кластеры. • Эссе и другие приемы рефлексивного письма. • Прием «Общее – уникальное». • Сводная таблица. • Рамка. • Двухрядный круглый стол.
- Умения в области само и взаимооценки:
Лист взаимооценки. • Парная письменная взаимооценка. • Градация. • Совокупная оценка.
- Умение планировать собственную учебную деятельность:
Таблица «Верные – неверные утверждения». • Вопросы «Верите ли вы?». • Кластеры. • Портфолио.
Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие)
Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»
- Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов.
Таблица «ПМИ» и «ПМ?» «плюс – минус – интересно» , «плюс – минус – вопрос»
- При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается.
Таблица «Верные – неверные утверждения»
- Позволяет организовать работу в режиме технологии, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет.
Кластеры
- Кластер (пер. «пучок, созвездие) - это графический приём, систематизатор информации, которые показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
Кластер «Солнечная система»
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
- это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Преимущества ТРКМ
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа.
- Обучающиеся овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение.
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми.
- Формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный познавательный текст.