Тема урока: Глагол. Повторение.
Цели урока:
- систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе;
- формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
- Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!
А.Югов
Лингвистическая сказка
- Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил ... Там что-то выкопает , там построит , там склеит , там пришьет , и все волнуется : успею ли помочь , добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть ? А ты как думаешь ? Успеет ? Сможет ? Добежит ?
- Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: «Мы обозначаем действие".
Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений.
- Как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.
- - Как изменяются глаголы?
- - Какие три времени есть у этой части речи?
- - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Шутки - прибаутки
Что хочется мальчикам?
Мальчикам хочет ся драт ся, с утра и до ночи купат ся, в грязи поминутно валят ся и в разных железках копат ся.
ь
ь
ь
ь
Что хочется девочкам?
Хочет ся им наряжат ся, конфетами объедат ся, с подружками пошептат ся и в брошках-серёжках копат ся.
ь
ь
ь
ь
Послушаем сказку «Сила любви»!
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: " Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: " Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".
«Автомобиль знаний»
«Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт
(Не)взял, (не)хочет, (не)пустить, (не)навидит, (не)было, (не)был, (не)равнять, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал .
В тетради Пети Двойкина
Чем объяснить ошибки в употреблении глаголов в этих примерах? Исправьте предложения.
Мы наметили посетить городской музей и вынести из него всё самое ценное, самое интересное.
На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей.
Отдохни!
Петя мечтает
… Если б мыло Приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло - Хорошо бы это было! Если б, скажем, Мне Волшебник Подарил такой учебник, Чтобы он бы Сам бы Мог Отвечать любой урок…
Если б ручку мне в придачу, Чтоб могла Решить задачу, Написать диктант любой - Всё сама, Само собой! Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали все Свои места - Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настала! Знай гуляй и отдыхай! Тут и мама б перестала Говорить, что я лентяй…
Б. Заходер
Весёлые диалоги
ь
- Степан, ты спиш ? - Сплю, Иван! - А почему же ты со мной разговариваеш ? - Как ты не понимаеш ! Это я во сне.
- Маша, ты боиш ся мышей? - Ну, вот ещё! - А почему ты визжиш , когда увидиш мышь? – Это я других предупреждаю, которые боятся!
- Знаеш , я вчера чуть не заполучил такую рыбину…, такую огромную, тяжёлую! - И что? Не смог вытащить? - Понимаеш , денег не хватило…
ь
ь
ь
ь
ь
ь
ь
Задание для шустриков
Какой частью речи являются выделенные слова?
- Коридор домой и иди домой .
- Топила печь и стала печь .
- Снежное покрывало все поле покрывало .
- Острая пила – пила молоко
- Стекло молоко – чистое стекло
- Рой пчёл – рой яму
- Стих ветер – выучи стих
Говорите правильно!
- Залезаю Звон и шь Положить
- Залезаешь Надеть на Одеть
- Хотите Включ и шь Хочешь
- Поезжай Облегч и шь Началс я
- Съезди Трите
- Зажжёшь Стрижёшь
- Трём
Сила русского глагола
Грачи прилетели! И потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега. Вот-вот зазеленеет земля, заголубеют воды, задымятся пашни. Грачи прилетели – весну принесли! Н.Сладков
Сила русского глагола
- Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
Найдите конец!
- 1). Кто умеет веселиться, (…)
- 2). Не плюй в колодец - (…)
- 3). Не надо хвалиться, (…)
- 4). Кто любит трудиться, (…)
- 5). Кто хочет от жизни толку добиться, (…)
- 6). Нечего тому страшиться, (…)
- 1) тот должен много трудиться.
- 2) который ничего не боится.
- 3) коли не знаешь, как рожь родится.
- 4) тому без дела не сидится.
- 5) того горе боится.
- 6) пригодится воды напиться.
- Назовите звукоподражательные глаголы: чирикать, лаять, блеять, кукарекать…
Вопросы - загадки
- В каком глаголе 100 отрицаний?
- В каком глаголе 100 букв Й?
- Форма какого глагола состоит из 100 букв Ю?
- Кто говорит на всех языках?
- Как превратить существительные воз, нос, пыл, быт, быль, пример?
Домашнее задание
Составьте лингвистическую сказку
- 1) Рассказ о приключениях Глагола, потерявшего лицо.
- 2) Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе -ся.
- 3) Зачем Глаголу столько видов?
- 4) Как много времен у Глагола?
- 5) Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!
- 6) Наклонение, привыкшее повелевать!
- 7) Это мечтательное наклонение.
- 8) Как виды Глагола делили чередующиеся гласные в корне.